Загадка пещеры дракона
23.08.2017 1810
Местные жители говорят, что в Советское время геологи взрывали динамит внутри пещеры, и специально завалили ход ведущий вниз. Почему же они так испугались пещеры Айдаһарлы?

Одно из необычных поверий казахского народа связано с пещерами. Может оттого, что в каменном веке эти пещеры были обиталищем первых людей, или в этих пещерах имеется неизведанная сила, которую не могут чувствовать современные люди, но как бы то ни было многие из этих пещер называются Святыми.

За многие годы, посетив в этнографических исследованиях пещеры «Қоңыр әулие» в Баянауле, «Бектау ата» в балхашской пещере и другие, я видел, что по старинным казахским поверьям туда многие приезжают заночевать. Особенно много женщин, которые просят от Всевышнего детей или исцеления. Памятник, повествующий о древней истории земли Баянаула - «Қоңыр әулие» или «Әулие тас», находится в трех километрах от озера Жасыбай. С незапамятных времен эта земля считается благодатной землей Баян – прародительницы человечества.

По одной из версии легенд, во времена всемирного потопа здесь якобы жил святой по имени Коныр:

«Когда Аллах наслал на людей потоп в наказание за их испорченный нрав и помыслы, трое братьев, Коныр, Кыран, Кулан, всю жизнь заботившиеся о других, никогда не искавшие личную выгоду, оберегавшие людей от всяких опасностей, опасаясь, что корабль не выдержит их веса и попадет в беду, не стали садиться в корабль Нуха (Ноя). Они сложили два бревна, и стали плыть по воде. Аллаху все ведомо, он пожалел их, и они оказались на горе Баянаул. Есть легенды, что Коныр аулие жил в горах сегодняшнего Жамбакы, Кыран аулие жил на вершине Баянтау, а Кулан аулие жил в Кызылтау. Коныр аулие исполнял желания просящих. Кыран аулие находил людям потерянное (чаще скот), видел приближающихся врагов на расстоянии одного дня пути, превращался в человека, извещал об этом людей и исчезал как мираж. Найти его было нелегко. Святой Кулан показывался иногда в образе человека, а иногда в образе кулана, помогал сохранить и увеличить скот».

Красивое содержание легенды все еще требует досконального изучения. Легенды о потопе есть во всех старых писаниях начиная от Торы и Ветхого Завета, а легенда о трех святых, которые спаслись от потопа вместе с Ноем, есть только у казахов. Значит, поклонение святой пещере Коныр аулие – один из самых древних обрядов человечества, идущий с древних времен. Такие легенды указывают на самые древние, самые глубокие, самые чистые источники нашей казахской истории. Это – детство человечества.

О священной пещере Аулие-тас писал в конце XIX века известный краевед Н.Коншин в своих путевых набросках «От Павлодара до Каркаралинска»:

«На Аулие-тас ездят молиться больные и просто бедные киргизы, а главным образом бездетные женщины. Приезжают обыкновенно под вечер и ночь проводят или в пещере, или где-нибудь вблизи ее. Богатые режут барана и мясо его варят, разложив костер у входа в пещеру. Мясо варится непременно в воде из казана в пещере, оттуда же берут воду для омовения, пьют ее и поливают ею больные части тела. Вода эта, по мнению киргиз, имеет целебные свойства. Как мне потом рассказывал один баянаульский старик - Чагыбай Тасыбаев, молящие делают еще свечи из чия, обвернув его ватой или тряпками, пропитанным жиром от заколотого барана; эти свечи (шырак) жгутся в пещере, причем показывают вид, что умываются огнем и потирают им больное место на теле. Чем больше сжигаются свечи, тем лучше. По тем снам, какие снятся во время спанья около пещеры, можно судить исполнится или нет просимое. Бедные, в знак жертвы, вешают повсюду лоскутки, а богатые как я сказал, колят барана и кладут на казан в пещере деньги. Эти деньги, по словам того же Чагыбая, бедняки имеют право взять себе, но при этом непременно надо обратиться к святому духу пещеры со словами «таксыр, не сердись, позволь мне взять эти деньги».

Глубокой, немагометанской стариной веет, конечно, от всех описанных обрядов. Татары не почитают пещеры и если когда и ездят к ней, то из простого любопытства, как и русские. Несмотря на расспросы многих из киргиз, я не мог хорошо выяснить, кому молятся они в Аулие-тас. От некоторых я слышал рассказ о святом, который жил в пещере - на высоком потолке и теперь витает, будто бы его душа, а по словам других, там есть даже опочивальня святого...». 

Пещера Айдаһарлы-Кудайберли о которой мы собираемся рассказать не похожа на пещеру Коныр аулие в Баянаула, это совсем другая история.

Пещера находится на высоком, обрывистом берегу маленькой сарыаркинской речки Жаксы Кон. Реки Жаксы Кон и Жаман Кон соединившись называются Кон и впадают на другую известную реку Сарыарки – Куланотпес. Длина Куланотпеса составляет около 300 километров и ее название уходит в глубь тысячелетий, во времена Алаша хана, слепого Дабу, Домбауыл мергена (меткий стрелок Домбауыл). Куланотпес в свою очередь соединяется с рекой Нура. Если выйти из Астаны в путь в поисках пещеры Айдаһарлы, то в первую очередь надо ехать в Кургальджино.

Там необходимо расспросить точную дорогу в аул Талдысай. Раньше за Талдысаем был маленький аул Шоптыколь. Кругом полно памятников. Особое впечатление производят балбалы древнетюркской эпохи, раскинувшиеся на несколько километров между Талдысаем и Шоптыколь. Далее от Шоптыколь вверх по Жаксы Кону и на левой стороне реки на склоне холма видно пещеру Айдаһарлы. Местные старожилы говорят, якобы в давние времена и хозяином и покровителем здешнего края был Айдаһар. И за эту его заботу, бай по имени Кудайберли каждый год приводил для Айдаһара сыбаға (долю) – несколько лошадей. Много лет длилась дружба между Айдаһаром и Кудайберли. Так и проходили месяц за месяцем, год за годом. И в какой-то год Кудайберли якобы не доставил Айдаһару в срок сыбага. На берегу Жаксы Кон, на вершине холма долго ждал Айдаһар своего друга. Голодный и разозленный лежал Айдаһар, и в этот момент перед ним оказался сын бая Кудайберли, который во время охоты не заметил, как оказался перед ним. Айдаһар, не сумев обуздать свою злость, проглотил его вместе с конем. Через некоторое время Кудайберли отправился в поиски сына. Думая о самом плохом, он приблизился к пещере на берегу Жаксы Кон. В это время Айдаһар лежал на вершине холма, но увидев Кудайберли, бросился в пещеру. Кудайберли на скаку отрубил хвост Айдаһару. Спустя какое-то время Айдаһар говорит из пещеры: «Ты, Кудайберли, никогда не забудешь сына, я не забуду про свой хвост. На этом прощай!». Говорят, после этого он никогда не выходил на белый свет.

Такова казахская легенда. В доказательство реальности Кудайберли старожилы указывают на высокий горный хребет, который называется Кудайберли. Взобравшись на вершину этого хребта, можно увидеть древние кладбища. По могилам, сложенным из камней, по надгробным памятникам видно, что этим памятникам больше 2-3-х веков. В 1816 году здесь была экспедиция под руководством И.Шангина, которая искала месторождения на казахской земле. Видимо, путеводители – казахи рассказали им немало историй. 

«...р.Якши-кун орошает весьма узкую долину, граничащую с обеих сторон горами известкового камня. В одной из таковых гор, скалой над левым берегом возвышающейся, показали нам проводники Киргизцы (Казахи-Ж.А.) пещеру, в которой, по мнению их всего народа, обитает чрезмерной величины змей. Ему, выползающему каждое утро к устье ее, для отдохновения, предшествует блистательное пещеры сей освещение, от сонм адских духов происходящее. Во время сие свист, слышимый в дальном расстоянии от оной, приводит в оцепененность все чувства, и многих дерзких, покушавшихся любопытством слышать оный, лишил вечно слуха, а яркое освещение - зрения. Разнообразие свиста сего приписывают они разнообразию голосов адских духов, извещающих Владыку своего о всем на земле творящемся, последующий за сим глухой грохот-повелениям, им отдаваемым, распространяющюся мало по малу затем тень-удалению принявших приказания» (с.134).

В своих записях Ф.Набоков, руководивший военной и хозяйственной частью экспедиции, оставил немало данных, которые отсутствуют в описаниях И.Шангина:

«Он же Бийбул сказывал, что в виду лагеря...в прежние времена жил большой змей, который будто бы поедал иногда и скота, и что по временам казахи видели в жилище его свет, чрезвычайно сияющий. Приняв сие известие за сказку, послал прапорщика...осмотреть сие место, который пройдя около версты пешком с 12 казаками, нашел пещеру, в которую ходил с двумя казаками с зажженными свечами. По сделанному им измерению оказалось, пещера сия длиною на 10 сажен (бір сажын-2 м 134 см-Ж.А.), ширины различной, в некоторых местах так тесна, что с трудом можно было проходить только ползком, но в других столь обширна, что несколько человек помещались и ходить свободно могли. Но ни змея, ни же какого другого призрака к подтверждению существования оного он не нашел».

И.Шангин связывает звук, издаваемый из пещеры, особенностью его строения, так как у пещеры имеется два хода. И когда дует ветер с двух сторон слышатся разные звуки. Ну, а то, что из пещеры идет свет, стены сияют, члены экспедиции не смогли вразумительно объяснить. По нашему мнению, свистящему звуку, и сияющему свету в пещере, влияет проем в верхней части пещеры который называется «тундик» («түндік» - квадратная кошма, покрывающая верхний круг дымохода юрты, который открывают для выхода дыма или для проникновения света).

К сожалению, сейчас от некогда знаменитой пещеры Айдаһарлы осталось только название. В детстве отец нам рассказывал легенды, услышанные им детстве от стариков: «в сторону Кургальджин-Тениз есть священная пещера Айдаһарлы, заходишь внутрь там есть занавес, за которой найдете сокровища». А сейчас пещера внутри разрушена, от входа сможете пройти от силы 2-3 метра, а дальше пройти невозможно.

Местные жители говорят, что в советское время геологи взрывали динамит внутри пещеры, и специально завалили ход ведущий вниз. Почему же они так испугались пещеры Айдаһарлы?

Жамбыл АРТЫКБАЕВ