Чайная церемония по-казахски
19.01.2017 6908
Чай занял свое место в культуре питания казахов. До середины XIX века чай пили в основном только зажиточные казахи. А во второй половине XIX века чай начали употреблять все слои казахского общества

Чай проник в казахскую среду именно через Россию, и его употребление в среде кочевников было связано с изменением быта. Распространение чая и культуры чаепития в Казахстане происходило во второй половине XIX века.

Основным проводником его распространения была российская администрация. Чай получил распространение сначала среди элиты казахского общества – ханов, султанов, а затем дешевизна товара, изменение уклада жизни кочевников приводят к расширению его употребления простыми кочевниками.

В Государственном архиве Оренбургской области сохранилось письмо вице-канцлера графа Нессельроде, направленное военному губернатору Оренбургского края графу П.К. Эссену в 1829 году, где говорилось: "ввести между кочевыми народами (казахами и башкирами), обитающими за Уралом, привычку употребления кирпичного чая, которая должна принести выгоду казне Российского государства в торговле с Китаем, в частности на Кяхтинской таможне". Главным аргументом явилось то, что такие подвластные России кочевые народы "монгольского племени Буряты и Калмыки силою времени и обычая получили к такому чаю охоту, что ныне находят в ней почти классный предмет пищи и питья трезвого, здорового и дешевого. Даже наши поселяне, живущие в смежности с ними, заимствовали от них ту же привычку, способствующую при том и к сбереженью стад, ибо как те, так и другие употребляют кирпичный чай, легко обходятся без мяса".

Он рекомендует "искать новые пути для продажи китайского чая: кочевые народы, за Уралом обитающие, коих и нужно приучать, подобно вышеуказанным племенам, пить тот чай", и предлагает выдавать казахам, "в Оренбург приезжающим, для возбуждения в них охоты в виде подарков по несколько брусков кирпичного чая".

Чай из "чужого" напитка превращается в "свой" в период трансформации общества. В этот период он становится доступным для всех. Главное условие для этого – переход от кочевого быта к полуоседлому и оседлому.

Бейбит Даулбаев в работе "Рассказ о жизни киргиз Николаевского уезда Тургайской области с 1830 по 1880 год", описал культурно-бытовые изменения в жизни казахов за 50 лет. Среди этих изменений он указал внедрение чаепития в традиции кочевников. "С 1853 года сначала бедные, а потом и богатые стали заниматься хлебопашеством, и с того же времени киргизы начали жить роскошно и сытно и между прочими предметами роскоши стали употреблять чай. Чай сначала пили из чугунных кумганов (рукомойников), потом из медных чайников и, наконец, уже начали пользоваться самоварами. В 1854 году при одном народном собрании, между прочими разговорами, коснулись чаепития и стали считать самовары; оказалось… чаю теперь из 10 семейств разве только одно не употребляет".

Переход к оседлому образу жизни казахов и распространение русского самовара, при котором заваривание чая превратилось в быстрое и несложное дело, способствовали распространению чая среди кочевников.

Русский самовар выполнял функцию не только бытовой посуды, но и социальную. В "Русском архиве" сохранился интересный рассказ о роли самовара. В Петербурге произошла беседа князя М.С. Воронцова, прибывшего с Кавказа, с русским купцом В.А. Кокоревым, который в это время был откупщиком на Кавказе. Во время беседы князь сообщил, что ищет людей в Ставрополе, которым он бы мог давать разные поручения для сближения мирных аулов с немирными путем гражданского завоевания последних посредством развития знакомства и торговых интересов. На что В.А. Кокорев ответил: "… а позвольте мне рекомендовать Вам такого фактора для сближения, который никогда ничего не перепутает, а будет постоянно основывать, хотя и медленную, но прочную связь сношений. Рекомендуемый мною фактор – просто русский самовар. На западной границе мы сходимся с соседями иногда на пиве, а на восточной можем всегда сходиться на самоваре, который азиатцы до такой степени любят, что при появлении самоваров в мирных аулах туда станут ездить из аулов немирных, чтоб рассиживать долго и пить чаю много, обобщаясь в это время разными беседами".

Имперская правящая элита была заинтересована во внедрении чая среди кочевников. Министерство иностранных дел решило увеличить торговлю кирпичным чаем. Его потребителями были народы Сибири, и здесь возник вопрос: "Нельзя ли обучить и других инородцев, обитавших в России, употреблению кирпичного чая?". Внимание было обращено на казахов.

Одна из причин употребления чая казахами в XIX веке указывается, например, в "Тургайской газете": "…в нашей степи, при сухом, накаленном в 45-50 градусов воздухе, при отсутствии здорового, утоляющего жажду питья, этот благотворный напиток – чай необходим, чтобы хоть сколько-нибудь освежить себя и прогнать ту горечь и истому, какие являются следствием употребления горько-соленой стоячей воды".

Постепенно казахское чаепитие начало оформляться в церемонию. Уважение к гостю определялось тем, кто наливает чай и поскольку. Если налили чашку чая до краев, это означает, что вы нежеланный гость. Чай наливают понемногу: наполовину или меньше чашки. Сначала молоко, потом крепкая заварка.

Казахстан огромен, и традиция чаепития в разных регионах отличается. На юге республики – Южно-Казахстанской, Кызылординской областях, а также в Атырауской, Мангистауской и юго-восточной части Актюбинской областей Западного Казахстана чай подают в маленьких пиалах, а в остальных регионах – в средних или больших. Такая специфика напрямую связана с природно-климатическими условиями этих регионов. Там, где жаркий климат, посредством маленьких глотков чая из наполовину наполненной чашки можно в определенной степени утолить жажду.

Чай наливает женщина, ее статус и возраст говорят об уважении к гостю. Обычно это невестка (келин) или жена хозяина дома, которая не вмешивалась в разговор мужчин. Она внимательно наблюдают за бесперебойным чаепитием многочисленных гостей и, не дожидаясь просьб с их стороны, постоянно наполняет их пиалы, пока они не напьются или вежливо не откажутся.

Чай не принято допивать до дна, это было дурным тоном. Пьется всегда свежезаваренный чай из чашек без ручки, пиал. К чаю подавали сушеные молочные продукты: курт, иримшик, сарысу.

Здесь же наряду с традиционно общепринятым красным чаем с молоком, употребляют зеленый чай, особенно после калорийной и жирной пищи. В других регионах, наоборот, с прохладным и умеренным климатом, пьют полную пиалу.

Завершение чаепития всегда рассматривается присутствующими как своего рода извещение о том, что время визита подходит к концу. И здесь один из уважаемых гостей произносит благословение («шайдың батасы»). После еды хозяин предлагает гостям помыть руки. Закончив трапезу, гости должны расходиться не сразу, а постепенно.

Широкое распространение традиций чаепития было связано с тем, что он придавал процедуре употребления чая статусный характер, структурируя общество (впрочем, как и любой ритуал совместной трапезы), а также данный напиток, имея множество полезных свойств (согревающий зимой и утоляющий жажду летом и т.д.), существенно дополнил пищевой рацион номадов. Таким образом, культура чаепития стала частью культуры казахского народа.

Махаббат БОЛЬШИНА

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)