ДУХОВЕНСТВО КАК ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИИ
01.06.2017 1871
Обычно, когда мы говорим об эпохе политических репрессий, в первую очередь на ум приходят представители интеллигенции и общественные деятели

Но в те годы преследованиям и гонениям подверглись и представители духовенства. Об этом свидетельствуют архивные документы

Марксизм, как известно, к религии относился резко отрицательно, подчеркивал, что религия, является «опиумом» для народа. В.И. Ленин усилил такую оценку религии и называл ее «родом духовной сивухи», «труположеством». Религиозная идеология являлась единственно легально существующей «ненаучной идеологией», так как в Конституциях СССР 1918, 1936 и 1975 гг. всегда была статья о свободе совести. Но, несмотря на провозглашенную свободу совести, советское государство предпринимало жесткие карательные меры с целью уничтожения религиозных организаций, церквей и мечетей.

Первые послереволюционные годы характеризовались жесточайшими преследованиями Русской Православной Церкви (РПЦ). Изъятие церковных ценностей под предлогом помощи голодающим было использовано Советской властью для максимального ослабления позиций церкви в государстве. Не случайно в секретном письме В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 10 марта 1922 г. В.И. Ленин писал: «...изъятие ценностей, в особенности, самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

И такая жесткая репрессивная политика была проведена государством. Об этом говорят следующие факты: по сведениям Председателя комиссии Государственной Думы РФ по делам реабилитации жертв политических репрессии А. Яковлева, было убито 200 тысяч духовных лиц, а преследованиям подверглось около полумиллиона священников, монахов и монахинь. К этому также необходимо добавить и преследование многих миллионов верующих, ущемление их гражданских прав, уничтожение десятков тысяч мечетей, церквей, костелов, молитвенных домов и т.д. При этом, как пишет Л. Алексеева: «Из восьми тысяч человек, зачисленных в мартиролог РПЦ за советский период за мученичество, лишь незначительную часть составляют оказавшие активное сопротивление разрушению церкви и ее поруганию; большинство приняли мученичество безропотно».

Начавшаяся в 20-х годах ХХ века преследования и расстрелы представителей духовенства и верующих привели к тому что в 30-х годах в Казахстане остались единицы действующих церквей РПЦ.

Аналогичная политика проводилась и в отношении исламской религии. Так, если, например, в 1911 году в Уральской области действовало 59 мечетей, в Семиреченской – 288; там служило соответственно 50 и 189 мулл, то в конце 30-х годов ни мечетей, ни мулл уже не было.

Точно так же были уничтожены римско-католические церкви, молитвенные дома лютеран, меннонитов, евангельских христиан-баптистов. Само обладание Кораном или Библией уже рассматривалось как преступление против Советской власти. Легально проведение богослужений было невозможно, а участие «в подпольных» автоматически вызывало жесткие репрессии. Депортированные в Казахстан верующие из Азербайджана и Таджикистана тоже не могли легально вести религиозную жизнь. В 1943 году советский режим был вынужден легализовать религиозные объединения на всей территории СССР, так как нуждался в поддержке всего народа в Великой Отечественной войне. Легализация была частичной, она коснулась в крайне ограниченных масштабах ислама, православия, баптизма.

Даже после войны в СССР репрессии и гонения священнослужителей, запрет на религиозные обычаи продолжались. По данным Л. Алексеевой: «В 1960-1964 гг. более половины недавно открытых храмов вновь были закрыты, как и большинство семинарий и монастырей. Из 30 тысяч православных священников, имевших приходы в 1959 г., к 1962 году сохранили их только 15,5 тысяч. К 1975 году в СССР действовали лишь 7500 православных церквей».

Начиная с 50-х годов происходит медленная легализация лютеранских объединений. Первая лютеранская община на территории СССР была зарегистрирована в 1956 году в Целинограде. Однако, уже в 1957 году она была снята с регистрации и затем вновь зарегистрирована в этом же году, но с большими ограничениями. В частности, местные власти потребовали повесить на здании молельного дома объявление «До 18 лет вход запрещен». Только в 1967 году была начата регистрация меннонитских общин. В 1958-1959 гг. были предприняты первые попытки официально зарегистрировать приход Римско-католической церкви в Целинограде. Верующие купили дом, собрали необходимые документы. Однако инициатор был ложно обвинен в даче взятки и арестован, дом конфискован. Лишь в 1979 году община смогла зарегистрироваться, купить дом и переоборудовать его под храм.

Репрессии против духовенства и рядовых верующих практически были окончены лишь в 1989 году.

Архивный документ принадлежит Государственному архиву Карагандинской области.

Материал подготовлен на основе статьи Я.В. Трофимова