Как проходила встреча в Беловежье
06.02.2019 2001
О Беловежских соглашениях 8 декабря 1991 года было много сказано и написано. Большинство участников встречи в своих воспоминаниях указывали на существенную роль встречи глав республик в Вискулях

Cреди прочих высокопоставленных лиц также ждали и Нурсултана Назарбаева.

 

Демократические реформы, известные как перестройка, повлекли за собой социальные и политические перемены во всех союзных республиках. Пользуясь предоставленными правами некоторые союзные республики отказались признавать верховенство союзных законов над республиканскими. Назревал политический кризис. Этот «конфликт законов» начал набирать масштабы после объявления независимости прибалтийских стран Эстонской, Литовской и Латвийской ССР, поддержанный всеми остальными союзными республиками.

В попытках остановить кризис Президент СССР Михаил Горбачев предложил проект создания нового Союзного договора, а 3 декабря 1990 года эту инициативу поддержал Верховный Совет СССР. К этому моменту в составе СССР на прежних правах была только Киргизская ССР, поспешившая объявить суверенитет 15 декабря 1990 года.

Концепция предложенного проекта нового Союзного договора прорабатывалась в течении лета 1991 года в рамках новоогаревского процесса, а окончательный вариант проекта увидел свет 15 августа 1991 года. Согласно проекта договора на место СССР приходит ССГ или Союз Суверенных государств. Через пять дней планировалось подписание этого договора Белоруссией, Казахстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном, а осенью к ним должны были примкнуть Азербайджан, Киргизия, Украина и Туркменистан. Однако планы республик были сорваны силовиками союзных министерств, совершивших государственный переворот 18-21 августа 1991 года, более известный в истории как «августовский путч».   

«Августовский путч» обнажил состояние системного паралича всех властных органов. Путчисты, среди которых были высокопоставленные партийные работники, представители КГБ и МВД, воспользовались отсутствием Горбачева в столице и постарались предотвратить распад СССР. Итогом путча стало прекращение деятельности коммунистической партии сначала в РСФСР, в Беларуси, в Украине, а 29 августа Верховный Совет СССР принял решение о приостановлении деятельности КПСС по всей территории Советского Союза.

 

Ельцин после поражения ГКЧП

 

Несмотря на поражение ГКЧП, работа над Союзным договором была продолжена, однако теперь уже речь шла о создании конфедерации. 14 ноября 1991 года Президент СССР Михаил Горбачев сделал заявление, что семь из двенадцати союзных республик намерены заключить соглашение о Содружестве Суверенных государств, а торжественное подписание должно было состояться 9 декабря.

В первый день зимы 1991 года итогами всеукраинского референдума была провозглашена независимость Украины. Борис Ельцин буквально сразу же заявил, что РСФСР признает независимость Украины, вслед за этим изъявил желание об установлении двусторонних дипломатических отношений между странами.

Ельцин обсудил с Горбачевым суверенитет Украины и его влияние на перспективы ССГ. Борис Николаевич выразил мнение, что союзный договор без участия Украины теряет всякий смысл.

Каждый участник Беловежского соглашения по-своему описывает свою мотивацию на принятие приглашения Председателя Верховного Совета Республики Беларусь Станислава Шушкевича на встречу в Минск.

По воспоминаниям Станислава Шушкевича, его самого мотивировала тяжелейшая экономическая и энергетическая ситуация в стране, наступившая вскоре после объявления о выходе из состава СССР и в условиях надвигающейся зимы. Именно отсутствие нефтегазовых соглашений, по словам С. Шушкевича, подтолкнуло Беларусь на встречу с представителями России.

Михаил Сергеевич Горбачев же, в свою очередь, не принимал участие на встрече в Беловежье, однако имел разговор с Ельциным, который был в составе российской делегации. Как рассказывал Президент СССР, он поручил Борису Николаевичу прозондировать почву у Леонида Кравчука, новоявленного Президента Украины, насчет нового проекта Союзного договора. Геннадий Бурбулис, также участник Беловежских соглашений, придерживался такого же мнения. Он говорил, что между Горбачевым и Ельциным накануне отъезда в Беларусь был предметный разговор, в ходе которого Ельцин пообещал склонить Леонида Макаровича к продолжению договорного процесса.

7 декабря 1991 года в Минске был подписан ряд межправительственных соглашений между Беларусью и Россией, а в Беловежье должна была состояться факультативная неофициальная встреча делегаций, но уже с представителями украинской стороны.

До сих пор ходят всевозможные домыслы и между участниками, и между людьми, близко знакомые с темой, была ли на самом деле спланирована работа Беловежского соглашения. С. Шушкевич вспоминал, что изначально обсуждение выхода государств из состава СССР не было спланировано, но встало на повестку в ходе встречи. Иного мнения придерживался Вячеслав Кебич, глава белорусского правительства. По его мнению, о существовании предварительного соглашения знали лишь представители российской делегации во главе с Ельциным.

Основной состав прибыл в Вискули. По воспоминаниям Шушкевича, обсуждение Беловежского соглашения началось с фразы, брошенной Геннадием Бурбулисом, первым заместителем Председателя Правительства РСФСР:

 

«Не согласились бы Вы поддержать такую фразу, что государства-учредители советского союза декабря 1922 года констатируют, что Союз ССР как субъект международного права и геополитической реальности прекращает свое существование?»

 

Столь громкое заявление, сделанное представителем российской стороны, было поддержано главами всех трех делегаций. Четкая и юридически последовательная формулировка стала обрастать идеями, началась техническая, правовая и экспертная работа по подготовке документа. При этом каждая сторона готовила свой документ, после чего последовали согласования и поиски компромиссов. Горбачев позже высказывал мнение, что этот документ готовился и подписывался основательно пьяными предводителями республик под воздействием винных паров, что, однако не подтвердила ни одна сторона, принимавшая в нем участия.

 

Ксерокопия соглашения

 

Окончательный вариант документа был готов, а вскоре подписан. Однако прежде, чем объявить о подписании существовала формальность, по которой документ еще раз подписывался, но перед журналистами и телевизионными камерами. В этот промежуток времени было решено поставить в известность Президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева и одного из представителей мирового сообщества. Таковым был выбран Джордж Буш-старший.

Станислав Шушкевич набрал Горбачева, однако не сразу до него дозвонился: офицеры связи несколько раз передавали друг другу телефон, прежде чем он оказался в руках М. Горбачева. Борису Ельцину удалось дозвониться до Д. Буша-старшего с первой попытки. Горбачев долго слушал Шушкевича и спросил: «Как вы думаете это соглашение воспримет международная общественность?», на что Шушкевич, подслушивая параллельный разговор Ельцина и Буша, ответил, что Буш-старший возражений не излагал.

Анатолий Лукьянов, последний председатель Верховного Совета СССР, заявил, что как только чекисты узнали о намерениях Ельцина, Кравчука и Шушкевича подписать соглашения, которое положит конец Советскому Союзу, они доложили об этом Горбачеву. В Вискули выдвинулся спецназ, который окружил лес в районе резиденции, где собрались делегации, и ждали приказа об аресте ликвидаторов СССР. Однако этого приказа не последовало. Через много лет в разговорах с семьей, Горбачев отмечал, что боялся возможного кровопролития и гражданской войны, в результате которой он стал бы человеком, который всеми силами старается удержать власть в стране.

После этих звонков возникла идея пригласить Назарбаева в это соглашение. Так как самые приятельские и самые доверительные отношения среди присутствующих с главой Казахстана были у Витольда Павловича Фокина, 1-го Премьер-министра Украины, то ему было поручено позвонить ему. Между Витольдом Павловичем и Нурсултаном Абишевичем состоялся примерно следующий диалог:

 

- Нурсултан, подготовлен к подписи такой-то документ. Мы хотим знать твое отношение к этому документу.

- Конечно. Конечно, я поддерживаю.

- Ты можешь потом присоединиться к тройке подписантов.

- Нет, я хочу быть вместе с подписантами.

- Да как? Мы же уже готовы.

- Я сейчас вызываю борт и прилечу. Не подписывайте без меня.

 

Председатель Верховного Совета Казахской ССР Серикболсын Абдильдин опровергает слова Фокина, а в Беловежье Нурсултана Абишевича никто не приглашал.

 

«Через год в Турции я встретился со Станиславом Шушкевичем - одним из тех руководителей, кто подписал Беловежские соглашения. Он мне объяснил, что к подписанию соглашений они не готовились, все случилось неожиданно, по порыву Ельцина. Шушкевич сказал, что изначально советское государство было создано Россией, Украиной, Беларусью и странами Закавказья, поэтому только эти страны с правовой точки зрения могли прекратить его существование. Слова Шушкевича о том, что они пригласили и Назарбаева, чтобы не получилось так, что соглашения были подписаны лишь главами славянских стран, были сказаны лишь после того, как встреча состоялась и вопрос был решен. Действительно, Казахстана не было среди государств, создававших СССР»

 

Со слов Фокина, Н. Назарбаев незадолго до звонка собирался посетить Москву, где, в конце концов, и остался. В Москве связь между Беловежьем и Назарбаевым прервалась, но один из помощников Горбачева сообщил, что Назарбаев на тот момент находился вместе с Михаилом Сергеевичем. Позднее и Бурбулис, и Шушкевич, и Горбачев рассказывали, что последний очень хотел видеть Назарбаева в своей команде, а в случае успеха гарантировал последнему должность председателя Верховного Совета СССР.

О мотивации действий Назарбаева говорил сам Станислав Шушкевич:

 

«Может быть, он соблазнился должностью, может, не знал, чей будет верх: то ли Горбачев проявит великое мужество и будет отстаивать свою позицию, послав туда кагэбэшников, спецназовцев, то ли мы будем правы. Но, если посудить, он же отказался по техническим причинам, он ведь не сказал нам, что не едет, потому что не хочет участвовать. Поэтому еще раз хочу сказать: он поступил мудро»

 

10 декабря Верховный Совет Украины ратифицировал соглашение. 13 декабря свою лепту в соглашение внесли руководители среднеазиатских стран, став его соучредителями. К 21 декабря к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В этот же день была подписана Алма-Атинская декларация о целях и принципах Содружества Независимых Государств, что ознаменовало конец СССР и начало СНГ.

 

Леонид Кравчук, Нурсултан Назарбаев, Борис Ельцин и Станислав Шушкевич после подписания Протокола к Соглашению о создании СНГ. Алма-Ата, 21 декабря, 1991 года