«Мәңгілік ел» - символ единства
08.10.2016 3949
 В настоящее время формирование патриотизма, уважение к родной стране, ее истории необходимо показать через призму идеи Мәңгілік ел. 

В центре великой казахской степи высятся горы Улытау. По физико-географическим параметрам – это центр Казахстана. Но это не рядовой географический объект. Горы Улытау содержат в себе более глубокий, сакральный смысл. На скале горы высится мавзолей Алаша-хана, гордое напоминание о происхождении казахских жузов. Согласно легенде у могущественного хана родился пегий (ала) сын Алаша, ставший в последствии ханом трех жузов. И на вершине его подняли на белой кошме. С тех пор Улытау стала сакральным местом инициации казахских ханов. Улытау приняла и стережет покой великих правителей степи – Тохтамыш-хана, эмира Едиге, эмира Тимура. Улытау хранит уникальный код памяти и это позволяет нам проследить многовековую связь преемственность и закономерность формирования нации. 


Код памяти это, своего рода, ключ к пониманию внутреннего мира казахов, его сущности. Этот ключ открывает двери внутренней философии многовековой кочевой культуры, что позволит современности выработать такие правила, ценности, которые в будущем сохранят единство нации. Стержнем всего этого процесса является национальная идея Мәңгілік ел. 

Древняя символика казахов сохранилась в тотемах, тамгах, в орнаменте и украшениях. Прошли века, прежде чем кочевое общество осознало себя народом, носителем государственности. Через легенды, шежире передавалась уникальная, самобытная устная информация, - которая тоже является кодом памяти! - отражающая осознание духа народа, его целостность, единство. Один из древних орнаментов «кошкар муйыз» занял свое место на государственном флаге Республики Казахстан. Орнамент позволяет идентифицировать Казахстан, не путая ни скаким другим государством. 

Даже музыкальные инструменты кочевников, кобыз и домбра, сопровождавшие кочевника в течение всей его жизни, обязательно звучали во время священных обрядов и тризн, когда возникала необходимость призвать в помощь аруахов (духов предков), содержали в себе закодированную память. Домбра в руках казаха поет долго, бесконечно, как бесконечна и обширна казахская степь. Звуки кобыза печальны и прекрасны, как казахские кочевья, в них печаль-тоска плач по предкам, похороненным на кыстау, радость в предвкушении солнечного жайлау. Удивительный ритм, перебор струн, речитатив песен, проникнувшие глубоко в душу казаха, роднят казахский народ с бесконечной степью, вечным синим небом, запечатленным в цвете полотнища Государственного Флага Республики Казахстан. 

Было время, когда Казахстан не мог сохранить свою независимость и потерял государственность. Но код памяти прочно сидел в душе народа. Поэтому он никогда не расставался с идеей национальной независимости, не переставал бороться. Священное знамя казахов, как символ борьбы за свободу, гордо несли Кенесары-хан, Амангельды Иманов и другие. 

И вот, на пороге ХХI века казахстанское общество вернулось к принципам идентификации казахского народа, построения гражданского общества и консолидации общества в целом. 

Идея Мәңгілік ел, как семя, брошенное в землю истории, постепенно раскрывалось, пробивалось сквозь трудности, созревало и набирало силу вместе с народом Казахстана. Президент Казахстана никогда не прекращал думать об этом. Развернутый месседж Президента о национальной идее и ее влиянии на укрепление основ казахстанской государственности, с помощью четко сформулированных характеристик и положений прозвучал в декабре 2012 года в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 


В Стратегии «Казахстан-2050» Президент Казахстана отметил, что основой успеха многонационального и многоконфессионального общества является казахстанский патриотизм. А фундаментом казахстанского патриотизма является равноправие граждан и их общая ответственность за честь Родины. 

«Казахстан принадлежал нашим предкам, и будет принадлежать нашим потомкам. И чтобы на нашей земле царили мир и покой мы должны быть настоящими хозяевами своей земли – гостеприимными, радушными, щедрыми, терпимыми», - отметил Президент. 

Посещение священного для всех казахстанцев Улытау дало Н.А. Назарбаеву пищу для размышлений. Первое о чем подумал Н.А. Назарбаев, не как Президент страны, а как аксакал, накопивший богатый жизненный опыт, молодежь обязательно должна знать свою историю. Иначе народ будет как сирота, без отца и матери. А Улытау  - это как вечная книга, страницы которой писали наши предки на камне и скалах еще в бронзовом веке. Тюрки и кыпчаки строили государственность, казахи, как достойные потомки грозных кочевых цивилизаций, продолжили историю предков. Улытау – свидетель борьбы казахских жузов за свою землю. Здесь батыры получали духовную силу и бата-благословение и под знаменем Хак-Назар хана отстаивала каждую пядь земли, жертвуя в этой борьбе своими лучшими сыновьями. 

С обретением независимости казахстанцы получили исторический шанс для претворения в жизнь этой идеи. Идея Мәңгілік ел — это ключ к единству казахстанского общества.