Задаш Дукенбаева: куда примкнуть ученым?
23.01.2018 1857
Институт истории государства КН МОН РК продолжает работу по обсуждению Послания Президента РК Н.А. Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»

17 января 2018 года Институтом истории государства КН МОН РК был организован круглый стол, посвященный обсуждению основных моментов Послания Президента РК Н.А. Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции».

В работе круглого стола приняли участие научные сотрудники Института истории государства, ученые-преподаватели вузов и колледжей, учителя средних школ столицы.

Модератор Буркитбай АЯГАН предложил участникам обсудить проблемы и перспективы развития Республики Казахстан, положение государства в контексте современных глобальных тенденций.

«Каких-то сто лет назад США не имели особого международного статуса, а сейчас это мировая супердержава. В середине прошлого века Китай демонстрировал самый низкий уровень промышленного развития, а сейчас весь мир зависит от промышленного производства КНР. Индустриализация уже была в истории Казахстана в 20-30 годы ХХ века. Карагандинская промышленность получила развитие, но поднималась она на плечах заключенных», - сделал сравнение директор Института, открывая работу круглого стола. 

С основным докладом выступила д.и.н. профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Задаш ДУКЕНБАЕВА.

- Раньше я не придавала особого значения идее «цифровой Казахстан». Перед нами, учеными, стояли  другие задачи, например по переходу на латиницу и т.д. Но сейчас видно на наших студентах, они не читают книги. Почему? Потому что все доступно в интернете, не надо стоять в очереди за той или иной книгой. Даже учащиеся передовых школ, например, Назарбаев интеллектуальных школ, используют для учебы цифровые инструменты, планшеты, смартфоны. В развитии программы «Рухани жаңғыру» надо активно применять современные технологии и книги должны занять свое место в каждом смартфоне. В недавнем Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Президент обратил внимание на поддержку учителей, им поднимут зарплату, это очень хорошо. А как же вузовские профессора и преподаватели? У ученых ситуация до сих пор тяжелая, без изменений. Об этом надо говорить! Нам говорят, пишите хорошие книги, публикуйте статьи в рейтинговых журналах. А как это сделает бедный ученый? К какой прослойке ему надо примкнуть? – задается вопросом профессор Задаш Оразгалиевна.

Еркеш НУРПЕИСОВ в своем выступлении обратил внимание на один важный момент – местное самоуправление.

- Этим вопросом я занимаюсь с 1992 года. За это время 2 законопроекта вносились в Парламент. Прекрасные проекты, все органично, грамотно. Но оба раза их развернули только из-за отсутствия экономической основы. А в этот раз в послании сказано о том, что 7 видов налогов будут оставаться местным органам самоуправления. Налоги будут поступать, бюджет можно утверждать. Когда экономическая составляющая есть, можно продолжать дальше. Теперь можно приступить к принятию закона о местном самоуправлении. Нужно, чтобы акимы районов избирались.

Лепуда МУКАТАЕВА, к.и.н., доцент Университета КАЗГЮУ, обратила внимание на проблемы образования.

- Что такое современный университет? Это далеко не то, что было раньше. Сейчас это учреждение, которое занимается оказанием образовательных услуг и предложений. В связи с этим изминалась и концепция университетского образования. Правда, в этой реформе пришлось пожертвовать некоторыми дисциплинами. Жертвами стали гуманитарные науки: политология, социология, философия и другие. Провинциальные университеты сделали эти дисциплины элективными, то есть по выбору. Как известно, история Казахстана уступила место «Современной истории Казахстана». Но мы продолжаем изучать историю казахской государственности от возникновения Казахского ханства до революционных процессов 1917 года. Все это благодаря программе «Рухани жаңғыру». Мы учим молодежь размышлять, анализировать. Главным в учебном процессе становится не знание исторических дат, а способность отследить движение исторического процесса в целом. В университете сложилась уникальная методика обучения. На первом этапе студенты получают теоретические знания, на втором этапе посещают исторические места, где происходили те или иные события. И на третьем этапе студенты, освоив теорию и проникнувшись духом прошлого, ставят театральную постановку. Накануне Дня независимости силами студентов был поставлен спектакль «Сонғы хан».

Выступления основных докладчиков перешли в бурные дебаты участников круглого стола. Общественность продолжает обсуждение Послания.