Серебряный костыль
Серебряный костыль
16.09.2017 2363
Ровно девяносто лет назад началось строительство знаменитого Турксиба.

Стройка железнодорожной линии являлась частью первой пятилетки, направленной на форсирование темпов развития торговой, сельской, промышленной инфраструктуры СССР.

В ходе строительства была проделана огромная агитационная работа – число добровольцев увеличивалось ежедневно, несмотря на суровые погодные и климатические условия. Работникам приходилось прокладывать пути по пустынным местностям, через горные массивы и близ выходящих из берегов рек.

 

 

Но сама идея создания магистрали, которая соединила бы Среднюю Азию и Сибирь появилась еще в позапрошлом веке – в 1886 году. 15 октября состоялось совещание городской думы в городе Алматы, на котором было решено созвать комиссию для анализа приобретения выгод от строительства дороги. Комиссия нашла ряд плюсов для проведения данной магистрали. В частности упрощение импорта и экспорта зерна и хлопка, а также военное присутствие России в регионе, граничащем с Китаем. Данная причина официально звучала как «предотвращение проникновения западноевропейского капитализма в Синцзян». 

Строительство железной дороги берет свое начало 15 сентября 1927 года со станции Семипалатинск, с другого конца путь проводился со станции Луговая 19 ноября того же года. Начальником стройки Турксиба был Шатов Владимир Сергеевич, получивший уже к тому времени большой организаторский опыт. Он принимал активное участие в революционном движении, но после поражения первой русской революции эмигрировал в Америку, где прожил десять лет. В 1921-22 годах его назначили военным министром и министром путей и сообщений в Дальневосточной республике, что фактически являлось ссылкой. Но позднее в 1932-1933 он стал заместителем наркома путей и сообщения и начальником Главжелдорстроя.

Быстрая смена кадров происходила как среди работников, которые могли быстро подняться по карьерной лестнице, так и среди руководителей высшего звена.

За организацией строительства Турксиба следил Сергей Витальевич Мрачковский. Но в 1936 году он был обвинен в саботаже строительства линии. Мрачковский был приговорен к смертной казни и расстрелян.

С другой стороны, стройка дала Советскому Союзу новые имена. На месте была организована школа для рабочих-строителей, одним из ее выпускников был Мухтар Каптагаев. Каптагаев быстро осваивал любую работу. Вскоре простой, неграмотный когда-то парень стал машинистом, а позднее и депутатом Верховного Совета СССР. Мухтар Каптагаев был награжден Государственной (Сталинской) премией СССР.  

Во время строительства магистрали функционировал специально созданный Комитет содействия строительству Турксиба, которое возглавлял Турар Рыскулович Рыскулов. В работе Комитета участвовало более 50-ти крупных ученых и профессионалов в деле железнодорожного строительства. Турар Рыскулов был объявлен врагом народа, став, как и многие, жертвой репрессивной машины, которая набирала обороты в 1930-х годах.

Большую работу в качестве инженера и начальника части пути Туркестано-сибирской магистрали проделал Тынышпаев Мухамеджан Тынышпаевич, которого пригласил в Комитет Турар Рыскулов. Но в 1932 году он был арестован, а спустя пять лет Мухамеджан Тынышпаев был расстрелян.

Первый паровоз выехал со станции Луговая и торжественно проехал через арку, которую специально соорудили на рельсах – она символизировала юрту. На разных сторонах арки было выведено «Туркестан» и «Сибирь». Над паровозом развевался кумач с надписью «Даешь Сибирь!»

Строительство Турксиба имело большое стратегическое значение для всего СССР, оно широко освещалось в прессе и в других культурных источниках.

В 1929 году вышел документальный фильм Виктора Турина «Турксиб», который был высоко оценен зарубежными критиками. 

Ильф и Петров сравнивали строителей Турксиба с Робинзоном Крузо, которого судьба выбросила на необитаемый остров. В начале стройки также не было жилых помещений, колодцев, полноценных дорог. Но можно сказать, что Робинзону было даже легче. У него была одна конкретная задача: спастись самому. Советские же робинзоны должны были проделать более сложную работу: построить новую железную дорогу протяженностью в 1442 километра. Кроме того, внимательные читатели в романе «Золотой теленок» могут узнать в Восточной магистрали знаменитый Турксиб.

«Серебряный костыль», которым традиционно знаменуют строительство новой  магистрали, был вбит в местности Айна-Булак в 1930 году. На создание Турксиба ушло 203,5 миллиона рублей, а по ценам 1930 года эта сумма составляет 141 тысячу рублей за километр.