Свободный труд свободных людей
23.04.2019 2734
История возникновения ленинских субботников

Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники проводились 22 апреля и служили, своего рода, подготовительными мероприятиями накануне 1 мая.

Однако первый субботник проходил сто лет назад, 12 апреля 1919 года.

С тех пор, советские идеологи всегда позиционировали субботник как сознательный общественный труд, хотя для большинства населения он сохранял принудительный характер

 

 

В первые годы советской власти появление субботников (или воскресников) трактовалось историками как пробуждение революционного восторга рабочих масс. В эти дни коммунистов и комсомольцев страны лишали выходного дня и те из них, кто не желал оказаться в числе «политически неблагонадежных» граждан, т.е. большинство, старались не пропускать субботники. Поэтому-то граждане страны именовали субботник не организованным трудом на благо общества, а добровольно-принудительным.

 

Первый коммунистический субботник в депо Москва-Сортировочная, 12 апреля 1919 год

 

Как было сказано выше, первый субботник произошел весной 1919 года. Тогда субботник стал ответом народных масс на воззвание В. Ленина к народу о необходимости модернизации работы железных дорог. Первыми на призыв вождя пролетариата откликнулись коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. Тогда пятнадцать первых участников (в т.ч. 13 коммунистов) коммунистического субботника после завершения рабочего дня остались в цехах и до 6 часов утра ремонтировали паровозы.

 

Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу — с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно — «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…

— Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919—1920 гг.

 

Тем не менее, первый многочисленный субботник произошел уже 10 мая 1919 года на той же Московско-Казанской железной дороге. В этот раз количество участников субботника перевалило за две сотни человек (205 чел.), что стало поводом для статьи Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»)», выпущенной отдельной брошюрой в июле 1919 года. В ней инициатива работников железной дороги и промышленных предприятий описывалась как демонстрация революционной стойкости и зарождения социализма. И все это происходило на фоне голода и полной производственной разрухи в стране после Гражданской войны.

 

В.И. Ленин в Кремле на первом Всероссийском субботнике, 1 мая 1920 года

 

1 мая 1920 года был проведен первый Всероссийский субботник. Среди прочих в нем принимал участие и Владимир Ильич Ленин. О субботниках тех времен слагал стихи один из крупнейших советских поэтов ХХ века Владимир Маяковский. Вот как он описал это событие в поэме «Хорошо!»:

 

Холод большой. Зима здорова.

Но блузы прилипли к потненьким.

Под блузой коммунисты грузят дрова.

На трудовом субботнике.

Мы не уйдем, хотя уйти имеем все права.

В наши вагоны, на нашем пути, наши грузим дрова.

Можно уйти часа в два,

Но мы уйдем поздно.

Нашим товарищам наши дрова нужны:

Товарищи мерзнут.

Работа трудна, работа томит. За нее никаких копеек.

Но мы работаем, будто мы делаем величайшую эпопею.

Мы будем работать, все стерпя, чтоб жизнь, колёса дней торопя,

Бежала в железном марше

В наших вагонах, по нашим степям, в города, промерзшие наши.

«Дяденька, что делаете тут столько больших дядей?»

- Что? Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей.

 

До 30-х годов субботники воспринимались народом как порождение революционного энтузиазма и добровольная помощь в построении социализма.

В предвоенные годы руководители предприятий просто объявляли выходной день субботником, с чем люди, как правило, не пререкались. Занятным выглядит тот факт, что после падения коммунистического режима в разы уменьшилось количество людей, предпочитавших в дни субботника работать в общественных фондах. Обычно работа в фондах Анголы или Афганистана в выходные дни давала гражданам СССР возможность не участвовать в организованных государством субботниках. О настроениях масс также говорят шутки и поговорки времен организации принудительных субботников:

 

Спасибо партии родной

За доброту и ласку,

Что у нас украла выходной,

Испортила нам Пасху.

 

Субботники стали традицией в повседневной жизни коммуниста. В условиях господства коммунистической партии, невыход на субботник мог рассматриваться как признак нелояльности режиму и караться не только «общественным» неодобрением, но и административным взысканием. В то же время предприятия-организаторы субботников получали неоплачиваемую рабочую силу.

Обычным субботники проводили по месту работы или же месту компактного проживания граждан. Если в дни субботника по месту работы люди выполняли свои повседневные обязанности, то на месте проживания они выполняли разные строительные работы: красили забор, штукатурили, высаживали газон, обустраивали клумбы и парки.

Как таковой периодичности в проведении субботников не было: в один год он мог проводиться чуть ли не каждую неделю, а в другой – два раза в календарный год. Исключение составляли Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники 22 апреля, проводившиеся ежегодно. Дата проведения этого субботника была выбрана неслучайно: именно этот день считался днем рождения Владимира Ильича. К тому же, проведение субботника 22 апреля трактовалось как подготовка к празднованию дня международной солидарности трудящихся (1 мая).

Такие ленточки выдавались участникам коммунистического субботника в 1980-х годах

 

Традиция проведения субботников сохранилась до конца 1980-х годов, поэтому многие страны постсоветского пространства до сих пор практикуют организацию субботника как работу по благоустройству территорий. Например, в современной Беларуси сохранилась советская традиция проведения субботника в последних числах апреля. Вместе с отмененным выходным днем в Беларуси действует практика добровольного удерживания дневной заработной платы работника в пользу государства. Существует наказание за отказ от участия в субботнике в Беларуси: от устного предупреждения и удержания премии до увольнения сотрудника.

В культуре казахского народа широко практиковался древний обычай «асар» - оказание безвозмездной помощи близким людям. В тех случаях, когда соплеменник оказывался в сложной ситуации, все жители аула, родственники, соседи приходили ему на помощь. Люди работали не за деньги, никто не рассчитывал на материальное вознаграждение. Но, после завершения совместных работ, семья, которой оказали помощь, накрывала стол в знак благодарности. Казахи сообща копали колодцы, строили жилье, помогали молодым семьям обрести крышу над головой.

 

 

В Узбекистане, к примеру, вместо термина «субботник» используется слово «хашар», обозначающее безвозмездную уборку территории силами граждан страны 21 марта (Наурыз) и 31 августа (День Независимости Узбекистана). Термин «хашар», к слову, также используется при строительстве чайханы или восстановлении мечетей.

В Таджикистане термином «хашар» называют безвозмездное строительство школ.

В то же время понятие субботника присутствует и в современных странах Запада. В Норвегии, к примеру, существует термин «dugnad», обозначающая добровольную бесплатную работу по благоустройству территорий. Субботники в разных вариациях также встречаются в Финляндии, странах Прибалтики (Talkoot), Венгрии (Kalaka), Ирландии (Meitheal) и Сербии (Moba).

 

Читайте также по теме:

Субботник на «Мамочкином кладбище»