Межэтническая солидарность Казахстана в годы Великой Отечественной войны
28.10.2015 2380
Историческая практика показывает, что советизация и политизация этнической составляющей в истории народов постсоветского пространства в годы Великой Отечественной войны имела неоднозначные последствия

С одной стороны она привела к политике межэтнической солидарности, проявившаяся в объединении всех народов СССР в борьбе против фашизма как на фронте, так и в тылу, а с другой стороны советским руководством была реализована в политике депортации народов, вылившаяся в насильственном переселении этнических групп на территорию Казахстана в условиях тоталитарного режима, установившегося в 20–30 годы XX века. 


При этом необходимо отметить, что этнический принцип в государственном строительстве бывших союзных советских республик, в том числе в Казахстане был реализован в стратегии слияния нации и языков народов СССР и создании наднациональной, единой этнической общности — советский народ. 

Межэтническая солидарность как внутригрупповая сплоченность многонационального советского народа в годы Великой Отечественной войны основывалась на единой советской идеологии. Пути проявления межэтнической солидарности Казахстана как советской союзной республики в 1941–1945 годы проявились в следующих направлениях: внешний фактор — участие казахстанцев на фронтах войны, внутренний фактор — роль казахстанцев в тылу, а также политики депортации народов.

 Накопление межэтнической солидарности в Казахстане в рассматриваемый период связана с тем, что территория Казахстана не была охвачена военными действиями и являлась тылом и мощным арсеналом людских ресурсов, где шел процесс формирования национальных и интернациональных военных подразделений (стрелковые, кавалерийские дивизии, бригады, полки и батальоны) для фронта. Всего из Казахстана было призвано от 1,2 миллиона до 1,8 миллиона человек. Так за годы войны в республике были сформированы 12 стрелковых и 4 кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, 50 отдельных полков и батальонов. Воины — казахстанцы участвовали в боях за Брест, на Крайнем Севере. В ноябре 1941 года гитлеровская армия начала наступление под Москвой, именно тогда совершили свой подвиг воины-панфиловцы и имена политрука А. Павлова, П. Вихрева, Б. Момышулы стали известны всей стране. [Акылбаева, 2007, с.215 ]


 В боях под Ленинградом приняли участие 219 стрелковый полк, 8 гвардейская и 391 стрелковая дивизии, три бригады. В 1942 году в Сталинградской битве участвовали бойцы и офицеры 29 стрелковой дивизии, сформированной в Акмолинске, 38 стрелковой, 27 гвардейской, 292 стрелковой, 81 Джамбульской кавалерийской дивизий. Именно тогда совершили свой подвиг летчик Н. Абдиров, минометчик К. Спатаев и многие тысячи солдат — казахстанцев. В битве на Курской дуге летом 1943 года, которая вошла в историю как «танковая битва» получили звание героя Советского Союза капитан И. Ильясов, капитан Г. Игишев, пулеметчик Ж. Асаинов. Активно участвовала в военных действиях 100 национальная стрелковая бригада, в рядах которой воевали будущие Герои Советского Союза М. Маметова, И. Сулейменов, 101 казахская стрелковая бригада. [Акылбаева, 2007, с. 216 ]

 Участвовали казахстанцы в партизанском движении на территории Украины, России, Белоруссии, Прибалтике. Их было более 3500 человек. Около 300 казахстанцев участвовали в движении Сопротивления в Европе, а на завершающем этапе войны в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Норвегии, Польши. Всего звание Героя Советского Союза получили более 497 воинов-казахстанцев. Дважды героями Советского Союза стали летчики-штурмовики Т.Бегельдинов, И.Павлов, Л.Беда и летчик-истребитель С.Луганский. [Акылбаева, 2007, с. 216 ]

 В годы Великой Отечественной войны межэтническая солидарность проявилась в политике эвакуации населения с оккупированных районов РСФСР, Белоруссии, Украины на территорию Казахстана. Общая численность прибывшего эвакуированного населения составила свыше 500 тысяч человек. Все они были в кратчайшие сроки расквартированы, обеспечены работой, продовольственными карточками. Эвакуация стала одним из факторов, обеспечивших победу советского народа в войне, спасла жизни миллионов людей, пополнила рабочей силой, производственными мощностями экономику советского тыла. 


В условиях милитаризации экономики, военизации труда, применения методов форсированности, что было вызвано военным положением внутри тыла и сроками поставки продуктов на фронт, большую роль сыграло увеличение урожаев в сельском хозяйстве, особенно в рисоводстве, где И. Жахаев и его учитель, депортированный кореец Ким Ман Сам, резко повысили сбор злака, а в просоводстве Ч. Берсиев.

 Трагической страницей в стратегии межэтнической солидарности является политика депортации народов в Казахстан в годы войны. Политика депортации народов была связана прежде всего с сущностью тоталитарного режима, установившийся на территории СССР. Официальная версия руководства страны по политике депортации народов сводилось к необходимости превентивных мер по защите своих рубежей и ее к очистке приграничных территорий от «неблагонадежных народов». Другой не менее важной причиной депортации, которая приняла массовый и насильственный характер являлась экономическая необходимость с применением экстенсивных способов решения, которые заключались в освоении новых территорий с использованием дешевого, принудительного труда репрессированных этнических групп. Тем более этническая ситуация в Казахстане характеризовалась демографическими потерями из-за голода 1930–1933 годов, когда численность населения республики сократилось с 5873000 до 2493500 человек и республика нуждалась в людских ресурсах. При этом геополитически территория Казахстана была равноудалена от западных и восточных границ СССР, что способствовало выбору местом ссылки данной территории. В Казахстан было насильственно переселено и размещено 38% немцев, 83% чеченцев и ингушей, 59% корейцев, 58% карачаевцев, 55% балкарцев, 76% греков, 62% курдов. 

Депортированные этносы внесли весомый вклад в Победу СССР в Великой Отечественной войне. Необходимо отметить, что казахи, сами обездоленные войной, пытались обеспечить продуктами, одеждой депортированных, селили в своих домах, усыновляли детей, оставшихся без родителей. Именно в годы войны этническая структура Казахстана приобрела окончательно свою полиэтническую структуру, которая успешно наложилась на многовековые традиции толерантного отношения местного населения ко всем новым этносам, по своей воле или против нее оказавшимся в республике. 

Укреплению межэтнической солидарности содействовали также переписка населения восточных районов с фронтовиками, а также меры по оказанию помощи семьям воинов, забота о раненых и инвалидах, бескорыстная помощь районов глубокого тыла населению освобождаемых районов. 

Таким образом, несмотря на сложные условия военного времени, когда трудовой день продлевался на многие часы, отсутствовала система рекреации (восстановления) и постоянный стресс, переживания за близких и родных на фронтах войны, недостаток питания, Великая Отечественная война для народов постсоветского пространства является примером межэтнической солидарности, культуры толерантности и мира, чтобы нигде и никогда политические лидеры не применяли военные, завоевательные технологии в решении внешнеполитических амбиций.

Индира Акылбаева, к.и.н., профессор Казахского Гуманитарно-Юридического университета

Список литературы 

1. Акылбаева И. М. Учебное пособие по истории Казастана. — Астана: ТОО «ЦБО и МИ», 2007. — С. 215 — 216. 

2. Табулденов А. Н. Депортации народов и эвакуационно-миграционные процессы в Северном Казахстане (1937—1956 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. — Уральск: ЗКГУ им. М. Утемисова, 2009. — 30 с.