К вопросу о вакуфах в Сырдарьинской области
12.03.2024 1590

Как известно, термином «вакф» в мусульманском праве называют движимое или недвижимое имущество, переданное человеком, группой лиц или государством на благотворительные или религиозные цели. Так как казахам вакуфное дело было знакомо еще с ханских времен, то в конце XIX века изучение вакуфного дела в Сырдарьинской области стало чуть ли не главной заботой русской администрации Туркестанского края. И забота эта была направлена к тому, чтобы при помощи определения прав владения всех вакуфных учреждений на пожертвованные им имущества, урегулировать отношения между населением, арендующим вакуфные имущества, и вакуфоучредителями с одной стороны, и права казны по взиманию с таких имуществ доходов – с другой. 


В начале 1869 года Главный Начальник края поручил образовать специальную комиссию для рассмотрения вакуфных документов и определения прав владения и пользования землями вообще, а вакуфными, амляковыми (государственные земли) и мильковыми (частные земли) в частности. Им было приказано начальнику города Ташкент и уездов области обязать население в месячный срок, через свою администрацию, представить в образуемую комиссию все имеющиеся у жителей вакуфные, амляковые и мильковые документы в подлинниках или же в засвидетельствованных копиях их.

Впрочем, эта комиссия, как надо полагать, так и не предприняла никаких действий. Потому что приказом Туркестанского Генерал-Губернатора №67 от 6 октября того же года для указанных выше целей была образована новая комиссия с участием в ней должностных лиц русской и местной администрации и народных представителей, в числе двух человек от каждого уезда области.

Какие именно были выработаны комиссией положения по определению прав вакуфного владения и прав казны по взиманию с вакуфных имуществ доходов, сведений не имеется, так как этот вопрос оставался открытым. Представленные населением в 1869 году вакуфные документы туркестанского генерал-губернатора 27 июня 1874 года были присланы военному губернатору для выдачи их по принадлежности.

Возвращенные документы по уездам Сырдарьинской области распределялись следующим образом.

Ташкентский уезд

1219 

Ходжентский уезд

575

Туркестанский уезд

447

Кураминский уезд

109

Чимкентский уезд

13

По г. Ташкент 

1

Всего

2364 документа

 

Всего 2364 документа в том же году и было разослано начальникам уездов для выдачи по принадлежности. Затем некоторые из вакуфных документов в 1882 году предъявлялись населением комиссарам бывшей организационной комиссии, но вопрос о действительности этих документов и о правах владения по ним имуществами остался неразрешенным.

С введением в действие с 1 января 1887 года Положения об управлении Туркестанского края, в нем среди прочих узаконений получил разрешение и вакуфный вопрос. Так, например, (1) отныне учреждение новых вакуфов (ст. 266) допущено не иначе, как с разрешения генерал-губернатора. Или (2) утверждение вакуфных документов, устройство управления вакуфами, наблюдение за правильностью употребления доходов и право ревизии их (ст. 267) предоставлено областным правлениям. (3) Первоначальное исследования вакуфных документов и определение прав по ним для постановления решений областными правлениями возложено на временные поземельно-податные установления. (4) Статьями 289 и 299 определен порядок обложения вакуфных незаселенных земель государственным поземельным налогом.

Требование приведенных статей закона могло быть удовлетворено не иначе, как только при всестороннем изучении вакуфного дела, а потому население, на основании 6 ст. Правил о введении поземельно-податного устройства в Туркестанском крае, было обязано представить в областные правления (не позже 1 июля 1887 года) все имеющиеся у него на руках документы, устанавливающие вакуфные права на земли, для рассмотрения их действительности и для передачи, затем, поземельно-податным комиссарам для исследования, в связи с пожертвованным по этим документам имуществом, как это требуется ст. 10 тех же правил.

Согласно сделанного администрацией распоряжения, населением Сырдарьинской области, в силу требования 6 ст. Правил, в течение 1887 года было представлено в областное правления всего 586 документов, представляющих собой следующие записи.

 

 

Пожертвованные по представленным документам вакуфные имущества составляют, в общем, по Сырдарьинской области 2027 имуществ, заключающих в себе медресе, мечети, сарай и караван-сараи, лавки, бани, мельницы, толчеи, дворовые недвижимости, кары-хане, кельи, пекарни, сады, земельные участки, библиотеки и наличные деньги.

Все имущества распределяются по уездам следующим образом.

 

 

Существующие в Сырдарьинской области вакуфные имущества пожертвованы исключительно с богоугодной целью. В большинстве случаев они служат источником содержания богоугодных и общеполезных учреждений, но также частично источником существования частных лиц, потомков особенно чтимых святых, или же потомков вакуфоучредителей.

Количество учреждений, содержимых на доходы, поступающие с вакуфных имуществ, в Сырдарьинской области следующее.

 

 

Приносимые вакуфным имуществом доходы, согласно воле, выраженной вакуфоучредителями в документах, распределяются сообразно нуждам того учреждения, на которое они пожертвованы и количества поступления самих доходов.

Обязательными расходами по всем вакуфным учреждениям являются: 10% дохода в пользу мутевалия и ремонт как самих учреждений, в пользу которых вакуф образован, так и имуществ, служащих источником дохода, заключающихся в караван-сараях, лавках, мельницах, толчеях и т.п. За отчислением 10% в пользу мутевалия и на ремонт, если последний требуется, остальной доход делится следующим образом.

Медресе. За ненадобностью ремонта, 9/10 делятся на 10 частей, из коих получают: 3/10 мударис, 5/10 учащие и учащиеся в медресе муллы, а остальные 2/10 делятся вновь на 11 частей и из них получают: 9/11 имам, 1/11 хатыб, 1/11 максурахан, 1/11 китабхан, 1/11 муэззин, 1/11 фарраш, 1/11 сартараш, 1/11 употребляется на освещение медресе и приобретение подстилочных материалов, и 2/11 на содержание в исправности отхожего места.

Мечети. Остаток, в большинстве случаев, делится на 4 части, из которых 1/4 расходуется на покупку жай-намазов, плетенок и освещение мечети, 3/4 выдаются имаму и 1/4 муэззину.

Мазары. Остаток употребляется на кормление молящихся, затем выдается частью потомкам погребенного святого, бедным людям, чтецам Корана, имаму и муэззину, если при мазаре существует мечеть.

По кары-хане, Карыям, читающим Коран.

Ханака. Так как ханака существует при мечетях, то к расходу на освещение, подстилку, в содержание имаму и муэззину добавляется еще часть на выдачу суфи (наставнику мулл).

Кухни. При некоторых мечетях и мазарах установлено кормление молящихся в известные праздники в году, и потому доход употребляется исключительно на закупку провизии для приготовления пищи.

Затем доходы, назначенные в пользу помоков вакуфоучредителей, распределяются назначаемым из их же рода мутевалием.

В Аму-Дарьинском отделе пожертвованные в вакуф имущества составляют, в большинстве случаев, значительные земельные участки, достигающие 1000 и более танапов (1 танап – 0,2 га), а потому вакуфоучредителями в документах обусловлено, чтобы земли отдавались в аренду, с уплатой за один танап - от одного до трех батманов (хивинского веса) пшеницы и джугары, с тем, чтобы зерно это доставлялось в вакуфные учреждения самими арендаторами ежегодно. Доставляемый арендаторами земель хлеб расходуется на нужды вакуфных учреждений точно также, как и доходы, поступающие в наличных деньгах.

Принадлежащие вакуфным учреждениям наличные капиталы эксплуатируются посредством отдачи в ссуду за процент. 

Исследование вакуфных документов, в связи с пожертвованным по ним имуществом, через поземельно-податных комиссаров, представлялось возможным не иначе, как только параллельно со съемкой и другими поземельно-податными работами, производимыми в каждом данном уезде области, а потому Сырдарьинским областным правлением, из числа представленных в 1887 году документов, были подвергнуты рассмотрению в Общем Присутствии только те документы, завещанные по которым имущества расположены в Ташкентском уезде (где ныне производятся работы) и в городе Ташкенте.

В числе 441 рассмотренных Общим Присутствием Областного Правления документов оказалось: тринадцать представленными в областное правление по истечении установленного для этой цели законом срока и потому признаны недействительными; четырнадцать - оставлены без последствий, как не устанавливающие вакуфных прав на пожертвованные имущества, и пятнадцать, - как совершенные уже в 1887 году, без соблюдения требования 266 ст. Положения, возвращены вакуфоучредителям, для запроса разрешения Туркестанского Генерал-Губернатора на право учреждения вакуфов. Таким образом, из представленных документов не подлежащими исследованию - 42 документа на 104 отдельных имущества, в 257 документов на имущества, расположенные в Ташкентском уезде, в виду производства в нем поземельно-податных работ, переданы на исследование поземельно-податным комиссарам. Остальные же, затем, документы, в количестве 142 по г. Ташкент и 145 по другим уездам области, планировалось передать областным правлением комиссарам, по мере открытия в каждом данном уезде поземельно-податных работ.

К 1889 году в Ташкентском уезде поземельно-податными комиссарами было произведено окончательных исследований по 49 документам на семь земельных участков, расположенных в кишлаке Паркенте, Джетыкентской волости. Исследованием выяснено, что пожертвованные в вакуф семь земельных владений утратили не только свои названия, но невозможно определить и границ их. Сами же земли, еще до перехода Туркестанского края под власть Российской империи, перешли во владение населения и составляли его собственность, вследствие чего означенные 49 документов, постановлением Общего Присутствия Сырдарьинского областного правления, признаны утратившими силу, а пожертвованное по ним имущество, как не обнаруженное в натуре, не существующим.

При производстве поземельно-податных работ в Ташкентском уезде обнаружились такие вакуфные имущества, документы на которые в областное правление вовсе не были представлены и от которых, в тоже время, отказываются общества, не считая себя в праве зачислять эти имущества в свой надел. Вследствие этого возник вопрос: как поступать с подобными имуществами, коих в Сырдарьинской области может встретиться значительное количество? Совет Туркестанского Генерал-Губернатора, на разрешения коего возникший из практики вопрос о негласных вакуфах находился, журналом за №23 от 3 ноября 1888 года состоявшимся и утвержденным и.д. Главного Начальника края 10 ноября, определил: те имущества, которые по закону не могут быть признаны вакуфными и от которых в тоже время отказывается население, не считая их входящими в свой надел, следует считать не имеющими владельцев и потому подлежащими как свободные, зачислению в казну.