Правда, о которой молчали
07.11.2016 1344
Цепочка ужасающих историй, на протяжении сорока лет не выходивших за пределы одного «полигона» многострадальной казахской земли, растянувшись, дошла и до народа. Мы о Семипалатинском ядерном полигоне

О неразглашении событий, происходивших на территории полигона, заботилось военное руководство. Однако после злосчастного происшествия 1980 года атомщики были вынуждены обратиться в правоохранительные органы области с просьбой о помощи.

Писатель М. Сарсеке слово в слово рассказал историю, услышанную от начальника Жанасемейского районного отделения милиции Битимбая Жунусова.

В то время начальником областного управления милиции был генерал-майор Кабен Беспаев. Именно от него начальник районного отделения во всех подробностях  узнал о ситуации.

По его словам, вооруженные автоматами два солдата убили несколько людей и сбежали с военного полигона. Перед руководством стояла задача поймать этих двоих, которые вероятнее всего вышли на трассу Семей - Кайнар. В поимке были задействованы солдаты из трех отделений. Им был отдан приказ прочесать местность между Карасу и Сарапан, найти беглецов, если не удастся задержать, то расстрелять.

Когда Битимбай Жунусов вместе со своими людьми прибыл на место назначения, застал там своего генерала в несколько удрученном состоянии. Тела, убитых дезертирами четырех солдат, предварительно прикрыв лица, укрыли от посторонних глаз в скважине. Военные прочесали большую территорию между двумя возвышенностями, никто так и не попался на глаза. Военный руководитель оказался человеком крутого нрава, никого не хотел слушать. Уже и вертолетом искали с воздуха – все было тщетно.

В этот безнадежный, казалось бы, момент на место с двумя сотнями милиционеров, загруженных в легковые автомобили и автобусы, на помощь пришел Кабен Беспаев. Все сотрудники были вооружены.

После прибытия подкрепления поступила информация о том, что в зимовке Обалы относящегося к совхозу Шаган возле дома одинокой женщины у сеновала были замечены два человека.

Это оказалось правдой. При допросе женщина рассказала, что очень испугалась, когда услышала выстрелы из ружья. Она стала подсматривать и увидела, как двое через сеновал зашли в сарай.

Вдруг в направлении майора, который по приказу военного руководства попытался войти внутрь сарая, прозвучала автоматная очередь.

 Генерал-лейтенант увидев, что его человек ранен, накинулся на Кабена Беспаева, который не находился под его подчинением: «Ты зачем пришел сюда? Людей не выпускаешь, сам из укрытия не выходишь. Ты – трус!».

На что Кабен Садыкулы ответил:

«Прошу вас быть осторожнее со словами, я танкист, прошедший через всю кровавую войну. И я вам не подчиняюсь. Мои люди нашли место, где прятались беглецы. Мы искали способ схватить их, но тут вы поспешно вмешались. Почему тот майор вошел в сарай в одиночку? Да, это же идиотизм. Короче, я не буду участвовать в этом. Мы нашли вам беглецов, а вы ловите».

Начальник военной зоны снова кричал, но уже на своих подчиненных: «Кто, по собственному желанию, пойдет и разрушит тот сарай?! Тому, кто проявит героизм, я сделаю подарок. Ну же, кто?!»

Битимбай Жунусов сказал это, понимая, что ситуация зашла в тупик и требует срочного разрешения. Возможность проявить героизм подтолкнула молодые сердца солдат к действию: двое солдат только приблизились было к сараю, как изнутри снова раздались выстрелы. Стремясь спасти майора, находившегося внутри строения, двое храбрецов были убиты.

Семей ядролық сынақ алаңын 1981-1991 жылдары

басқарған генерал-лейтенант А. Иленько

С наступлением вечера, немного пришедший в себя генерал-лейтенант пришел к тому месту, где находились милиционеры. Начальник военной зоны сказал, что понял допущенные им роковые ошибки пришел, чтобы посоветоваться о дальнейших действиях. Генерал-майор Кабен Садыкулы выглядел очень сурово: «У меня есть несколько условий: командование операцией вы передаете мне. Это первое условие. Второе, с наступлением темноты мои люди подожгут сарай. Ради спасения своей жизни преступники выйдут и сдадутся или же сгорят заживо.  Только вы напишете мне расписку о том, что восстановите сожженный сарай. Прямо сейчас. Это все!..»    

Расписка была сразу же написана. Ночью, в глубокой темноте автомобили, окружив сарай, направили свет фар. Милиционеры в нескольких местах подожгли строение.

Когда огонь разгорелся, беглец, повесив на шею оружие, с поднятыми вверх руками вышел наружу. Его немедленно повалили на землю и связали ему руки. Майора и тела двух убитых солдат вытащили из сарая. Бедро майора было перевязано отрезком от его рубашки. Видимо, таким образом он остановил кровотечение.

Дезертир оказался чувашем из Мордовской Автономной Республики. Когда напарник захотел сдаться, он застрелил его и спрятал тело в стогу сена, а сам вошел в сарай. Генерал-майор Кабен Беспаев связывал это с дедовщиной, царившей тогда во внутренних войсках военного полигона. Да и радиация к тому же...

Генерал-майор милиции Кабен Беспаев

Позже дезертира, убившего вначале четырех солдат, потом своего друга, после еще двоих солдат, сделавшего майора инвалидом, не осудили, 

посчитали душевнобольным и поместили в психиатрическую больницу.

Зангар КАРИМХАН