Плач в степи: трагедия ногайского народа
05.04.2017 4110
Распад единого народа оставил глубокий отпечаток в культуре казахов. «Знаменитый в степях плач о разделении ногаев и казахов играют до сих пор степные музыканты и исторгают слезы у старых аксакалов»

Об этом есть печальный кюй, который обычно начинается словами: «Когда хан Орманбет умер, когда раскололась десятиплеменная Ногайская Орда, вот как оплакивали разлуку казахи и ногайцы».

Рузбихан, подчеркивая, что государство Шибанидов, Казахское ханство и Ногайская Орда образовались на единой этнической основе, писал: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] шибаниты... Второе племя – казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя – мангыты».

Интерес казахстанский историков к истории ногайского народа не случаен, а закономерен. История казахов и ногаев в XV–XVI вв. фактически является историей единого народа. Общее происхождение, единый язык, идентичная экономика, отсутствие естественных географических границ и культурных барьеров способствовали не изоляции, а тесному взаимодействию и неограниченным связям между степным населением. А современная ситуация, возникшая после распада СССР, заставляет ученых обратиться к поиску своих корней, к проблеме самоидентификации.

Ногаи известны также и как мангыты – жители Ногайской Орды, называли свое государство Мангытским юртом. Самые ранние упоминания ногаев и Ногайской Орды встречаются в турецких, русских, западноевропейских источниках. Ногайская Орда располагась на территории левобережья Нижней Волги, Южного Урала, Западного и Центрального Казахстана, в конце XV–XVI в. была одной из ведущих политических сил Евразии.

Родоначальником правящей династии в Ногайской Орде считается выдающийся деятель Золотой Орды Едиге, фактический правитель улуса. После гибели Едигея в 1420 г. преемником на правление в Мангытском юрте стал его сын Гази, отличившийся жестокостью. В 1428 г. эмиры убили его и покинули Орду. С уходом эмиров и вождей племени в Сибирь Мангытский юрт пришел в упадок. Сыновья и внуки Едиге разбрелись. Население перекочевало к узбекам, затем в Центральную Азию.

В Мангытском юрте вместе с младшим сыном Едиге Нураддином, осталась лишь небольшая часть кочевников. Главенство Нураддина на над Мангытским юртом вызвали резкое недовольство со стороны представителей других именитых родов.

Окончательное формирование Ногайской Орды произошло при сыне Нураддина Воккасе. Воккас был одним из главных лиц при Абулхаир хане и даже стал его старшим эмиром. Однако, предчувствуя ослабление узбеков, в 1447 г. он отделился от Абулхаира и вернулся в Мангкытский юрт.

Ногайская Орда (столица Сарайчик) заявила о себе как о самостоятельном государстве к началу XVI в., усилившись в связи с расколом узбекского союза. Тогда многие из племен, ранее входивших в состав узбекского союза, присоединились к ногайцам. «В Ногайскую Орду входили племена: мангкыты, нойманы, кунгарты, кыпчаки, мины, тогучаны, колачи, алчины, чублаки, конклыки, кераиты, кияты и другие».

При распаде ханства Абулхаира Аббас, сын Воккаса, вместе с сыновьями Хаджи-Мухаммеда, играл активную роль в захвате восточных владений Абулхаира в устье Сырдарьи, Амударьи и верховьях Иртыша. В XVI в. владения мангытских беков граничили на северо-западе с Казанским ханством по рекам Самаре, Кинели и Кинельчеку. На северо-востоке Ногайская Орда граничила с Сибирским ханством. На юге Алтайские горы были пограничной линией, отделяющей Казахское ханство от Ногайской Орды. Восточными соседями Ногайской Орды были Казахское ханство и ханства Средней Азии.

Отношения ногаев с казахскими династиями тоже развивались сложно, между ними случались жестокие войны. В первой четверти XVI века Касым хан завоевал все степи за Волгой. Узбекские же государства служили главным образом приютом для беженцев из Ногайской державы – беков и мурз, потерпевших неудачу в междоусобной борьбе.

В конце 40-х гг. XVI века ногайским беком стал Юсуп. Его отношение к России было отрицательным. Юсуп планировал поход на русские земли, но каждый раз эти замыслы срывались, зачастую по вине брат Юсупа Исмаила, который стремился к положительным отношениям с Россией. В конце 1554 года Юсуп погиб, видимо, не без участия брата, и беком стал Исмаил.

Смерть Юсупа была лишь началом бедствий, которые обрушились на Ногайскую Орду. Война между Исмаилом и его племянниками (детьми Юсупа) продолжалась несколько лет и характеризовалась небывалым ожесточением и гибелью большого числа кочевников. Лишь в 1557 г. Исмаилу удалось окончательно утвердиться на престоле. В довершение всех бедствий на Орду обрушились страшный голод и эпидемии. В результате Ногайская Орда никогда больше не смогла добиться того могущества, какое у нее было до смуты 50-х гг. XVI в. Началось повальное бегство подданных бека на правую – крымскую – сторону Волги. Раскол Ногайской Орды повлек переселение части ногайцев в ареал Крымского ханства.

Карта Московии путешественника Герберштейна, 1549 год

20–30-е гг. XVII в. стали периодом последней волны миграции населения из Ногайской Орды в Казахское ханство. «В результате нескольких волн переселений XVI–XVII веков ногайский элемент прочно закрепился в составе казахского этноса. Присутствие этого элемента было особенно заметно на западе Казахстана, где до начала XX века сохранялись группы ногай и мангытай. Несомненным стимулом для ассимиляции послужило и то, что младший жуз целиком расположился на бывшей территории Ногайской Орды». Тынышпаев писал, что «в то время как киргизы Старшей Орды совсем не знают Золотой Орды, а в Средней о ней кое-что помнят только кыпчаки и аргыны, все предания и былины алчынов говорят только о былой жизни Золотой Орды и ногаев. Что Младшая Орда входила в состав ногаев, это не подлежит никакому сомнению».

Распад Ногайской Орды на несколько частей практически разорвал прежние социальные узы, связывающие население двух государств. Началась культурная дифференциация. Ногайские улусы, преимущественно кочевавшие на равнинах Северного Причерноморья, то есть на значительной части территории современной Румынии, Молдавии, Украины и юга России, оказались в орбите влияния Крымского ханства и крымских татар.

В 1783 году после ликвидации Крымского ханства российские власти планировали переселить ногаев в междуречье Волги и Урала. Но ногайская знать решив, что таким образом их хотят истребить, отказалась покидать Кубань и подняло восстание, которое было жестоко подавлено. Вся степь между Доном и Кубанью опустела.

В 50-х гг. XIX в. большинство российских ногаев переселилось в Османскую империю. С 60-х годов ХIХ века шел процесс включения ногайцев в правовое и социально-экономическое поле Российского государства. В 1897 году в Российской империи насчитывалось всего около 64 тысяч ногаев, преимущественно проживавших на территории Кубанской, Терской, Дагестанской областей и Ставропольской губернии и всюду составлявших небольшой процент населения. Для сравнения, казахов по той же переписи было учтено свыше четырех миллионов, и они являлись большинством на территории Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Сырдарьинской, Семиреченской областей, а также Мангышлакского уезда Закаспийской области и Букеевской Орды, относящейся к Астраханской губернии.

К середине ХХ века ногаи оказались разделены между Карачаево-Черкесской, Чеченской, Дагестанской республиками и Ставропольским краем.

Кидирниязов Даниял Сайдахмедович, профессор Дагестанского научного центра РАН

Известным ученым, специалистом по средневековой истории ногаев является Кидирниязов Даниял Сайдахмедович, профессор Дагестанского научного центра РАН (Махачкала, Российская Федерация). Д.С. Кидирниязов – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, известный на Северном Кавказе специалист в области средневековой истории Ногайской орды, Северного Кавказа и Дагестана. Он прошел в науке путь от аспиранта Отдела досоветского периода Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР до ведущего научного сотрудника Отдела древней и средневековой истории Института ИАЭ Дагестанского научного центра РАН, профессора по специальности «Отечественная история».

Родился Даниял 5 октября 1952 года в станице Курдюковская Шелковского района Чечено-Ингушской АССР и вырос в чечено-ингушской среде. После окончания школы связал свой жизненный путь с исторической наукой. Будучи сыном ногайского народа, Даниял Сайдахмедович посвятил свою жизнь, свои научные труды истории своего народа, кочевавшего в средневековье на евразийских просторах, оставившего заметный след в истории Казахстана, России и Дагестана. Труд над этой темой позволил Даниялу Сайдахмедовичу в 2001 году защитить докторскую диссертацию «Ногайцы в XV–XVIII вв. (Политические, экономические и культурные аспекты взаимоотношений с сопредельными странами и народами)».

Среди научных интересов Данияла Сайдахмедовича не только проблемы исторического прошлого ногайского народа, но и широкий спектр вопросов, среди которых особый интерес представляет актуальная и злободневная сегодня проблема кавказоведения – место, роль и значение Дагестана в кавказской политике трех соперничавших держав: Османской империи, шахского Ирана, затем и Российской империи в сложный и судьбоносный для народов Дагестана период истории.

Д.С. Кидирниязов с директором Института истории государства Б.Г. Аяганом (Астана)

 

Ученый активно участвует в международных научных конференциях, проводимых как в России, так и в постсоветских республиках. Д.С. Кидирниязов активно сотрудничает с зарубежными коллегами. Благодаря тесным связям с казахстанским историком Б.Г. Аяганом (Астана) состоялась встреча с коллективом ученых Института истории государства. Историки подняли острые вопросы по ногайской истории: почему распалась Ногайская орда, каковы были взаимоотношения ногайских мурз и казахских ханов и другие вопросы. На вопрос о том, какие трудности испытывают ногайцы в изучении родного языка, профессор отметил, что ногайский язык преподается в школе в двух вариантах: есть ногайский язык в начальной школе и есть факультативное изучение ногайского языка.

Ученых интересовала общая численность ногайцев. По мнению профессора, согласно официальной переписи ногайцы составляют 105 тысяч человек. Хотя фактически их численность гораздо больше. Например, в Крыму их записывают как крымских татар и в этом есть меркантильная причина: крымские татары получают определенные субсидии от государства.

В настоящее время ногайцы живут компактно на территории шести субъектов Российской Федерации: Астраханская область, Ставропольский край, Дагестан, Чеченская республика, Карачаево-Черкессия, Крым.

Встреча с ученым оставило тяжелое впечатление. Ногайская орда в средневековье была могущественным государством, с которым считались все соседи. Ногайские мурзы играли важную роль при королевских дворах. Но за несколько веков от нее остались лишь воспоминания и топонимика. Некогда единый народ распался. Братья убивали друг друга. Племена покидали родную землю, откочевывали в поисках лучшей доли. Избегая российского подчинения были вынуждены уйти под протекторат Османской империи. Сопротивляясь давлению со стороны российских властей подняли восстание 1783 года, которое было потоплено в крови. Можно было всего этого избежать? Не знаю, история не терпит сослагательного наклонения. Но она учит на примере других народов, что может произойти с нацией, если в ней не будет единства. Надо стремиться к сохранению нашей социальной стабильности и национального единства.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)