Охота за Саржаном Касымовым
04.05.2018 3246
7 Мая Казахстан празднует День защитника Отечества

Этот праздник имеет большое значение для казахского народа, который испокон веков боролся за права своего народа, каждый клочок родной земли и стоял на защите традиционной казахской культуры.  

После присоединения Казахстана к Российской империи в XIX веке началось ущемление прав местного населения, колонизаторы изымали лучшие территории на усмотрение российского руководства. На них возводились казачьи крепости и редуты.

К последней четверти XIX века Сибирскому казачьему войску принадлежало 5 миллионов десятин земли. Колонизация уже распространялась не только на приграничную территорию, но уходила вглубь степи – туда массово переселяли крестьян. Угнетение казахского народа привело к росту национально-освободительного движения.

Таких обид не могли потерпеть потомки великого Абылай хана. Султан Касым и его дети Саржан, Есенгельды, Наурызбай и Кенесары стали инициаторами мощного национально-освободительного движения. Их идеи вдохновили людей, поэтому они имели большую народную поддержку.

Катализатором выступления семьи Касымовых стал «Указ о сибирских киргизах» 1822 года, согласно которому фиктивное подданство казахов обращалось в действительное. Была поставлена цель «учредить там округа и устроить в них укрепления, при которых помещались бы приказы».

Против такого произвола выступил Касым султан. Поддерживаемый родовыми группами он не признавал над собой власти царской администрации. Он открыто выступил против организации окружных приказов и строительства военных укреплений на своих землях, унаследованных от Абылай хана.

Первоначально он действовал мирным путем, отправив письмо генерал-губернатору Западной Сибири Капцевича, в котором содержались данные вопросы:

1) Почему притесняют наши народы? 2) Почему в пределах наших заведены строения? 3) В водах наставлены ловушки и почему запрещают киргизам брать с озер соль, которой русские сами пользуются?

Письмо было проигнорировано. Тогда Касым отправил другое письмо Оренбургскому военному губернатору с просьбой закрыть Кокчетавский окружной приказ.

Ответом был резкий отказ: «просьбу султана Касыма Аблайханова, как не состоящего в управлении округа, не заслуживающего никакого уважения и потому полагает оставить оную без всякого движения».

Таким образом, султану не предоставили возможности решения проблемы мирным путем. Касым со своими сыновьями откочевал на юг, в урочище Сары-копа и Биш-копа, в низовье реки Тургай, где он мобилизовал казахские силы на борьбу.

Саржан Касымов был управляющим Карпыкской волостью Каркаралинского уезда. Он решительно выступил против учреждения Каркаралинского и Кокчетавского окружных приказов, возглавив стихийные выступления. С 1824 по 1836 годы он вел неутомимую борьбу, требуя ликвидации военных крепостей на территории Казахстана и вывода царских войск.

Семья Касымовых руководствовалась не только земельными вопросами, она также выступала за возвращение ханской власти. Будучи прямыми наследниками Абылай хана, они претендовали на престол.

В 1825 году против Саржана дважды выступали отряды, организованные сибирской администрацией. В 1825 году И.С. Карпачев со своим отрядом разбил аулы Саржана, отогнал скот, имущество и убил 64 человека. Остальные едва спаслись бегством.

22 сентября 1825 года из Каркаралинского приказа выступила серьезная экспедиция под руководством сотника Карбышева для захвата Саржана. Узнав о развернутых действиях против него, Касымов спешно откочевал вглубь степи. В это время из Кокчетавского приказа выступил другой отряд из 60 казаков. Он должен был переключить внимание восставших на себя, а также поддержать Карбышева.

Карбышев использовал ложный предлог для начала действий, якобы его целью было вернуть угнанные при барымте у султана Батыра Букеева 300 лошадей.

Султан Касым писал, что его сын пытался сначала избежать конфликта: «Саржан батыр во уважение государю в первый день собрав тех лошадей возвратил, после чего означенный отряд в ночное время внезапно напал на аулы Саржана, спавшего тогда без всякой предосторожности, ограбил, но султан Саржан и тут не употребил никакого оружия, т.е. из лука не стрелял и саблей не рубил».

4 октября 1825 года к Карбышеву от Саржана для переговоров прибыли туленгут Жоламан Сонамыров и мулла Кудайкул Айданазаров с намерением выяснить истинную причину прихода в степь сибирских казаков. Но у посланников отобрали оружие и привязали их к обозу. Казахи открыли огонь, казаки в ответ начали стрелять картечью и ядром. Было убито несколько казахов.

Отряд казаков бросился на поиски Саржана и его аулов, 7 октября они достигли реки Соналы. На следующий день  к отряду прибыл Кенесары, чтобы выяснить его намерения, но казаки начали с ним драку. Султан был ранен.

Эта стычка вызвала новую борьбу между повстанцами и карателями. Было убито до 150 сторонников Саржана, ранено много людей, взяты в плен 40 женщин, захвачено все его имущество.

Во время пребывания данного отряда в степи между казаками и восставшими произошло три сражения: первое – при озере Шошакуль, второе – при реке Соналы и последнее – в урочище Адыр.

После битвы при урочище Адыр, продолжавшейся два часа, погибло 50 казахов, ранено было гораздо больше людей, чем в предыдущей схватке. У казаков погиб 1 человек, 2 получили ранение. Захватив скот, они вернулись в Каркаралы. Саржан успел скрыться в степи.

31 января 1826 года снова произошло столкновение между отрядом казаков из 200 человек, направленного в Карпыковскую волость по личному распоряжению Капцевича, и Саржаном. Казахский султан потерпел поражение, он был вынужден скрываться в Кидель-Кипчакской волости близ Троицка.

В 1826 году он появился «с толпою до 1000 человек внезапно вторгся в Каркаралинский приказ» и, «увлекая за собой целые аулы, прошел почти до самого приказа».  

8 июля в районе гор Бугалы произошло очередное столкновение. Казаки разбили ополченцев, не щадя применили к ним жестокие меры. Казахи, спасаясь от разорения и преследования, отступали вглубь степи, в районы Старшего жуза, за озеро Балхаш и реку Чу. Но эти действия не спасали их от трагической участи.

Касымов

Понимая, что в одиночку не справится с сильным противником, он стал искать союза со среднеазиатскими правителями, ориентируясь на ташкенского кушбеги, наместника кокандского хана.

1 марта 1832 года Саржан напал на бывших подданными России аулы Каркаралинского округа, отобрал у них 1600 лошадей и другое имущество.

Сибирская администрация принимает решение о формировании нового казачьего отряда на урочище Кара-Агаш, который должен защищать округа от набегов Саржана и кокандского правителя. Возглавил отряд подполковник Лукин.

Также миссия поимки Саржана лежала на объединенных силах есаула Симанова. Саржан смог уйти. В ходе преследования Симанов разгромил поддерживавшие Саржана аулы, отобрал 330 лошадей, 278 верблюдов и возвратился в Кара-Агащ.

Саржан перешел к партизанской тактике. Он нападал на пикеты и посты, делая набеги на линию, скрываясь за реку Чу, в пределах Ташкента.

В мае 1834 года хаким Ташкента Лашкар-кушбеги с отрядом  из 6 тысяч человек в сопровождении султана Саржана вторгся в пределы Улытауских гор, откуда разослал воззвания султанам, биям и старшинам Кокчетавского внешнего округа подняться на борьбу против России. Против него выслали отряд под командованием начальника корпусного  штаба генерал-майора Броневского в составе 850 казаков.

Узнав об этом, кушбек отступил за реку Чу. Саржан после его бегства перешел в пределы Старшего жуза. Он старался объединить казахов Старшего жуза, чтобы повести их на борьбу. Касымов пытался привлечь на свою сторону казахские роды, подведомственные Кокандскому ханству. Это не понравилось ташкентскому кушбеку. Он хотел полностью подчинить себе Старший жуз, потому действия Касымова вызывали у него большое недовольство. В 1836 году кушбек объявил Саржана изменником и жестоко казнил его вместе с братом Есенгельды, сыном и племянником.

Потомки Абылай хана приняли самое активное участие в национально-освободительной борьбе. При неравной расстановке сил, они продолжали свои попытки сохранить традиционный уклад в казахском обществе, а также вернуть несправедливо отобранную землю. Саржан Касымов с 1824 года начал борьбу против имперских колонизаторов, он погиб от руки предателя спустя 12 лет. Неутомимая борьба Саржана вдохновляла народ на дальнейшие подвиги в казахском национально-освободительном движении. Миссию Саржана Касымова в 1837 году продолжил его родной брат – Кенесары Касымов.

 

При подготовке статьи были использованы материалы книги «Сибирское казачество и казахи Степного края в XVIII-XIX вв». Абдиров М.Ж., Аубакирова Х.А., Бижигитова К.С., Каженова Г.Т.