Город Астана в разрезе исторического дискурса Казахстана
28.10.2015 2144
Опыт прошлого показывает, что города могут создавать свои «каналы» исторического времени, которые, примечательно, нередко оказываются «длиннее» истории государств.

Глобальные изменения, произошедшие в казахстанском обществе в конце прошлого столетия, заставляют углубленно рассмотреть проблему городов в разрезе исторического дискурса Казахстана. В особенности это касается крупных городских поселений столичного статуса, которые являются центрами цивилизационных структур и развиваются в рамках своего исторического времени, имея общее и особенное. Опыт прошлого показывает, что города могут создавать свои «каналы» исторического времени, которые, примечательно, нередко оказываются «длиннее» истории государств. [3]


 Движение исторического времени города Астаны архаизировалось в условиях объективных траекторий разлома цивилизационных структур, которые характеризуются с одной стороны распадом СССР и созданием суверенитетного пространства государств Центральной Азии, а с другой стороны всплеском ренессанса — этнического, историко — культурного, религиозного, национального потенциала этносов, когда — то объединенных в наднациональную общность «советский народ». Историческое время города отодвинулось назад (архаизация), что позволило выявить ученым более древние слои возникновения городского поселения и дать объективную оценку урбанизированности территории северной части Казахстана. 

Так, история Астаны датируется с позиций нового исторического времени эпохой бронзы.

 Одним из главных исторических объектов, находящихся в черте города, является городище Бозок — памятник, функционировавший начиная с эпохи раннего Средневековья (VII—VIII вв.). Бозок был политическим и духовным центром Сары-Арки, особый расцвет падает на период Кыпчакского ханства и Золотой Орды, когда появилась инфраструктура города в виде домов, юрт, мавзолеев, минарет, фрагменты ирригационных сооружений. 


Несмотря на то, что Астана располагается в северной части Казахстана, ее территория являлась важным экономическим кластером кочевой экономики, связанной с пересечением караванных путей, на стыке Азии и Европы, издревле привлекавших жителей степи. 

В середине первого тысячелетия до нашей эры через эти степи пролегал так называемый Великий Шелковый путь, упоминаемый древнегреческим историком Геродотом. Следующий этап исторического времени развития Астаны связан с 1830 годом, когда в урочище Карауткуль было начато строительство крепости Акмола. В 1832 году на берегу реки Ишим в урочище Караоткель был основан Акмолинский внешний округ. Как и многие города XIX века история Астаны была связана с процессом российской колонизации Казахстана. 

Российская империя, проводя политику «фронтира» то есть расширения государственной границы, планомерно, «step by step» «шаг за шагом», расширяла территорию империи за счет новых приобретений, строительства буферных и опорных зон в виде крепостей — городов, военных укрепленных линий, форпостов, приказов и т. д. Тогда число жителей крепости насчитывало лишь 313 человек.


 Необходимо отметить, что экономический ресурс города развивался и был связан в то время с ярмарочной торговлей и промышленностью. Здесь продавалось большое количество скота, а также молочных товаров. В город активно мигрировало купечество из Средней Азии, Сибири, Урала. Колониальные практики в историческом развитии города Астаны характерны как для периода Российской империи, когда заштатный провинциальный город Акмолинск служил местом ссылки революционеров так и в советский период в условиях тоталитарного режима 20–30 годов XX века — жертв политических репрессий.

 В историческом дискурсе советской власти город Акмолинск был включен в систему коммунистической идеологии и политизации всех сторон жизни общества, от насаждения единых советских стандартов в инфраструктуре, культуре до этнических процессов — «советский народ», что отразилось во внедрении экономической стратегии 50 — годов XX века — освоения целины. Сущность этой стратегии отражена и в самом переименовании названия города Акмолинск в Целиноград (1961 год), когда он стал центром освоения целины, а также в изменении этнической картины, увеличению численности русского этноса и снижению удельного веса казахского этноса. 

Как отмечает Забирова А.Т., наибольшее влияние на формирование населения Акмолинска оказало освоение целинных и залежных земель, поскольку вызвало всплеск миграционной активности в 1954—1956 гг. В этот период в Казахстан прибыло 640 тысяч человек, что составляло 45,3% сельского населения Целинного края. [2] 

Численность населения по отдельным этносам современного города Астаны [4]

Таблица 1.1

Этносы

1989 год

1999 год

2007 год

2012 год

Все население

Удельный вес в %

Удельный вес в %

Удельный вес в %

Удельный вес в %

Казахи

17,7

40,8

60,1

72,8

Русские

54,1

39,6

27,6

17,4

Другие этносы

28,2

5,5

3,3

9,8

Все население

100

100

100

100

 Как показывает таблица 1.1, эволюция этнического ресурса Астаны трансформируется в историческом дискурсе от дисбаланса в этнической структуре населения, когда на своей этнической территории казахский этнос представлял этническое меньшинство до процесса доминирования в условиях суверенитета республики и роста этнической самоидентификации казахов. [1] 

На современном этапе исторический дискурс города Астаны формируется на национальной идентичности казахского этноса и связан с историческим событием переносом столицы в северную часть Казахстана. Указом Президента РК от 20 октября 1997 года город Акмола с 10 декабря 1997 года был объявлен столицей республики, с 6 мая 1998 года переименована в город Астану. При этом Астана была определена этноидентификационным центром, направленным на решение системных этнополитических и этноэкономических стратегий государства. 

Стратегии были направлены на решение дисбаланса в этнической структуре населения, которая касалась северной части республики, где исторически сформировалась русскоязычная этническая среда в отличие от южной части Казахстана. Восстановление этнического ресурса казахского этноса происходило за счет интенсивной миграционного оттока русских, украинцев, немцев на протяжении 1990-х годов. а также стимулирования миграционного потока казахского населения из трудоизбыточных южных областей в столицу, где активно развивались все кластеры экономики — промышленность, строительство, сфера обслуживания, малого, среднего, крупного бизнеса. Кроме того, перенос столицы был связан с национальной безопасностью страны, укреплением северных границ.

 Таким образом, Астана на современном этапе синтезирует в себе этноидентификационный путь и современную глобализацию с урбанистическим футуризмом, чтобы попасть в будущее, нужно построить новый город (так называемый «город будущего» — футурополис) как канал будущего исторического времени. [3] 


Индира Акылбаева, к.и.н., профессор Казахского Гуманитарно-Юридического университета

 Литература 

1. Демографический ежегодник города Астаны. — Астана, 2012. — С. 30. 

2. Забирова А.Т Население Астаны. «Народонаселение» опубликована в энциклопедии «Астана». — Алматы, 2008. 

3. Мельников Д.Н. К проблеме исторического времени города: Астана «между» прошлым и будущим. Сборник докладов международной научной конференции «Столицы и регионы: параметры взаимодействия. — Астана, 2010. — С. 280.

 4. Садовская Е. Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы Алма-Ата, 2001. — С. 42 — 48. Источник: Краткие итоги переписи населения 1999 г. в Республике Казахстан. Стат. сб. Алматы, 1999. — С.113.