Смагулов: Если бы не Сатпаев, не было бы казахской антропологии
16.03.2018 1166
Корреспондент портала NDH побеседовал с с известным антропологом Оразаком Смагуловым о науке и происхождении казахов

Российские антропологи пожалели казахов 

– Здравствуйте, Оразак ага! Мы из интернет-портала «История Казахстана». Как и договаривались заранее, хотим с Вам побеседовать.

– Очень хорошо! Спасибо, что пришли. Хочу начать с вопросов, которые меня волнуют, о которых я сейчас думаю. Наши историки не исследуют тему происхождения казахов. Либо сил не хватает, либо не думают об этом глубоко, но, как бы не было, они к этому вопросу относятся поверхностно. Но, зато, бредят идеей, что «у нас 130 национальностей». Вы знаете, что в наших среднеобразовательных школах, в вузах нет ни одной программы о происхождении казахов. Хоть смейся, хоть плачь. Если следовать книгам, то получается, что казахи переселились из других краев. Но, нет доказательств. Как долго мы будем молча закрывать глаза на эти грубейшие ошибки? Я считаю, что они не смогли написать историю своего народа, а сделал свой родной народ пришлыми, беженцами.

Наш сосед Китай, и даже Америка пристально следит за нами в свои телескопы. Все претендуют на наши богатства, сокровища. Меня волнует это. Я не верю, что будущее нашей независимости будет светлым, пока мы не начнем исследовать историю и не познаем истоки нашего народа.

По моим данным, основанным на биологических и генетических фактах, история казахов насчитывает четыре тысячи лет, я об этом всегда говорю, когда я защищал кандидатскую, мои руководители из Москвы и Ленинграда, на меня смотрели с сожалением. Они сказали: «Ты еще молод, не исследуй как мы, в пилотном проекте. Ты пришел от имени своего народа, поэтому надо комплексно исследовать древнюю историю своего народа!». Российские ученые-антропологи Георгий Францевич Дебец, Яков Якович Рогинский, Виктор Валерианович Бунак, Михаил Михайлович Герасимов и другие переживали за казахов.

Мою работу, вышедшую в свет в 1977 году под названием «Этническая геногеография Казахстана», советская власть сожгла. Меня объявили персоной «нон грата», из-за этого я не мог выехать за рубеж, 11 лет за мной пристально следили сотрудники госбезопасности. Они хотели избавиться от меня. Если бы советская власть существовала до сегодняшнего дня, то меня бы уже не было бы в живых. Я всегда говорю: «Одним единственным фактом доказательством того, что Бог есть, является распад Советского Союза». Ведь никто против этой системы и пальца не поднял, не то, чтобы оружия.

– Вы говорите о политической ситуации конца 80-х. А я думаю, почему же Бог не увидел бедствия 20-30-х годов?

– С этим подожди. Поговорим о могуществе этой власти. Адольф Гитлер тоже воевал пять лет, но проиграл, во время «холодной войны» Америка тоже не смогла победить. Но однажды СССР рухнул, словно сгнившее дерево. Самого грозного начальника КГБ СССР Крючкова заточили в тюрьму. Сам Горбачев, и то, не мог шевелиться. Читая об этих происшествиях в газетах, слушая по радио, и даже смотря по телевизору, я не мог в это поверить. Вот, что значит - предопределено богом. Скольких людей погубило это кровавое правительство. Только в ХХ веке от голода вымерло 4 миллиона казахов. В репрессиях 1937-1938 годов была расстреляна почти вся интеллигенция. Например, я не обменял бы даже Магжана Жумабаева на 15 членов Политбюро вместе с Лениным и Сталиным. В свое время Магжана сравнивали с самым авторитетным поэтом Западной Европы – английским поэтом Байроном. Великий вождь турецкого народа Ататюрк, свергнувший в 1923-1926 годы Османскую империю и воздвигнувший новое государство, в политической борьбе использовал воодушевляющие стихи Магжана. Во время своих визитов в Турцию я часто слышал, как турецкий народ, который сейчас насчитывает более 80 млн людей, наизусть читают стих великого поэта – «Алыстағы бауырыма» (Далекому брату). Я слышал мнения турецких ученых, которые сказали: «Когда наступили тяжелые для турецкого народа времена, не было поэтов, которые как Магжан слагали бы песни».

 

Поскольку я беспартийный, я часто испытывал давление в науке

 

– Вы родились в годы бедствия, вы – дитя голодных лет. Как вы выжили? Как сложились ваши гражданские и человеческие взгляды, учитывая, что вы являетесь свидетелем тех событий?

– Все это благодаря богу. Моя мать в 1933 году умерла от голода. Тогда мне было чуть больше 2-х лет, отец в поисках пропитания ушел в Россию, а когда вернулся, матери уже не было.

Я никогда не состоял в партии. А как вступить в партию? Мои друзья, которых сейчас уже нет с нами, спрашивали: «Ореке, ты теперь уже стал профессором, доктором, ученым, почему не вступишь в партию?». А я у них спрашиваю: «У тебя мать есть?». Они отвечают: «Да, есть». Тогда я им говорю: «Во-первых, убейте свою мать голодом, потом вступайте в партию. Мою родную мать, а также более 4-х миллионов моего народа система специально уморила голодом, и как мне прикажете ей служить?».

Вина, которую они мне пришили, когда сожгли в 1977 году мою книгу было – «О. Смагулова нет в партии», «часто бывает за рубежом, заражен буржуазной идеологией».

 

Интересное по теме: Лекция Смагулова

 

– Кем были Ваши предки? Расскажите о своем роде.

– Мои предки были людьми среднего достатка. До основания Кургана, Тюмени, Челябинска и Торицка, в тех местах были джайляу и зимовки моих предков. Когда появилась Тобольская линия, наши земли были отобраны, а предков потеснили.

О том, что я казах, я узнал в пять лет. Переселенцы из центральных регионов России казахов называли «киргизами». Сам Ленин, предоставляя нам автономию утвердил ее как «Киргизская АССР». До того унизили наш народ, что даже запретили называться «казах». Наш аул стоял на берегу Тобола, всего в 200-300 метрах от реки. В детстве мы хорошо умели плавать, переплывали реку, шириной 15-20 метров, и перебирались на другой берег. Однажды мы, 5-6 детишек, игрались на прибрежном песке, как вдруг из кустарников вышли двое русских и со словами «ой, киргизенки» поймали нас и кинули реку. В этом месте был огромный омут, который мог поглотить даже огромную лодку. Взрослые учили, что, если вдруг попадемся в такой омут, не пытались выплыть к поверхности воды.  Пытаться это сделать – это рисковать своей жизнью. В таких случаях нужно нырнуть глубже и потом поменять направление и постараться выплыть, а так все впустую. Мы так и сделали, и вышли живыми из омута. Мне было 5 лет, когда я понял, что я спасся от смерти и что я – «киргиз».

Во время войны было особенно тяжко, мы были голодные, оборванные, было нам по 12-13 лет, нас без сожаления впрягали на черную работу. На другом берегу русская земля, туда на мельницу мы возили зерно на помол. Нам не разрешали садиться на телегу, мы шли сзади и засыпали, а позже привыкли. Работали по 16-17 часов в сутки, совершенно выбивались из сил. Пережили мы и такое время, что уж спрашивать?!

На втором курсе института мы участвовали в экспедиции. На местах раскопок увидел, что все найденные вещи аккуратно складываются в одном месте, а человеческие скелеты бросаются как попало. Если видят в них необходимость, то берут, если нет, то выкидывают. На мой вопрос «А кто будет подбирать человеческие останки?», они ответили: «У нас нету специалистов, не знаем». По прибытии на кафедру, меня вызвал заведующий кафедрой и предложил: «Может будешь антропологом?». Закрепленный за мной русский профессор, увидев мои старания, обрадовался: «Вот, молодец! – сказал он, – в 30-е годы я тоже хотел заняться антропологией, но когда во время репрессий всех светил закрыли в тюрьмы, пришлось бросить эту сферу». Так они и начали готовить из меня антрополога.

Однажды из Москвы пришло письмо следующего содержания: «Так и так, если у вас есть молодой специалист антрополог, направьте его к нам». По приезду туда, меня не повели к месту изучения человеческих скелетов, а направили на 2-3 месяца в зоопарк «для ознакомления со строением обезьяньих костей». Между шимпанзе и человеком имеется всего лишь около двух процентов отличий по генетическому строению.

 

Как роднятся казахи и индейцы?

– Получается теория Дарвина о том, что «человек произошел от обезьяны» верна? Куда же делась эта теория?

– Никуда она не делась, кроме Дарвина ни один ученый не предложил иной теории происхождения человека. В нашей системе обучения нет необходимости пудрить учащимся мозги. Когда мы говорим «обезьяны», неправильно представлять перед собой обезьян, которых мы видим сейчас, в древности тоже были человекоподобные обезьяны. Чтобы вывести человеческий вид, природа экспериментировала. Во многих случаях эти эксперименты проваливались.

Ученые дали мне такой совет: «Не занимайся лишь костями, надо комплексно изучать сферу. Исследуй сегодняшние отличия своего родного народа – казахов! От какого народа отличается, к какому народу близок». О казахском народе в научных исследованиях писали: «Физически не существует такого народа, как казахи. Казахами называются далекие отголоски монгольского, киргизского и других родственных народов». Так писали, но фактов никаких не приводили.

Мои исследования состоят из нескольких основных областей: во-первых, это – внешний облик человека, мышцы, скелет, строение зубов и кровеносная система, после изучения этого, можно правильно писать историю своего народа. Например, исследуя зубы казахов, особенно коренные зубы, я пришел к такому мнению: первые коренные зубы за 4-5 тысячелетий изменились на 60 процентов, а вторые коренные зубы за те же 4-5 тысячелетий претерпели всего 3-4 процента изменений. Это означает, что коренные зубы сохранили постоянство. Я изучал в сравнении, начиная с древних эскимосов и заканчивая современными армянами.

 

Интересное по теме: Первому казахскому антропологу – 85 лет

Следуя советам ученых, я не впустую прожил жизнь. Если бы мои учителя были бы живы, они радовались бы не меньше меня, увидев мои труды, показывающие динамику развития костей, начиная с бронзового века и до наших дней.  

– Насколько казахи близки к индейцам?

– По системе кровообращения среди народов Азии казахи относятся к І группе, у европейцев преобладает ІІ группа. У американских индейцев также преобладает І группа до 95 процентов, а остальные 5 процентов принадлежат ІІ группе. По результатам исследований показатели А и Б вовсе отсутствуют. По законам генетики, у племен индейцев, проведших долгое время в изоляции, эти особенности стираются. Суждения об их близости к алтайским народам и схожести с тюркскими народами имеют место быть.

– Существуют неоднозначные мнения касательно черепа хана Абылая. Существует мнение, что «это череп хана или же кого-нибудь другого?!»

– Кто об этом говорит и пишет? Что он знает об анатомии человека? Я вам скажу: черепа, созданные Герасимовым, уникальны, признаны не только в СССР, но и во всем мире. Если найдется специалист с должным уровнем знаний, который опроверг бы мою работу по реконструкции черепа нашего предка Абылая, то, очень хорошо, пусть предъявит доказательства, факты.