ЕАЭС - идея Президента
13.10.2016 2051
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев воплотил идею евразийской интеграции в жизнь. 10 октября 2000 года было создано Евразийское экономическое сообщество 

Евразийская идея Нурсултана Назарбаева берет начало в 90-е годы ХХ столетия. 

22 марта 1994 года Главы государства выступил в Королевском институте международных отношений «Chatham House» в Великобритании. «Надо понять, что СНГ – это не государство, не национальное образование, а естественный в сложившихся условиях механизм регионального взаимодействия», - разъяснил Глава Казахстана. Развитие постсоветского пространства определялось двумя тенденциями: с одной стороны, становлением национальной государственности, а с другой – необходимостью интеграции. 

29 марта 1994 года Нурсултан Назарбаев во время визита в Российскую Федерацию на встрече с профессорско-преподавательским составом МГУ им. М. Ломоносова шире раскрыл идею о формировании Евразийского Союза Государств. В условиях независимости, где признавались равные права всех государств СНГ, по его мнению, на Евразийском пространстве были созданы предпосылки создания совершенно нового объединения. «Я бы его назвал Евразийский – не Евроазиатский! – союз», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев. При этом заявлено, что «никакой «старый Союз» этим самым не воссоздается. Никакая империя не наступает». Такой формат позволил бы раскрыть перспективы роста Казахстана в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. 

Евразийская идея Нурсултана Назарбаева постепенно пробивала себе дорогу на протяжении всех 90-х годов прошлого столетия. В тот период формировались такие структуры, как Центрально-Азиатский союз, Таможенный союз, двустороннее сообщество Беларуси и России. По представлению Президента Казахстана, все это было отражением «многоярусности», «многоуровневости» процессов интеграции. 

Эти шаги позволили главам государств 10 октября 2000 года в Астане создать Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международную организацию, имеющую четкую функциональную структуру, эффективные механизмы работы, ясные и понятные цели в лице Таможенного союза (ТС), Единого экономического пространства (ЕЭП) и интеграции в мировую торгово-экономическую систему. В этот день понятие «евразийский» обрело свою легитимность на высшем уровне в числе ключевых понятий современного политического языка. Вместе с тем евразийская идея показала не только внешний, но и внутренний потенциал. Она способствовала единению народа Казахстана, становясь дополнительным фактором сплочения полиэтнического общества. 


Евразийская инициатива Президента Республики Казахстан получила свое дальнейшее развитие в концептуальной статье «Евразийский экономический союз: теория или реальность», опубликованной в марте 2009 года в российской газете «Известия». «Понимание возникшего нового исторического периода, где усиливаются процессы регионализации, складываться региональные рынки, в рамках которых будет производиться и потребляться большинство товаров и услуг, необходимость формирования континентальных интеграционных группировок встанут на повестку дня всех стран СНГ», - утверждает Президент Казахстана. 

Значительный рывок в евразийской интеграции был сделан в 2010 году. 

С 1 января 2010 года заработал Таможенный союз (ТС) Беларуси, Казахстана и России. Это привело к расширению кооперационных связей и сокращению затрат времени и средств у предприятий и населения. Объемы взаимной торговли товарами трех стран возросли в 2010 году на 29%, в 201-м - на 34%, в 2012-м - на 7,5%, а в 2013 году отмечалось небольшое снижение (на 5,5%). 

В течение 2010 года в рекордно короткие сроки был разработан и подписан главами трех государств пакет из 17 базовых соглашений, формирующих Евразийское экономическое пространство (ЕЭП). 

18 ноября 2011 года главы государств Беларуси, Казахстана и России приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, согласно которой ближайшая задача – полная реализация потенциала ТС и ЕЭП, а в дальнейшем - создание на этой основе Евразийского экономического союза. Для бизнеса и населения основную роль играют роль не сами по себе ТС и ЕЭП, а те изменения законодательства и торгово-промышленных процессов, которые связаны с созданием общего рынка. Уже запущены реальные правовые механизмы, позволяющие хозяйствующим субъектам осуществлять эффективную коммерческую деятельность не только на территориях своих государств, но и во всем ТС. Усиливается деловая активность предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. Создаются межгосударственные производственные и торговые объединения, совместные предприятия, которые становятся локомотивом интеграционных процессов. По оценкам российских ученых, совокупный интеграционный эффект от создания ТС и ЕЭП за 10 лет оценивается в 17-20% дополнительного прироста ВВП для каждой из стран-участниц ТС и ЕЭП. Суммарно это может составить почти 700 млрд долларов. 

С 2012 года высшим органом в ТС и ЕЭП стал Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств и глав правительств, определяющий стратегию, направления и перспективы интеграционного развития. Тогда же заработала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП со статусом наднационального органа управления. В выполнении задач Сообщества по формированию общего правового пространства важное место занимает Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС. 

В январе 2012 года создан новый Суд ЕврАзЭС для разрешения экономических споров в Сообществе и ТС. Странами Сообщества разрабатываются и реализуются совместные межгосударственные целевые программы. Активно работают Евразийский банк развития и Евразийский Деловой Совет. Важнейшие интеграционные шаги в социально-экономической сфере привели к повсеместному росту экономики и повышению уровня жизни широких слоев населения. Так, в 2013 году по сравнению с 2000 годом в среднем по ЕврАзЭС ВВП вырос в 1,8 раза, промышленное производство – в 1,7 раза, сельскохозяйственное производство - в 1,5 раза, инвестиции в основной капитал и оборот розничной торговли - в 3,1 раза, стоимостной оборот взаимной торговли товарами - в 4,5 раза. 


29 мая 2014 года был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. После подписания Договора Нурсултан Назарбаев отметил, что практическое воплощение экономической интеграции уже привело к позитивным результатам. «Наш экспорт в государства-партнеры по евразийской интеграции увеличился на 63% и составил $6 млрд. И это не абстрактные цифры. За ними – сотни конкретных предприятий и компаний, новые линии взаимодействия между казахстанскими, белорусскими и российскими партнерами. Это тысячи новых рабочих мест, стабильность и рост доходности казахстанского бизнеса, открывшего для себя новые рынки сбыта», - сказал Президент Казахстана. Углубление евразийской интеграции реализуется в интересах всех участников этого процесса. Интеграция, как следует из мирового опыта, означает долгосрочные стабильные условия для развития экономики и новые возможности для роста благосостояния граждан. ЕАЭС дала возможность гражданам стран-участниц союза работать в любом из государств. Сохраняются социальные гарантии у этого работника. Они будут такими же, как у гражданина той страны, где предоставляется рабочее место. 

4 декабря 2014 года парламент Армении ратифицировал договор о присоединении страны к ЕАЭС. 

23 декабря 2014 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета был подписан договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС. 

1 января 2015 года договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу. 

2 января 2015 года в ЕАЭС официально вступила Армения. 

В августе 2015 года завершилась процедура вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз. 

Таким образом, в течение четверти века евразийская идея Нурсултана Назарбаева теоретически и практически развивается в соответствии с требованиями времени, заложив стратегические основы экономической интеграции на многие десятилетия вперед. 

Арман СУЛЕЙМЕНОВ 

Список литературы: 

1. Казахстанско-российские отношения: 1991 – 2001 годы: Сборник документов и материалов. - М., 2001. 

2. Назарбаев Н.А. О создании регионального пояса стабильности // Евразийский союз. Идеи, практика, перспективы. 1994-1997. - М., 1997. 

3. Независимый Казахстан и Лидер Нации. – Алматы, 2010. 

4. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Стратегия вечной дружбы. Казахстан – Россия. - М., 2000. 5. Назарбаев Н.А. Общественное согласие – основа демократического развития Казахстана: Доклад на третьей сессии Ассамблеи народов Казахстана // Назарбаев Н.А. Политика мира и согласия. - Астана, 2008. 

6. Евразийская идея Н.А. Назарбаева и тюркское пространство. Коллективная монография/ Под общ. ред. Ибраева Ш.И. – Астана, Издательство «Сарыарка», 2011. 

7. Назарбаев Н.А. Евразийский экономический союз: теория или реальность? // Известия. 2009. 19 марта. 

8. Мансуров Т. Евразийцы ХХI века // Российская газета (Федеральный выпуск). - N6340. - 2014. – 26 марта.