"Белых пятен" становится меньше
28.08.2013 1467
Благодаря открытию ученых Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии еще одним «белым пятном» в далеком прошлом нашей страны стало меньше.


Благодаря открытию ученых Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии еще одним «белым пятном» в далеком прошлом нашей страны стало меньше.

В советские времена считалось, что Казахстан издавна был страной кочевников. Оказалось, что это не так. Ученые доказали: в средневековье междуречье Волги и Урала являлось средоточием развития городов. Причем не в меньшей степени, чем Семиречье. Именно на перекрестке Европы и Азии сливались и тесно взаимодействовали кочевая цивилизация и оседлая культура. Вдоль маршрута Великого шелкового пути находились крупные стоянки, в которых не только шел оживленный обмен товарами, но и развивались ремесла. 

– Задачи, которые поставлены на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана, актуальны и своевременны, – говорит директор центра доктор исторических наук Мурат Сдыков. – Они вполне созвучны тем исследованиям, которые мы ведем практически со времени образования независимого Казахстана. Людям нужны конкретные факты, а не идеологизированная история, которая нам досталась в наследство со времен Союза. А они свидетельствуют о том, что зачатки будущего казахского государства формировались еще в золотоордынскую эпоху. 

Устоялось мнение, что единственным древним городом на Урале был Сарайшык. Но логика событий подсказывала, что для обслуживания торговых маршрутов города были необходимы. Изначально историки «вычислили» их так же, как геологи определяют предполагаемое место полезных ископаемых. И не ошиблись. На территории Западно-Казахстанской области обнаружены три древних города. Условно они названы Жайык, Жалпактал и Сары Узень. И не факт, что это окончательная цифра.

Открытием западноказахстанских археологов заинтересовались их коллеги из ближнего и дальнего зарубежья. В прошлогодней международной научной конференции «Средневековая городская культура и кочевая цивилизация бассейна реки Урал» принимали участие специалисты из семи стран. Своих представителей прислали Россия, Азербайджан, Украина, Узбекистан, Великобритания, Нидерланды, Япония. Речь шла о том, что события многовековой давности являются ключом к верному пониманию процессов развития общества.

Городище Жайык было открыто в 2001 году. Бережно снимая пласт за пластом почвенные наслоения, археологи восстанавливали его облик. Рядом с жилыми усадьбами обнаружена печь для обжига кирпича. Но он использовался только на возведении некрополя. Жилые строения возводились из кирпича-сырца, напоминающего по составу сегодняшний саманный кирпич, но гораздо более прочного. Как и полагалось в те времена, на возвышенности стояла мечеть. К городской бане восточного типа вел водопровод. То есть уже тогда имели место зачатки цивилизации. 

Академик НАН РК Карл Байпаков знакомился с результатами первых раскопок. Уже тогда он утверждал, что значение исторической находки огромно, поскольку она, прежде всего, подтверждала прочные связи между регионами Казахстана, расположенными на древнем тракте. Найденные в Жайыке остатки изразцов и керамики по стилю и манере исполнения полностью совпадают с теми, что были свойственны мастерам юга. По мнению К. Байпакова, Великий шелковый путь следует расценивать как исторический феномен. Он стал «кровеносной системой» того времени, способствовавшей диалогу культур Запада и Востока – от Китая до Европы, поэтому может рассматриваться в одном ряду с такими памятниками, как египетские пирамиды и Великая Китайская стена. Степной участок Великого шелкового пути – это прикаспийско-мангышлакский регион. В него входит и отрезок, пролегающий вдоль Урала. Есть все основания для открытия на городище Жайык музея под открытым небом. Но исследования следует продолжать. Не исключено, предположил Карл Байпаков, что под городом, который ученые датируют ХIII–XIV веками, обнаружатся свидетельства еще более ранней культуры. В этом полевом сезоне гипотеза ученого нашла подтверждение. 

Уже в третий раз приезжает в Уральск старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (Москва) Эмма Зиливинская. По ее словам, первый визит был ознакомительным, второй раз она прибыла на конференцию. Сейчас принимает участие в раскопках на Жайыке. Считает, что ей повезло. Обнаружен еще один уникальный памятник. Скорее всего, это остатки мавзолея. Строение, форма фундамента и двухметровая толщина стен свидетельствуют о том, что он был пирамидальной формы. Это свойственно тюркским поминальным сооружениям, относящимся к периоду IX–X веков. Но нужны дополнительные исследования, чтобы окончательно определиться и с предназначением столь необычного строения, и со временем его сооружения. 

Эмма Давидовна считается одним из крупнейших российских специалистов, изучающих города золотоордынского периода. Она руководила экспедициями, проводившими раскопки в Ставропольском крае и Нижнем Поволжье. Зиливинская тоже убеждена, что находки уральских археологов чрезвычайно важны для истории средневековья. Сейчас известно порядка 110 городов Золотой Орды. Но их наверняка было больше. В том числе и в степных районах. Но здесь помещения усадеб имеют архитектурные особенности, напоминающие кочевую кибитку, что свидетельствует об образовании этнических групп, которые впоследствии и стали народами, жившими на территории бывшей гигантской империи.

Также к более раннему периоду относится городище Жалпактал. Ученые считают, что город был построен в золотоордынскую эпоху. Наличие кузницы доказывает, что и здесь главным занятием было обслуживание караванов. Пока исследования проведены в объеме, который археологи именуют пунктирным. Они продолжаются. И каждая находка прибавляет новые штрихи к образу жизни горожан, скрытому за толщей веков. Еще ждет своих исследователей и городище Сары Узень. 

– Путь к нашему открытию был непростым, – рассказывает Мурат Сдыков. – Мы проанализировали древние источники и карты, в которых неоднократно упоминались города, расположенные на Урале в эпоху Золотой Орды. Но в дальнейшем ни европейские, ни восточные историки эти сведения не подтверждали. И все-таки наши предположения оправдались. Период конца ХIII и первой половины XIV века в истории империи характеризовался наибольшей стабильностью и расцветом городской культуры. Во время правления ханов Узбека и Джанибека появлялось немало новых поселений. Этот процесс не обошел стороной и Приуралье. Провести столь солидный объем работ на Жайыке позволила принятая по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева программа сохранения историко-культурного наследия. Сейчас очевидна необходимость музеефикации этого уникального памятника, расположенного буквально «под боком» Уральска и свидетельствующего о его более раннем происхождении. А главное – мы все лучше узнаем истинную историю своей страны. Это своего рода момент истины. 

Как подчеркивалось на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы, точное представление о дне вчерашнем способствует определению главных ценностей и ориентиров состоявшегося независимого государства.

Людмила КОРИНА,

Уральск