С обретением Казахстаном независимости и каждым этапом становления суверенного государства неизмеримо актуализировалась учебная дисциплина «История Казахстана».
Наступает
новый учебный год. Июньское совещание по проблемам казахстанской истории,
проведенное госсекретарем Маратом Тажиным, раскрыло новый горизонт задач и
возможностей перед историками страны. Несмотря на период отпусков и жаркое во
всех отношениях лето, историки-профессионалы провели большую организационную и
теоретико-практическую работу. Результаты ее теперь предстоит осмыслить,
обогатить новыми идеями и продолжить тем, кто обучает и обучается
истории.
С обретением Казахстаном независимости и каждым
этапом становления суверенного государства неизмеримо актуализировалась учебная
дисциплина «История Казахстана». Основными ее задачами стали возрождение
исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства,
воспитание гражданственности и патриотизма.
Современное видение истории Казахстана
предполагает ее интерпретацию в контексте мировой истории, истории евразийского
континента, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов и стран
Центрально-Азиатского региона. Наряду с этим возрастают ее многофункциональная
роль и значимость. Главная из этих функций заключается в том, что предмет
«История Казахстана» является государственно значимой учебной дисциплиной, что
проистекает от ее возрастающей роли в реализации приоритетных задач развития
казахстанского общества. Именно поэтому этот предмет введен в типовые и учебные
планы обязательных уровней образования в нашей стране. Студенты, получившие
диплом о высшем образовании, сдают государственный экзамен по истории
Казахстана наряду с аналогичным экзаменом по специальности. Это свидетельствует
о большой ответственности, которая возлагается как на преподавателей по истории
Казахстана, так и студентов и руководителей вузов.
Современный период развития нашего общества
оказался сложным и трудным как для тех, кто изучает историю, так и для тех, кто
ее исследует и преподает. По одну сторону лагеря оказался потребитель в лице
народа, студентов, учащихся. По другую – ученые, исследователи, преподаватели и
учителя, предлагающие свою продукцию и услуги. Ломка старых традиций,
проводимые реформы, изменения в жизни людей в целом вызвали ситуацию, в которой
обе названные стороны чувствуют себя не совсем комфортно. Так получилось, что,
увлекшись идеей избавления от пут тоталитарной идеологии, мы сделали значительный
крен в сторону отрицания необходимости идеологии как таковой. Между тем в
условиях переходного периода как никогда обостряется идеологическое отношение к
истории и процессу ее преподавания. Общество вроде бы вздохнуло: единой партии,
заменившей собой государство и народную власть, нет. В сфере исследования и
преподавания истории стал отрицаться ранее обязательный и вездесущий принцип
партийности. Все это создало иллюзию формирования свободного от идеологии
общества и творящих в этом русле историков. Между тем во внимание не было взято
то, что отрицание партийности есть специфическая форма все той же партийности.
Отрицание одной идеологии приводит к замещению ее места другой идеологией.
Поэтому каким бы ни был плюрализм, имеющийся в обществе, историк не может быть
независимым от своей социальной позиции и идеологию от истории отделить
невозможно. Другое дело, что идеология не должна довлеть над свободой человека
в его творчестве, познании мира и своей истории. Реализуемая в настоящий момент
государственная программа «Народ в потоке истории» призвана помочь в этом не
только обществу, но и каждому конкретному индивиду.
Саттар
МАЖИТОВ, доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН и МАИН
Источник: газета "Литер"