Анна из Петропавловска. Из истории деятельности директора Центрального музея Казахстана (1934-1938) А.А. Баталовой
30.05.2024 570

Архивы хранят биографии тех женщин Казахстана, которые смело шагнули в стихию учебы, созидания первых десятилетий новой эпохи, после окончания гражданской войны. Одна из ярких личностей, проявивших свои организаторские талант и способности на твоческой ниве, была уроженка г. Петропавловска Анна Баталова. Родилась она 13 октября 1899 года, согласно анкете, ею собственноручно заполненной в феврале 1935 года. Образовательный ценз А. Баталовой был высоким: по данным анкеты, в 1925 году она окончила вначале ПИНО – так сокращенно назывался Практический Институт Народного Образования в Оренбурге. Из истории ВУЗа: «осенью 1919 года, в Оренбурге по решению народного комиссариата просвещения РСФСР был открыт Практический институт народного образования» [Любичанковский, 2020: 29]. 


Дальнейшая ее деятельность связана с г. Алма-Ата, где в 1933 году она окончила Казахский педагогический институт по специальности «Педагог. Преподаватель литературы и языка». Ее привлекали научные исследования в области лингвистики и литературы. Более того, как она указала в анкете, после окончания ВУЗа ее «рекомендовали в аспирантуру, работаю ассистентом кафедры языка» в КазГУ [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 72. Л. 2]. Сфера ее научных интересов указана как «история литературы и искусств». Тема диссертации – «Исследование творчества Леонида Леонова» (Л.Леонов – советский писатель, прозаик, драматург). В анкете Анна указала также, что «Первая часть диссертации выполнена и готова к печати» [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 72. Л. 2].

Баталову привлекали к активной общественной работе по организации казахского филиала Союза художников СССР. Об этом красноречиво свидетельствует документ, хранящийся в фондах Архива Президента РК, который приводит в своей статье исследователь Г. Сырлыбаева [2013: 4-8] В статье Сырлыбаевой нет соответствующей ссылки, однако фрагмент документа ею приводится: «Протокол № 294 Заседания Секретариата Казкрайкома ВКП (б) от 8 июля 1933 г. «Об утверждении членов Организационного Бюро Союза советских художников (далее – ССХК)». Докладчик (Кабулов) – провозгласивший следующее: «Утвердить орг. бюро ССХК в составе: тт. Исмаилова (председатель орг. бюро ССХК), Савельева, Тимофеева (Казиздат) и Баталова (КазПИ)». Подпись: Секретарь Казкрайкома ВКП (б) Л. Мирзоян» [Сырлыбаева, 2013: 5]. О работе Художественного отдела Музея с алматинскими «пореволюционными» (так в источнике) художниками «…Исмаилов, Крутильников, Риттих, Ходжиков, Гербановский и др.» она также указала в отчетной документации за 1935 год [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 15].

Учеба в аспирантуре КазГУ была не единственным приложением навыков энергичной девушки; ее организаторский талант был высоко оценен руководством республики, и Анну Александровну привлекли к руководящей работе. Анна Александровна Баталова приказом № 41 от 10 августа 1934 года Комитета Науки при КазЦИКе была назначена директором Центрального музея республики. При том, что занятия наукой она успевала совмещать (!) с директорской должностью, руководила подготовкой экспозиций, прекрасно справлялась с громоздкой отчетностью о работе Музея, а также успешно налаживала творческие связи с центральными музеями Союза. Сотрудников Центрального Музея Казахстана со штатом 29 человек, реально лиц с профессиональным образованием было немного; к примеру, обязанности ученого секретаря выполнял Пацевич, этнограф-археолог, выпускник одного из белорусских ВУЗов. Его подпись стоит после подписи Баталовой на Годовом отчете о деятельности Музея за 1935 год [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 23]. 

 Центральный Музей Казахстана в 1930 годы проводил большую исследовательскую и культурно-просветительскую работу. Будучи ограничены в ресурсах (кадровых, материальных, финансовых), работники Музея выполняли ряд работ совместно с сотрудниками Института Национальной культуры (директор С. Алманов, ученый секретарь – С.Аманжолов) [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 5-10]. Так, в Докладной на имя председателя Комитета Науки при Президиуме КазЦИКе С.Мендешева «О деятельности Центрального Музея за время с 1 января 1935 – по 1 декабря 1935 г.» на тринадцати страницах изложено довольно большой объем разножанровой работы. Это и «подготовка к 15-летию КАССР» экспозиций, и организация выставки казахского орнамента ко Дню съезда работников культуры КАССР и проч. [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 11-12].

Хозяйство ей досталось немалое: в Музее функционировало несколько отделов – вводный; археологии; естественно-исторический; революционного движения; соцстроительства; художественный. Музей занимался издательской деятельностью по итогам исследовательских изысканий, к примеру в докладной упоминается заведующий историко-революционным отделом Музея М.Ахинжанов, книга которого «Свободная казашка» по материалам поездки в Шаульдерский район, вышла тиражом 15 тысяч экземпляров, и она переводится на русский язык [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 15]. По итогам той же поездки, научным сотрудником Поповым были подготовлены «Путевые заметки экспедиции». В докладной записано, что «будет подготовлен труд «Заповедники Казахстана» [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 22].   

Добросовестное отношение А.А.Баталовой к своим обязанностям заметно по тому, что к тексту докладной прилагался чертеж «Схема построения Центрального Музея Казахстана», на которой изображена структура Музея, от руководства в лице Комитета науки и директора, до отделов [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 19]. Мелкая деталь, но она весьма выразительная.

  Внешние научные связи Центрального Музея Казахстана отражены в архивных документах: контакты поддерживались с Музеем народов СССР, Эрмитажем и Академией Истории материальной культуры. По запросу Академии Истории материальной культуры «Музеем был выслан ряд предметов археологических находок бронзового периода, для анализа состава сплавов» [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 18]. Институт им. Ломоносова при АН СССР Музей проявлял интерес к «метеориту, найденному в 1929 году в Тувинской республике, и хранится все еще в Музее Казахстана». 

 Баталова А.А. писала в заключение докладной: «Основной работой Музея и на 1936 год остается научная обработка Музейных фондов, сбор и приобретение недостающих предметов и коллекций, а также работа над экспозицией, созданной заново, в текущем 1935 году» [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 23].

Эпоха отражается в текстах и документации Музея, которым руководила А.Баталова. К примеру, одним абзацем сообщается о том, что все материалы, имеющие отношение к Алаш, выделены в отдельное производство: «Материалы о контрреволюционной деятельности Алаш-Орды находятся в обработке у научных работников (историко-революционного) отдела. Отдел разработан и осуществлен совместно с Центральным Архивным управлением КАССР» [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 15]. Не совсем ясно из текста докладной, о каких материалах шла речь, возможно, по истории Алаш-Орды, либо восстании 1916 года, газетах-журналах, брошюрах и учебниках, фотографиях ли деятелей Алаш, и т.п. Однако сама краткость изложения передает атмосферу напряженности и изъятия «по умолчанию» источников из общего оборота музейных экспозиций. 

Из переписки между Комитетом Науки при КазЦИК и Музеем очевидно, что А.Баталову направляли в дальние командировки по согласованию с председателем Комитета Науки С.Мендешевым. Так, Анна Александровна выезжала в июле-августе 1935 года в Государственный Эрмитаж в Ленинграде, поскольку в 1935 году для организации Международного конгресса по иранскому искусству, тогда из алматинского музея запросили предметы, связанные с эпохой Сасанидов. Баталова должна была после закрытия Конгресса, проконтролировать доставку из Эрмитажа обратно в Казахстан всех этих экспонатов [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп.1. Д. 27. Л. 56]. 

Также она побывала в Оренбурге в 1936 году, согласно приказа Комитета  Науки Казахского ЦИК, с целью получения предметов материальной культуры Казахстана из Оренбургского областного музея. Ей также было поручено выехать в Москву для получения экспонатов с базы Всесоюзной Торговой Палаты и Музея Восточных культур. 

В докладной она писала, что сотрудники Музея направляют статьи в различные центральные и казахстанские журналы. Ссылку на авторскую статью за 1938 год, подписанную А.Баталовой, приводят отечественные исследователи истории музейного дела в республике: статья под названием «Музеи Казахстана» А. Баталовой увидела свет в союзном журнале «Советский музей» в 1938 году в 8-ом номере. 

Можно только догадываться, какие испытания пришлись на сотрудников Музея, как работников идеологической сферы, по мере запуска во всю мощь репрессивного механизма. Председатель Комитета Науки КазЦИК Сейткали Мендешев был арестован в феврале 1937 г. Осужден ВС ВКВС СССР 25 февраля 1938 года и приговорен к высшей мере наказания. Соответственно, должны были уйти со своих должностей его подчиненные, в том числе и Анна Александровна Баталова. Многие из окружения Мендешева подверглись арестам. 5 декабря 1937-го сотрудник Комитета науки КазЦИКа Мырзахан Толебаев также был арестован. Суть обвинения: статья 58, п. 2, 58, п. 8, 58, п. 9, 58, п. 11 УК РСФСР. Осужден 7 марта 1938 г. Военной коллегией ВС СССР. Приговор: ВМН (расстрел). 

...24 августа 1938 года Анна Баталова была освобождена от обязанностей директора Музея, причины не установлены. Такого рода приказы в то время издавались «вдогонку», после ареста сотрудника. Не обнаружено на данный момент сведений о составе ее семьи и близких родственниках. Домашний адрес в г. Алма-Ата в анкете за 1935 год ею указан следующий: ул. Красина, 47, кв. 3. Она входила в номенклатуру КазЦИК, ее работу мониторил Комитет Науки. Она входила в штат служащих Казахской республики и была подотчетна Председателю Комитета Науки С.Мендешеву. Была на виду, направлялась в командировки, вела исследовательскую работу и представляла молодое государство, материалы археологических находок на территории Казахстана, на международных выставках искусства и культуры.

В списках жертв репрессий 1937-1938 годов ее данных нет; была ли фамилия Баталова ее девичьей либо по мужу, также неизвестно. Сведений о защите ею диссертации также не найдено. Любопытно узнать, где проживают потомки этой энергичной женщины, склонной к научным исследованиям и смело познававшей этот яростный переменчивый мир, и как сложилась дальнейшая ее судьба после оставления поста руководителя Центрального Музея Казахстана.

 

Муканова Гюльнар Кайроллиновна

Профессор. 

Ведущий научный сотрудник 

ИИЭ им. Ч.Ч. Валиханова

г.Алматы

 

Источники и литература:

Баталова А. Музеи Казахстана // Советский музей. - 1938.- № 8 -с. 24 - 27.

Любичанковский С.В. Организация и становление оренбургского института народного образования в 1919-1921 гг. // Отечественная история. 2020. № 2. С. 29-35. 

Сырлыбаева Г.Н. Историческая роль Союза художников в становлении национальной художественной школы Казахстана. / Мат. науч.-практич. конференции «Значение и роль Союза художников в становлении и дальнейшем развитии изобразительного искусства на современном этапе, посвященном 80-летию со дня основания Союза художников Казахстана. 24 октября 2013 г. Алматы, 2013. С. 4-8.

ЦГА РК. Ф. 1252. Оп.1. Д. 27, 64, 72 и др.