«НҰРЛЫ ЖОЛ» - путь к процветанию Казахстана 
08.10.2016 2717
25 лет Казахстан развивается согласно стратегическому планированию Президента 

Государственные инициативы Президента Казахстана Н.А. Назарбаева составили историю независимости. Отказ от ядерного оружия, создание Ассамблеи народа Казахстана, создание Таможенного и Евразийского союзов — получили высокую оценку мирового сообщества. 

Негативные тенденции в мировой экономике и на товарных рынках несколько замедлили темпы экономического развития евразийского региона. Непростая макроэкономическая ситуация в мире негативным трендом отозвалась и в казахстанской экономике. В деле сохранения стабильности и народного благополучия сыграли ключевую роль долгосрочное планирование и прогноз, ставшие визитной карточкой нашего президента. 

 Большое значение имел и накопленный успешный опыт антикризисной борьбы 90-х годов, вызванный союзным распадом и более новый — в период 2007–2009 годов, ознаменованный крахом мировых финансовых рынков. К примеру, в Казахстане благодаря поддержке банков и строительного сектора даже в самом неблагополучном 2008 году удалось обеспечить рост ВВП страны на 3,3%, а в 2009-м — на 1,2%. Казахстан в настоящее время нацелен на реализацию долгосрочных реформ по диверсификации экономики с переносом центра тяжести на индустриально-инновационные, перерабатывающие мощности. 

Создание развитой национальной промышленности, в основе которой будут инновационные подходы, высокая производительность труда и низкая энергоемкость, является одним из условий вхождения Казахстана в 30-ку развитых стран мира. Нефтяные доходы, сконцентрированные в Нацфонде страны, стали базовой основой для инвестирования крупных инфраструктурных проектов, перерабатывающего сектора, предпринимательства, сельского хозяйства. 

Логичным продолжением проводимой политики, как надежный щит от внешних рисков Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 11 ноября 2014 года инициировал в Послании народу РК реализацию Новой экономической политики — программу «НҰРЛЫ ЖОЛ». Сегодня уникальной программе исполняется год, и она уже дала свои результаты. 

Документ предусматривает семь основных направлений инфраструктурного развития Казахстана: 

 - транспортно-логистическая инфраструктура; 

 - индустриальная инфраструктура; 

 - энергетическая инраструктура; 

 - малый и средний бизнес;  

- социальная инфраструктура;  

- жилищная инфраструктура; 

- инфраструктура ЖКХ, водо- и теплоснабжение. 

Пятилетняя программа «Нұрлы Жол» предусматривает значительный рост госинвестиций в инфраструктурные и индустриальные проекты. Планируется строительство транзитных транспортных коридоров из Азии в Европу, тысячи километров современных автомагистралей, портов и паромных комплексов. Благодаря реализации данной программы на карте Казахстана появятся мощные нефтехимические предприятия и новые электролинии, увеличатся объемы производства казахстанских автозаводов и стройиндустрии. Кроме того, также будут выделены средства на возведение социального арендного жилья, кредиты малому и среднему бизнесу, модернизацию ЖКХ, строительство школ и дошкольных учреждений. 

Следует учитывать, что новая экономическая политика «Нұрлы жол» — колоссальный проект, который нацелен не только на решение текущих задач, но и на долгосрочные результаты для будущих поколений. В 2015 году программа была дополнена комплексом антикризисных мер. 


Президент Казахстана не раз подчеркивал огромную роль и выгоду транзитного потенциала страны, как связующего моста между крупными экономическими центрами мира. В связи с ростом грузопотоков между Восточной Азией и Европой актуальным становится возрождение ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ — евразийского трансконтинентального моста. 

Поэтому рассмотрим ключевые инфраструктурные проекты в этой сфере. 

ТРАНСПОРТНАЯ СФЕРА

На пути ключевых транспортных коридоров Казахстана планируется создавать единый комплекс хабов международного уровня: торгово-логистического, финансово-делового, инновационно — технологического и туристического. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры будет осуществляться в рамках формирования макрорегионов по принципу хабов. Инфраструктурный каркас свяжет по лучевому принципу столицу Казахстана и макрорегионы. Лучами станут магистральные автодороги, железнодорожные и авиалинии. 

В соответствии с Планом будет реализовано 7 крупных автодорожных проектов. Одним из глобальных примеров создания транспортного коридора является строительство казахстанского участка трансконтинентального проекта Западная Европа — Западный Китай. Это один из крупнейших в мире автокоридоров, который пройдет по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ляньюньган, протяженность которого составит в общей сложности 8 445 км, в том числе по территории Российской Федерации — 2 233 км; Республики Казахстан — 2 787 км; Китайской Народной Республики — 3 425 км. 

Результаты 

В рамках «Нұрлы жол» Казахстану предстоит построить и реконструировать 7 тыс км автодорог внутри страны. Всего в предстоящие три года на цели программы будет направлено свыше 20 млрд долларов, из которых более трети выделяют международные финансовые институты. Ожидается, что в течение четырех лет программа прибавит к росту ВВП в совокупности 16%. В итоге к 2019 году Казахстан намерен на треть сократить время в пути между крупными городами, сформировать единую энергосистему страны и, самое главное, объединить всю нашу экономику в единый рынок. 

По оценкам экспертов, каждый доллар инвестиций, вложенный в транспортную сферу Казахстана, обеспечивает на конечном этапе возврат 1,6 долларов. Так, согласно предварительным расчетам, каждый миллиард долларов инвестиций в эту отрасль позволит обеспечить трудоустройство 20 тысяч человек. 

 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ 

Железная дорога — основной вид транспорта Казахстана. Казахстанские железные дороги обеспечивают более 60% всего грузооборота и свыше 57% пассажиропотока страны, его доля доходов от перевозок всеми видами транспорта составляет около 20%. По эксплуатационной длине железных дорог страна занимает 3-е место в СНГ. 

Национальная компания «Қазақстан темiр жолы» по объемам грузоперевозок входит в шестерку крупнейших компаний мира. Для дальнейшего развития железнодорожной отрасли утверждена программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Казахстана до 2020 года. Ее цель — модернизация транспортной инфраструктуры и ее интеграция в международную транспортную систему. 

Результаты 

В рамках Программы развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан до 2020 года предусмотрено приобретение 543 локомотивов, более 15 тыс грузовых и 1 136 пассажирских вагонов. Общая сумма инвестиций составит более 32 млрд долларов США. 

МОРСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 

«Нұрлы Жол» предусматривает продолжение создания логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе Казахстана. 

Результаты 

Завершается строительство 3 сухогрузных терминалов в порту Актау, что увеличит ежегодный объём перевозки сухих грузов почти в 2 раза. В китайском порту Ляньюньган создан казахстанский терминальный комплекс. Повышению экспортного потенциала в западном направлении через порты на Каспии будут способствовать масштабная паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты-Ерсай. 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 

Основной акцент в этом направлении будет сделан на строительстве высоковольтных линий «Экибастуз — Семей — Усть-Каменогорск» и «Семей — Актогай — Талдыкорган — Алматы», что должно создать сбалансированное обеспечение электроэнергией от казахстанских источников по всем регионам страны. 

Результаты 

В числе крупных проектов энергетики — проект «Транзит Север — Восток — Юг», который реализуется с целью усиления связи северной зоны с восточным и южными регионами республики. На сегодня из предусмотренных к строительству в 2015 году 200 км воздушной линии электропередачи 500 кВ построено 130 км на участке Семей — Усть-Каменогорск. 

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 

Новая экономическая политика будет также сосредоточена на реализации проектов второй пятилетки индустриализации. В качестве приоритетных выбрано 6 отраслей с разделением на 14 секторов, куда будет направлено почти 80% финансирования программы. Объектами вложения инвестиций будут металлургический комплекс, нефтепереработка, пищепром, агрохимия, автомобилестроение и стройиндустрия. Не секрет, что завершение первой пятилетки и начало реализации второй пятилетки индустриализации проходят в очень непростых условиях. Геополитические вызовы, падение цен на нефть, снижение экономического роста на наших основных рынках — в России и Китае — все это создало достаточно серьезную повестку не только для промышленности, но и экономики в целом. 

Результаты 

Важно, что масштабные инфраструктурные проекты создадут спрос на продукцию обрабатывающей промышленности. В результате реализации программы предстоит увеличить объемы обрабатывающей промышленности на 40% и сократить энергоемкость предприятий на 15%. Таким образом, в Казахстане появятся новые современные объекты индустрии, нацеленные на выпуск собственной высококачественной продукции, которая найдет спрос не только внутри страны, но и за рубежом. "Стержнем Новой Экономической Политики станет План инфраструктурного развития. Он рассчитан на 5 лет и совпадает со Второй пятилеткой реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития, где намерены участвовать более 100 зарубежных компаний. Общий инвестиционный портфель составляет 32 млрд долларов, доля государства — 15 процентов», — сказал Н.Назарбаев, выступая с Посланием. 

В обрабатывающей промышленности с участием иностранных инвесторов в Казахстане реализуются 22 системообразующих проекта. Совместно с альянсом «Рено-Ниссан» запускается строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов. Итальянская компания «Тенарис» инвестирует в завод по производству труб премиум-класса. Совместно с английской «Дандо Дрилинг» будет запущен завод по производству буровых установок. Российский «Еврохим» планирует производство минеральных удобрений. Канадская «Куду Индастриз» намерена наладить производство винтовых насосов для нефтегазовой отрасли. В рамках сотрудничества по программе «Шелковый путь» реализуется большой пакет проектов с китайскими партнерами. 

Таким образом, программа "Нұрлы жол" позволит простимулировать промышленность и сферу услуг. Так, будет усилен компонент местного содержания, чтобы дать возможность казахстанскому бизнесу полноценно принимать участие в реализации проектов программы. Большие возможности здесь открываются с точки зрения развития современной сферы сопутствующих услуг — питания, проживания, технического сервиса. Это, в свою очередь, повысит комфортность маршрутов через нашу страну, а стало быть, и привлекательность транзитных путей через Казахстан.

Талгат Шаймерденов