Целью Аттилы было – уничтожить непоколебимую власть Римско-Византийской империи. 22 июня 415 года в решающей битве на Каталаунских полях гунны не смогли прорвать позицию Римской объединенной армии
По сей день вызывают горячее обсуждение великая битва между гуннами Аттилы и вестготов Рима под командованием Аэция, которая осталась в истории под названием «Битва народов». Мнения тоже рознятся по поводу погибших на Каталаунском поле которая якобы проходила битва по одним сведениям 20 июня, а по другим данным после 20 июня. Одни историки говорят погибло 165 тысяч человек, другие говорят, что, погибло 300 тысяч человек. Как бы не говорили, основная причина великого переселения, оказавшего огромное влияние на развитие цивилизации несомненно вызывает интересы. В этой связи предлагаем вашему вниманию отдельные отрывки из книги Р.Ахметова «От скифов до татар».
Шествие гуннов
Началось усиливаться господство сунну на Волга-Уральской территории. Соседние племена угор подчинялись им. Сунну-гуннам подчинялись племена среднего и нижнего Поволжья (сообщество «Идель»), рода, происходящие от близких между собой скиф-саков и кипчаков. Сарматы начали отходить на запад, частично на юг. Территория, подвластная хунну, за 150 лет расширилось от Балтики до Каспия (Гуннское море). Государство гуннов в середине IV века тесно смешалось с империей остготов, в состав которого входили славянские и большая часть угро-финских племен.
Схожесть многих тюркских и древнегерманских клинописей (но, не звучание) возможна из-за смешения остготов сначала со скифами (саки-саксы-саксоны) затем с гуннами. Первое столкновение с остготами переросло в активное восстание гуннов на западе. В 375 году гуннам подчинялись все степные территории Причерноморья. Сарматы, оказывая сопротивление гуннам, продолжали двигаться на запад. Они до последнего вынуждены были быть сторонниками Византии и Рима. В конце концов большая часть сарматов смешалась с франками, по некоторым данным с предками шотландцев. Часть аланов отделилась от гуннов (375 г). Конница аланов вместе с вестготами и вандалами отправилась в Северную Италию и Африку, Португалию и Испанию. Именно с этой поры конные войска появились в Западноевропейских и Североафриканских государствах. Многие бедуины с верблюдов пересели на коней. Распространение ислама изначально шло с помощью арабской конницы. Вышеназванные аланы смешались со многими народами. Но, большая их часть входила в состав союза гуннов. В конце ІХ века потомки этих аланов отделились от Хазарского каганата и создали свое государство, просуществовавшее до монгольского нашествия. Их современные потомки – осетины. А оставшаяся часть аланов смешалась с булгарами и хазарами.
Рождение новых народов
После ухода основной части гуннов из Приволжья значительная их часть (предположительно су-ас, су-аз – «оставшиеся от сунну», суваз, чаваш) осталась там и образовала основу предков нынешних чувашей. От сунну 155 года в чувашском языке могли остаться древнемонгольские слова. То, что чаваши всегда жили на северо-западе тюркского мира, спасло чувашский язык от смешения с другими родственными языками. Такое же положение было и у сахи. У этих двух народов сохранились многие слова древнетюркского и скифо-гунно-булгарского языков. Отсутствие влияния на эти языки арабского и персидского языков важно в изучении древнетюркского языка и истории.
В «гунских войсках» Волги и Урала могли быть и «мишары». После ухода на Запад основной части гуннов некоторые рода эрзи и мокшиев могли образовать мишаров. Двигавшиеся на запад сунну-гунны (на юге-эфталиты) увели с собой от дремучих лесов Южной Сибири скифов и саков на горные местности Алтая и Тянь-Шаня. А на оставшиеся после них земли стали заселяться в начале кочевые племена кипчаков, затем Енисейские киргизы. Саки и массагеты, двигаясь на юг с берегов Амударьи и Сырдарьи, основали государство сельджуков. На их земли заселились карлуки из Кашгарии, смешавшись с коренным населением той земли они основали нынешних узбеков.
Крест в Европу принесли гунны
Государство гуннов стало могущественной силой во времена Ругилы (Рух-иль). После смерти Ругилы (433 год), власть перешла в руки его племянника Атиллы (Ата-иль, Ат-илле, Итилле, Иделле). В эпоху его правления гунны стали могучей империей. В походах Атиллы принимали участие большая часть тюркоязычных племен и народов. Однако, особые впечатления оставили победы только гуннских войск. Разъяренные волы, запряженные в телеги обтянутые стальной броней, вооруженные копьями и кинжалами с изогнутыми клинком (у скифов кинжалы были прямыми) кавалеристы-лучники вызывали страх у народов Центральной Европы. Во многих западноевропейских письменных свидетельствах тех времен Атиллу и гуннов называли «Бич Божий». Во времена гунно-тюркских каганатов в Западной Европе появились военные термины точно переведенные на основе тюркского языка (командир, штаб, атака, маневр, парад и т.д.). Вообще, термин «атака» (от французского слова «аттакуе») – произошло от соединения слов «ат», «тақау», «тэкирек», «тақымдау». Означает «Быстрое приближение конем, нападение» («Атпен тез жақындап, шабуылдау»). Возможно, предки французов и других западноевропейцев много слышали боевой клич гуннов «аттаку» (аттақау). Сейчас в Казахстане можно встретить похожие на это слова, написанные на плакатах «аттан» (садись на коня, выходи на поход).
Парад: «па» - в персидско-турецком языках аффикс придающий значение «большой, важный, торжественный, высокий и т.д.» (патша, паша, падишах, Памир, папаха) и «рад-ряд» - означает ряд, отделение-группа, выстроиться в ряд. Тогда слова «парад» означает: выстроиться в торжественный строй. Рим и Константинополь тщательно изучали достижения гуннской армии. Например, Аэций (полководец Римской армии во время Каталаунской битвы) в молодости некоторое время жил во дворце Ругила. Но, все же Западная Европа не была еще готова признать военное искусство гуннов. Западная Европа до сих пор клевещет на них, стараясь оправдать свою беспомощность перед армией гуннов. Однако, это гунны «одели брюки и сапоги на европейцев», «научили пользоваться вилкой за столом».
Крест – знак Тенгри» изображен на победных знаменах гуннов стал «началом исчисления» христианского крестов.
Новая орда Атиллы
Гунны перешли через Карпатские горы и заселились в Венгрии и Югославии. В новой орде Аттилы были многоэтажные дворцы и деревянные дома. Использовались шатры, обрамленные разноцветными тканями. Нигде не указывается то, что во внешнем облике гуннов есть точные сходства с монголоидами. Конечно, и сейчас прослеживается его следы у смешавшихся с ними народов (венгры, немцы, российские угро-финны, фины). Эти сходства у немцев и финнов могли остаться от саксов Прибалтики, если финны происходили от скиф-саков. Обычно они крепкого телосложения, черноволосые, с глубоко посаженными узкими глазами (это может быть от того, что они часто смешивались с древними корейцами и китайцами) и имеют вогнутый нос. Женщины в качестве украшений одевали на одежду копейки и ювелирные украшения. Обычно это свойственно гуннам. Их называли «белые гунны, эфталиты».
Оказание милости «Вечному городу»
Целью Атиллы было разрушить нерушимую власть Римско-Византийской империи. В решающей битве на Каталаунском поле (северо-восточная Франция) 22 июня 415 года гунны не смогли прорвать линию Римской армии. Возникли трудности с провизией. Атилла был вынужден распустить союзную армию. В этой битве самые большие потери понесли германцы и готы, которые сражались на двух флангах. Многие историки считают этот поход одним из самых больших походов в истории человечества. Несмотря на такую неудачу, на следующий год гунны с малым войском завоевали Италию. Все думали, что «Рим пал». Папа Римский Понтифик, прося пощаду для римлян и «вечному» городу, вышел навстречу Атилле. Слабым местом гуннов было то, что они могли обеспечить сами себя продовольствием и кормовой культурой. Римляне использовали засуху того года как метод обороны, они укрепились в одном городе, а провизию на остальных территориях уничтожали. Гунны, завоевав город в Северной Италии и не найдя там продовольствия вынуждены были вернуться назад, так и не завоевав «вечный город». Лучшие армии Запада полегли при Каталаунской битве. Но, во время подготовки нового похода, в 453-м году внезапно умирает Атилла.
Побежденные перед победителями
Из-за разногласий между сыновьями Атиллы империя начала распадаться. В 454-м году во время битвы на берегу реки Недао погибает наследник Атиллы Эллак (Иль-ак, Иль-ақылы). Второй сын Ирник (Ир-няк) в 454-56-м годах уводит гуннов с западных Карпат в Причерноморье. В 463-м году восточных гуннов (акациров, в переводе с монгольского языка «белых воинов» («ақ әскерлер»)) побеждают угро-финские племена, ранее бывшие их подчиненными союзниками. «Мади-ары» (Люди Мади) были ведущими племенами восточных гуннов. Союз побежденных хунну-гунну и угро-финов явились основоположенниками народоа «хунн-угр-ар» или предками сегодняшних хунгар-венгров. Необходимо обратить внимание что, в новом названии победившее племя первым называет имя побежденного племени. Второе название – мадьяры. Это – показатель авторитета и славы гуннов. На ряду с походами гуннов несколько раз упоминается и названия подчиненных булгаров.
Западные гунны, заселившиеся в Причерноморье (соплеменники Атиллы) в 467-ом году были побеждены этими булгарами. Еще один сын Атиллы - Денгиз-их спешно пытался соединить оставшихся гуннов, но сам погибает. Его голова в 469-ом году была доставлена в Константинополь. Вместе с поражением сунну в Китае погибла и Империя гуннов в Европе. Однако, взлеты и падения обеих народов не опровергает того, что они не теряли связи, содействовали друг-другу. По сравнению с западными и китайскими хунну, сунну-эфталиты следующие два века вели войны на юге Евразии и искали себе «место под солнцем». Возможно в 472-ом году они повели свое войско до Каспия чтобы помочь своим северо-западным братьям. Но, поняв, что опоздали, вернулись в Среднюю Азию, Афганистан и Индию. В эпоху своего рассвета Тюркская держава (каганаты сунну, гуннов) взяла под свое крыло огромную территорию Центральной Евразии. Несмотря на большое пространство, разделяющее их тюркоязычные племена и рода всегда поддерживали связь между собой, быстро входили в подчинение любой мощной родственной власти, которая могла остановить междоусобицы.
Сокращенно перевел с иностранных языков Ерболат МАМЫРАЙХАН