«Черный» понедельник
08.01.2017 3556
Тернистым был путь к рыночной экономике. После распада Советского Союза молодой Казахстан столкнулся с многочисленными трудностями, самые сложные из них были экономические

Разрушение вертикальных связей когда-то единого народнохозяйственного комплекса СССР, остановка фабрик и заводов, гиперинфляция, безработица и сокращение объемов производства промышленной продукции требовали реформирования экономики, а затем уже модернизации политической системы. Ведь мировой опыт подтверждает, что без рынка не может быть высокоэффективной экономики, гибкой и восприимчивой к переменам, постоянным изменениям в структуре общественных потребностей, социально ориентированной.

На первом этапе Казахстану была навязана, в силу взаимозависимости от процессов, происходивших в других странах СНГ, программа непроработанной радикальной модернизации. Вслед за Россией республика была вынуждена следовать монетарной модели ускоренного «шокового» перехода к рынку. Этот проект был жестко привязан к аргументам западного образца и не учитывал специфики Казахстана. Рыночная экономика с полной либерализацией цен и жесткой ограничительной финансово-кредитной политикой в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры, привела к резкому повышению цен, острому платежному и финансовому кризису. Резкое сокращение спроса на продукцию казахстанских предприятий (прежде всего тяжелой индустрии) вызвало обвальный спад в экономике. Инфляция достигла 2000–3000%. Все это говорило о том, что системные экономические, рыночные реформы в условиях сложнейшего транзита необходимо было проводить скорейшим образом по всем направлениям.

2 января 1992 года без всяких предварительных консультаций со странами-соседями по СНГ и без оповещения Россия «отпустила» цены. Был совершен мгновенный переход с государственного регулирования цен на рыночную систему ценообразования.

Рост цен превзошел все ожидания: в течение одного 1992 года цены подскочили во много раз. Все сбережения населения обесценились. Большая часть населения тем самым оказалась за чертой бедности. Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов на перевозки, цен на энергию, сырье и т.д. Падение промышленного производства за 1992 год составило более 20%. Начавшаяся либерализация цен обернулась для Казахстана значительным экономическим уроном. Товары из Казахстана большими потоками перетекали на территорию России, а огромная, ничем не обеспеченная денежная масса стремительным потоком затопила рынок Казахстана, возвышая и так непомерно дорогие потребительские товары и предметы быта.

В данной ситуации руководство республики было вынуждено также пойти на либерализацию цен на различные категории товаров.

3 января 1992 года Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О мерах по либерализации цен», согласно которому в целях стабилизации социально-экономического положения республики и создания условий для формирования рыночных отношений в экономике с 6 января 1992 года был осуществлен переход на применение свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Согласно Приложениям №1 и №2 были установлены тарифы на некоторые виды продукции производственно-технического назначения и основных потребительских товаров, таких как хлеб, молоко, сахар, соль и т.д.

6 января наступил «черный» понедельник. Но кроме того, что цены на все продукты выросли многократно, других изменений не было, изобилия не наступило. В Алматы люди стояли в очереди за продуктовыми карточками, в Павлодаре кулинарные отделы универмага не работали, а в остальных отделах было пусто, хлеб продавали по две булки на человека, в Караганде с четырех часов утра люди занимали очередь перед дверью магазина за молочными продуктами, весь товар раскупили быстро, несмотря на то, что цены стали дороже в 3,5 раза. Сметаны, творога и сливок в продаже не было. Но всегда был выход, чего не было на прилавке магазина, можно было купить на базаре. Мяса в госторговле не было, а на рынке Павлодара можно было купить свинину по 45 рублей за кг, а говядина подорожала с 25 до 70 рублей. Яблоки по 30 рублей никто не покупал. Директор Карагандинского молзавода С.Рыбникова выразила простую, но гениальную мысль: «Можно до бесконечности повышать цены, но если при этом не обеспечить рубль товаром, то любую экономическую реформу ожидает крах». В Актюбинске прилавки были пусты как перед Новым годом, так и после либерализации. В магазине «Океан» две очереди, одна за вермишелью, отпускаемой по карточной системе, другая – за хлебом. Рабочая Л. Мостовая плачет, что на Рождество нечего на стол поставить, а соседка Л. Баталова добавила: «Цены бешенные, а продуктов как не было, так и нет». В Уральске спекулянты продавали сигареты по червонцу, а бутылка водки стоила 90 рублей. Резко повысили цены на вощи-фрукты в Целинограде. Яблоки можно было купить по 25-40 рублей за кг, виноград по 35-40 рублей, лимон по 12 рублей за штуку. В коммерческих ларьках алматинский «Дюбек» продавали по 13 рублей за пачку, а «Беломор» и «Астру» по 7 рублей. По Целинограду пошел слух, что, якобы Целиноградское птицеобъединение выразило недовольство слишком завышенными ценами на птичье мясо и яйца. Но главный экономист птицеобъединения Ш.Т. Шаймерденов развеял эти слухи: «Ничего подобного. Себестоимость птичьего мяса обходится в 35 рублей за кг, себестоимость яиц 6.60 за десяток. Опять же подорожали комбикорма».

9 января продолжила работу седьмая сессия Верховного Совета РК и депутатов интересовал вопрос, как дальше жить с такими ценами? Ответ Премьер-министра республики С.А. Терещенко, что случившееся нельзя назвать повышением цен, вызвал неодобрительный гул среди депутатов. Новые цены устанавливало не Правительство, а производители продукции, чтобы сохранить рентабельность хозяйств хотя бы на уровне 40-50%. А что касается разных цен в магазинах Нурсултан Назарбаев ответил, что в этом нет ничего плохого, так как рынок предполагает конкуренцию. Пусть свои цены устанавливают не только магазины, но и мясокомбинаты, совхозы, арендные предприятия, производители.

Рыночная либерализация обострила и без того напряженную ситуацию в республике. Особенно бурный всплеск недовольства вызвала либерализация цен. Люди ждали обещанного их повышения в три-четыре раза и заполнения в связи с этим магазинных прилавков, исчезновения очередей. Однако цены возросли, за редким исключением, в 10-20, а на многие виды продуктов питания и промышленных товаров в 100 и более раз. Тогда как зарплата увеличилась примерно вдвое. К тому же ничего в торговле не прибавилось. В самом бедственном положении оказались пенсионеры, инвалиды, студенчество. На площади Республики в Алматы появились пикеты учителей с требованием защиты от непомерной дороговизны. А у Дома правительства пикетчики, среди которых были представители партии «Желтоксан», требовали еще и отмены пятилетнего ограничения на прописку, защиты прав на жилье. Группа депутатов Алма-Атинского горсовета в своем обращении к Президенту республики обратила внимание на бездействие местных органов власти и управления, которые еще и препятствуют развитию нормальных рыночных структур, что болезненно отражается на продвижении реформ. В Караганде началась волна шахтерских забастовок, поводом для которой стало непомерное повышение цен на продукты в шахтерских буфетах. Угрожающая ситуация сложилась и на других промышленных объектах. Остановилось сталеплавильное и прокатное производство на Карагандинском металлургическом комбинате. Переход к рынку был затруднен тем, что Казахстан на начальном этапе продолжал оставаться в прежней денежной, финансовой и экономической системе.

10 января премьер-министр С.А. Терещенко на собрании актива Федерации профсоюзов республики заявил, что Правительство примет экстренные меры по снижению цен на продовольственные товары. Предельная цена за буханку хлеба будет установлена в пределах 2 рубля 80 копеек, килограмм творога – 4.65 руб, а сметаны – 4 рубля 20 копеек. Для дотации на продукты Правительство изыскивает 10 млрд рублей.

Понимая всю сложность ситуации Глава государства выступил с Обращением к народу Казахстана. Он еще раз подчеркнул, что альтернативы рынку не существует, и процесс роста цен был неизбежен. Но на нем наживались «теневики», спекулянты, и этому надо было положить конец.

Тем не менее мы обращались с предложением к руководству России и других республик отложить либерализацию цен до 1 июля 1992 года, считая выбранный для нее момент крайне неподходящим. Нельзя было идти на такую меру в условиях зимы. Поэтому, используя данную мне народом власть, я принял решение о замораживании цен на все виды хлеба, молока и молочных продуктов на уровне, который не может превышать более чем в 3 раза прежние цены, действовавшие до их либерализации. Понятно, что данное решение тяжело скажется на нашей экономике и бюджете республики.

Президент не раз говорил, в том числе и во время предвыборных встреч с избирателями, и еще раз подчеркнул, что выход из того сложного положения, в котором оказались казахстанцы не по своей воле, и для населения, и для производителей не в том, чтобы угрозой или проведением забастовок добиваться повышения заработной платы, компенсации любого удорожания либо беспредельно задирать цены на продукцию. Итогом этого может быть только новый виток инфляции, от которого будет еще хуже и потребителям, и производителям. Выход тут только один – больше и лучше трудиться, чтобы постоянно и последовательно повышать народное благосостояние.

12 января 1992 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан «О дополнительных мерах по социальной защите населения в условиях либерализации цен». Согласно Указа, «в интересах усиления социальной защиты населения Республики Казахстан были установлены государственные регулируемые цены на все виды хлеба и хлебобулочные изделия, муку».

Решившись на формирование социально-рыночного хозяйства, без которого не войти в сообщество процветающих стран, общество вынуждено пройти этот этап. И Нурсултан Назарбаев, как Президент, как гарант Конституции старался сделать все, что в его силах и возможностях, чтобы облегчить казахстанскому народу бремя и тяготы сложного переходного периода.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

По материалам периодической печати «Казахстанская правда», «Целиноградская правда», «Инфо-Цес» за январь 1992 года.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)