ЗАЧЕМ ДЖИГИТЫ ГЛОТАЛИ ТОБЫК (ЛОДЫЖКУ)?
05.01.2017 2170
В народе было понятие, что лодыжка выйдет с того места, которое называет сам человек. Это желание загадывалась до того, как глотали лодыжку

У каждого народа есть самобытная культура, обычаи, национальный менталитет. Все эти традиции живут вместе с народом и передаются из поколения в поколение. Но не все выдерживают борьбу со временем. Если одни из них исчезают, другие обновляются и меняются. К таким древним традициям, которые сегодня забывается относится традиция «тобық жұту» («глотание лодыжки»). У казахов издревле существовал обычай «тобық жұту». Его обычно выполняли дети и юноши. Они в основном глотали лодыжку для высказывания гордости. Обмениваясь клятвами между собой, высказывая друг-другу наилучшие пожелания, они стремились быть лучшими. Иногда взрослые заставляли своих детей проглотить лодыжку. Посредством глотания лодыжек определяли будущее ребенка, формировали его мечты и стремления. Также, они загадывали самые сокровенные желания и верили, что они обязательно сбудутся. Ученый этнограф, системно исследовавший традиции казахского народа, Бикумар Камалашулы в своей книге «Традиции казахского народа» пишет, что «тобық жұту» - это древний обычай казахов, который выполнялся в целях исполнения желаний. У казахов есть поверье, что поглощенный тобык («лодыжка») выйдет с того места, которое загадали при глотании. Но мало кто видел, как появлялась лодыжка на том или ином месте.

По правилам, человек, проглотивший лодыжку должен был говорить: если буду я батыром – выходи из сердца, если буду я балуаном – выходи из локтя, если буду я оратором – выходи из горла, если буду я мастером – выходи из руки, если буду я быстроногим – выходи из ступни, если буду я счастливым – выходи из лба. В народе верили, что лодыжка вылезет именно из того места, которое загадал человек. Эти пожелания высказывались до того, как проглотить лодыжку. Главной целью этого обычая – придание детям надежды на будущее, устремить их к хорошему, светлому.

Для выполнения этого обычая выбирали лодыжку зайца. Потому что, она была маленького размера, без хрящей. Его удобно было и проглотить.  Среди четырех видов домашнего скота лодыжку верблюда вообще невозможно было проглотить. Но в некоторых источниках есть сведения, что были в народе батыры, которые рискнули проглотить лодыжку верблюда. Одним из них был – Назар (Кырыкканбас) батыр. 

Для перехода на статью о батыре, опубликованной на нашем сайте

Еще один из древних обычаев касательно лодыжки – «Тобық жасыру» («скрывание лодыжки»). Об этой традиции великий писатель И. Есеберлин говорил: «В казахской традиции обмен лодыжками является не только простой игрой между девушкой и джигитом, здесь кроется иная глубокая тайна, которую понимают только две молодые». Скрывание лодыжки – одна из игр, где обмениваются клятвами. Например, джигит и девушка обещают друг-другу подарить часы или дорогой ковер, если не смогут вовремя найти спрятанную лодыжку.  Через год или через пять лет, джигит, который должен вернуть лодыжку спрашивает того, у которого он спрятан. Если тот не находит его у себя – значит он проиграл. Согласно правилу игры, проигравший должен отдать ему обещанную вещь. Таких игр было очень много в древности. Игра воспитывает людей к аккуратности, внимательности и бережливости. Порой игра эта переходила в любовь между молодыми.  По словам известного журналиста Зангара Каримхана, его дед Каримхан затеял спор со своим другом Толеу, играя в игру «тобық жасыру». Аксакал Толеу после того, как загнал свыше двух тысяч овец в скотный двор, попросил Каримхана вернуть ему лодыжку. Тогда Каримхан отдал ему маленькую косточку, спрятанную под язык.

Все эти обычаи и традиции имеют под собой основу воспитания молодого поколения. Почему же нам сегодня не возродить такие древние обычаи, как «тобық жұту» и «тобық жасыру»,  и придать им особенности народной культуры. 

Алтынбек ХУМЫРЗАХУЛЫ

Перевод: Гульнур Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)