Торговый город Караханидского государства
01.11.2016 2634
Своего наивысшего расцвета Тараз достиг в период правления Караханидского государства

История создания города Тараза уходит в далекую древность. Многочисленные источники указывают на то, что город, расположившийся на берегу реки Талас, был построен до V–го века. Первые данные 568 года принадлежат византийскому послу Земарху. В 630 году о городе Таразе написал китайский путешественник Сюань-Цзан. По его данным Тараз был купеческим городом.  О времени возникновении города известный ученый академик А.Х. Маргулан сообщает: «… По исследованиям ученых Шаванны, Де-Грота, В. Бартольда и многих других, гунны обосновались в долине реки Талас еще в третьем – втором веках до нашей эры и построили  город Талас с дворцами и башнями».

В первой половине ІХ века математик и географ  Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми в своем произведении «Китаб сурат ал-ард» писал: «Тараз – это город купцов». В Х веке арабский географ Аль-Макдиси в своих трудах отметил:  «Тараз – это город бесчисленных и красивых садов и  многочисленного населения, город глубоких рвов, крепости, с четырьмя воротами и с живущими в ней людьми.  Вторую Медину разделяет река и соединяет мост, перекинутый с одного берега на другой. В центре базара (рынка) возвышается мечеть». Этот период – период расцвета города Тараза. Обращению города в политический центр, открывающий ворота одинаково на восток и запад, поспособствовало Караханидское государство.

Караханидское государство – это мощнейшее государство, основанное в середине Х века на территории Жетысу и Восточного Туркестана (Кашгара). Столица – город Баласагун. После – город Тараз. Какие-либо правдивые данные о начальном периоде истории Караханидского государства не сохранились, а первые рассказы о Караханидах носят скорее мифологический характер. Согласно документальным данным, значительную роль в основании и политическом развитии Караханидского государства сыграли карлукские племена.

Основатель караханидского государства – Сатук Бограхан является внуком карлукского кагана Билге Кыдырхана. Сатук Бограхан вышел против властителя города Тараз Огулшака и победил его. Мало того, он заставил преклонить колени города Тараз и Кашгар. В 942 году он поверг правителя Баласагуна и объявил себя его верховным каганом. Сам он называл себя «черным ханом». С тех самых пор династия стала носить это имя. Это время является временем исчисления истории Караханидского государства.

Город с историей в 2000 лет в древние времена был центром торговой промышленности, на протяжении многих лет продолжает оставаться музеем, где сосредоточены множество культурных реликвий. Во время правления Караханидов город обрел своеобразную культуру, стал крупным торговым центром на Великом Шелковом Пути. Сюда съезжались купцы из Индии, Средней Азии, Ирана, Ирака и других стран. С востока на запад, с запада на восток с караванами шли писатели и поэты, ученые и мыслители, миссионеры и паломники, зачастую передавая религию, обряды и культуру своих народов. Происходил оживленный обмен материальными и духовными ценностями.

Своего наивысшего расцвета Тараз достиг в период правления Караханидского государства. Династия Караханидов восполнила количество ценных реликвий города. Доказательством можно представить старые бани, памятники «Карахан мазар», «Айша биби». Сын Сатук Карахана – Богра хан Харун Муса в 960 году в городе Таразе объявил ислам государственной религией. Политическая независимость и автономность в регионе не смогли не повлиять на развитие экономики и культуры. Таким образом, город из века в век, переживая значительные исторические события, вместе с богатым наследием, ценными реликвиями дошел до наших дней.

С течением времени под влиянием междуусобных войн государство Караханидов сильно ослабело и в конце 12 века было завоевано каракитаями, в том числе был завоеван город Тараз. В 1210 году каракитаи были разгромлены хорезмшахом Мухаммедом. Но и он не долго владел городом, т.к. уже в 1220 году почти вся Средняя Азия и территория современного Казахстана были завоеваны монголами. Славный город при монголах теряет свое прошлое значение и самостоятельность. Расцвет оседлой культуры в Таразе и округе сменился противоположным процессом – упадком. В итоге, некогда знаменитый город средневековья, бывший ранее столицей, превратился вначале в простое поселение, а затем сошел с мировой сцены.

В Таразе сохранились места древнего города, реликвии, памятники. По сей день этот древний город привлекает к себе туристов, путешественников. Летописи города хватит еще не на один труд ученых исследователей.

Подготовил: Алтынбек БЕКНУР

Перевод: Меруерт ЕРАЛЫ