ЖАКСЫЛЫК САБИТОВ: В НАШЕЙ ИСТОРИИ БЫЛИ ДВА КОБЫЛАНДЫ
17.11.2016 2993
Знаете ли вы, что известный нам с эпосов Кобланды был не единственным? Мы узнали об этом, побеседовав с молодым историком Сабитом Жаксылыковым

– Жаксылык Маратович, легенда о Кобланды, дошедшая да нас, рассказывает нам, что он был батыром, воевавшим с кызылбасами (кызылбаши-персы), а в ваших исследованиях присутствуют другие доводы. Помечу? 

– В целом по средневековой истории, в том числе по легенде о Кобланды нет конкретных данных, каждый историк дает свою оценку по-своему. О Кобланды батыре не было единого точки зрения и в целях сопоставления различных данных я взялся за изучением этого вопроса. Известно, что в истории были два Кобыланды. Одни историки датируют время его жизни началом XIV века, из-за предположения, что Казан кызылбас – это ильхан потомок Хулагу Газан, другая версия отождествление Алшагыра с Алшагыром, сыном казанского хана Махмутека, таким образом, согласно этой точке зрения Кобланды жил в первой и второй половине XV века. Коныратбаев А. считает, что эпос Кобланды пережил пять этапов развития (огуз-кыпшакская, печенегская, ногайлинская, узбек-казахская и джунгарская эпохи) и многие герои или враги восходят к разным эпохам. Для того, чтобы понять какая точка зрения более правильная, стоит просмотреть шежире кыпчаков, легенды о Кобланды, а также версии эпоса Кобланды. Если посмотреть Казахское шежире, то мы увидим, что Кобланды является сыном Токтарбая. Согласно легенде о Кобланды и Акжоле, у Абулхаир-хана (правил в 1430-1468 годах) было 2 советника каракипчак Кобланды и аргын Акжол (Даирходжа). Кобланды, из зависти убил Акжола. Об этом говорится в стихе-толгау отца Акжола Кодан-тайшы, который оплакивал сына. Эту легенду записали Ш. Кудайбердиев и  М. Тынышбаев.   Литературный талант Ильяса Есенберлина, красочно обрисовавшего эту легенду в своей трилогии «Кочевники», популяризировал эту легенду до национального уровня.  Но между научной истиной и легендой есть разрыв.

В 1969 году были изданы материалы по истории Казахского ханства. В данном сборнике были переведены многие летописи Шейбанидского круга, писавшие об Абулхаире и его эмирах, а также врагах. Среди многочисленных эмиров и врагов Абулхаира мы не встречаем ни имен Акжола и Кобланды (которые по казахским легендам были его ближайшими советниками), ни имен Жанибека и Керея. В материалах о становлении Казахского ханства есть данные, что Жанибек и Керей откочевали в Моголистан из-за обиды на Абулхаир хана, который отказался наказать Кобланды, из зависти убившего Акжола.   Среди казахов три наиболее популярных героя батырского эпоса: Едиге, каракыпшак Кобланды и Тама Шора. В отличие от Чуры Нарыкова и Едиге, Кобланды вообще не известен по средневековым письменным источникам. Поэтому вопрос о хронологии его жизни очень интересен.

– Таким образом, какой версии нам придерживаться, чтобы разобраться в запутанной истории?

–  Для всестороннего исследования о жизни Кобланды, необходимо обратить особое внимание на героический эпос Кобланды. Этот эпос был записан с уст Мурына жырау в 1942 году. Там говорится, что его отец Кыдырбай и что он происходит из рода каракипчаков.  Еще одна версия приводится в произведении Абубакира Диваева, опубликованном в 1922 году в Ташкенте. Героический эпос записан в Акмешите, здесь говорится, что отцом Кобланды был Токтарбай, а главным его врагом были кызылбаши. Я начертил такую схему, основываясь на собранные данные.

Регион, где жил жырау или была записана версия, имя отца Кобланды:          

1. Мангыстау (Младший жуз)  Кыдырбай

2. Кызыл-орда (Младший и Средний жузы)         Токтарбай

3. Уральск (Младший жуз)   Кыдырбай

4. Караганда (Средний жуз)         Токтарбай

5. Оренбург (Младший и Средний жузы)       Кыдырбай

6. Костанай (Средний жуз)    Токтарбай

7. Актобе (Младший жуз)     Токтарбай

8. Кызыл-Орда (Младший и Средний жузы) Токтарбай, сын Кыдыра

9. Актобе (Младший жуз)         Кыдырбай

10. Каракалпакстан (Младший жуз)      Кыдырбай

11. Уральск (Младший жуз) Кыдырбай

12. Актобе (Младший жуз)    Кыдырбай

13. Костанай (Средний жуз)    Токтарбай.

Таким образом, мы видим, что на территории Младшего жуза в героическом эпосе доминировала точка зрения о том, что отец Кобланды – Кыдырбай, в то время как в Среднем жузе, в героическом эпосе и шежире рода каракыпшак доминирует точка зрения, что его отца звали Токтарбай. Казахские кыпшаки имеют прямое отношение к Кобланды, сыну Токтарбая, в то время как версии эпоса Кобланды, сына Кыдырбая имеют, скорее всего, отношение к ногайцам.

 В ногайской версии эпос называется Копланлы. Действующими лицами являются Копланлы, Алшагыр, Карлыгаш (супруга Копланлы). Отец Копланлы не известен по имени, Копланлы принадлежит к племени Каракыпшак, Копланлы обращается к Барак-хану, чтобы отомстить Алшангиру, Копланлы воюет против Алшангира, уходит в другое ногайское ханство, оно подвергается нашествию кызылбашей (персов). Происходит бой Копланлы с правителем кызылбасов Касаном и предводителем грабителей Кобекли, Алшангир был избран ханом ногайскими биями, Копланлы освободившись от Алшангира бежит к Барак-хану, потом к мурзе Мамаю, Копланлы после победы на Алшангиром погибает от рук крымских грабителей.  Из этого можно сделать вывод, что Кобыланды в свое время был гордым, обладавшим своим собственным мнением перед правителями.

– Каковы ваши выводы касательно Кобланды батыра? 

– Рассматривая биографию Каракипчак Кобланды я проанализировал много информации, исторические данные, различные версии эпоса Кобыланды и пришел к заключению. Но я все еще продолжаю свои исследования, можно назвать это только началом. А что касается вашего вопроса, вполне можно предположить существование двух батыров под именем Кобланды. Один из них жил в эпоху Едиге, а другой жил в эпоху Алшагыра, потомка Едиге. Очень вероятно, что они оба принадлежали к роду Каракипчак, но один из них был сыном Токтарбая, а другой сыном Кыдырбая. Мы можем предположить, что Кобланды (Куба) Токтарбайулы жил в эпоху Тохтамыша, Едиге, Тамерлана, Ер Кокше и Аргына Кара-ходжи (вторая половина XIV века - начало XV века). В то время как его тезка из того же племени Кобланды Кыдырбайулы жил в последней четверти XV века – первой половины XVI века. Он, предположительно был внуком по женской линии правителя Ногайской Орды Мусы. Он был современником ногайских беков и мурз Хасана, Ямгурчи, Агиша, Алшагыра, Урака, Мамая, ханов Абугая, Ильбарса, Ибака и его брата Алшагыра, а также Барака, правившего в Ташкенте.

Беседовал Даулет ИЗТЕЛЕУ

Перевод: Г. Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)