Конституция народа Казахстана 
06.10.2016 1556
«Мы, народ Казахстана» - с этих слов начинается наша Конституция

Встав на путь сувернитета Казахстан провозгласил непререкаемым приоритетом верховенство закона и защиту интересов, прав и свобод граждан. 

 На заре независимости страны Казахстан столкнулся с проблемой несоответствия Конституции Казахской ССР новым реалиям политического процесса. Независимый Казахстан нуждался в Конституции, которая закрепила бы основные принципы, по которым народ собирался строить открытое демократическое общество. 

28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию демократического государства, которая имела большое значение для строительства и укрепления государственности. 

Согласно Конституции 1993 года в политической системе Казахстана проявлялись одновременно признаки как президентской, так и парламентской республики. С одной стороны, Президент являлся Главой государства, с другой стороны, в структуре Конституции глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте, что предполагало определенное верховенство высшего представительного органа в государственной иерархии. 

Вскоре после вступления в силу первой Конституции, стали очевидны недостатки, прежде всего, в оторванности от реальных социально-экономических и политических процессов, происходящих в республике. Отсутствовали в Конституции и механизмы преодоления разногласий, возникающих между различными государственными институтами, что явилось одной из причин объективного нарастания противоречий между исполнительными и законодательными органами. Возникающие противоречия между Президентом и Верховным Советом нагнетали и без того напряженную ситуацию в республике. Конституция 1993 года носила переходный характер. Казахстану нужна была новая Конституция, отвечающая тем задачам, которые стояли перед молодой республикой. По инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева был сформирован Экспертно-консультативный совет по изучению мирового конституционного опыта, что не могло не сказаться положительно на качестве подготовки проекта новой Конституции. 

Президент инициировал прямое закрепление основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение важнейших вопросов государственной жизни демократическими методами. 

30 августа 1995 года на республиканском референдуме была принята Конституция 1995 года. 

Новая конституция была значительно усовершенствована. Претерпел изменение вопрос о форме государственного правления. Конституция провозгласила Казахстан президентской республикой. Основной закон учредил двухпалатный Парламент, дискуссии о необходимости которого не были реализованы в Конституции 1993 года. 

В Конституции были установлены новые подходы к определению статуса Правительства и его полномочий. Согласно статье 56 Основного закона Мажилису Парламента была отведена главная роль в утверждении Премьер-министра, а значит и всего Правительства. Конституционная обязанность Премьер-министра – ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии Правительству – стал еще одним важным инструментом влияния на Правительство. Повышение ответственности институтов исполнительной власти перед представительной стало одной из самых существенных новелл Основного закона. 

Возглавляя систему исполнительных органов, руководя их деятельностью и самостоятельно принимая управленческие решения, Правительство несет всю полноту ответственности за состояние дел в политической, социально-экономической и культурной сферах казахстанского общества. 

Одним из аспектов по реформированию политической сферы казахстанского общества является совершенствование Основного закона. Это одна из важнейших задач на пути дальнейшей демократизации казахстанского общества. 

А.М. СУЛЕЙМЕНОВ