О 800-летнем юбилее Улуса Джучи
30.01.2024 8742

В 2019 году в Казахстане и Татарстане отмечалось 750-летие Золотой Орды. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем Instagram сообщил тогда о том, что необходимо увековечить память основателя Золотой Орды Джучи-хана. Запись на странице Главы государства в соцсети появилась после его участия в международном туристическом форуме «Улытау-2019». 


«Сегодня многие наши соотечественники и зарубежная общественность не знают о том, что в нашей стране находится мавзолей Джучи-хана. Наш долг - быть верным заветам предков. Поэтому мы обязаны отдать дань памяти основателю Золотой Орды Джучи-хану. Очень важная задача – привлечь внимание всего мира к этой исторической личности и превратить его мавзолей в объект культурного туризма. Улытау должен стать центром этнографического туризма международного уровня. Необходимые для этого работы должны быть начаты в рамках празднования 750-летия Золотой Орды», – написал Глава нашего государства. 

Историк Татарстана Булат Хамидуллин отметил: «В современной исторической науке в основном применяют два названия этого государства – Золотая Орда и Улус Джучи. Во втором случае эта традиция заимствована из восточных источников, в первом – была привнесена из русской историко-публицистической литературы второй половины XVI – начала XVII века. Улус Джучи сыграл огромную роль в средневековой истории Евразии, в немалой степени предопределив дальнейшие векторы развития живших здесь народов и впоследствии образованных государств. 

В период своего расцвета Улус Джучи занимал огромную территорию, простираясь от Иртыша на востоке до Дуная на западе, от Белого моря на севере до Черного и Каспийского морей на юге. Чингизидам-джучидам удалось на длительное время объединить под своей властью многочисленные народы, являвшиеся носителями различных культур, типов хозяйствования и форм организации политической власти. Редко история какого-либо государства вызывала в научном сообществе более бурные дискуссии. Наряду с чисто научными факторами, обусловившими их, здесь велика роль и вненаучных факторов. 

Идеологические установки имперского и советского периодов в отечественной исторической науке жестко ограничивали возможности исследователей в научной интерпретации роли и места Улуса Джучи в истории народов Евразии. В этой связи в работах, изданных в эти периоды, история Золотой Орды преимущественно рассматривалась сквозь призму ее негативного «вклада» в мировую цивилизацию. Отдельно стоит упомянуть печально известное постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» от 9 августа 1944 года, нанесшее колоссальный удар по адекватному научному изучению истории государства Джучидов в СССР. 

Неудивительно, что в дореволюционный и в советский периоды ученые, изучавшие историю Золотой Орды соответствии с принципами объективности и историзма вопреки официальным идеологическим установкам, были редким исключением. Среди них необходимо особо отметить Н. Я. Бичурина (1777–1853), О. М. Ковалевского (1801–1878), М. И. Иванина (1801–1874), Г. С. Саблукова (1803–1880), В. В. Григорьева (1816–1881), И. Н. Березина (1818–1896), Д. Банзарова (1822–1855), В. В. Радлова (1837–1918), В. В. Бартольда (1869–1930), Б. Я. Владимирцова (1884–1931), Н. С. Трубецкого (1890 –1938), М. Г. Сафаргалиева (1906–1970), а также Л. Н. Гумилева (1912–1992). 

Огромный труд по сбору восточных сведений о Золотой Орде (при финансовой поддержке председателя Археологической комиссии графа С. Г. Строганова) был предпринят в XIX веке известным источниковедом Владимиром Густавовичем Тизенгаузеном (1825–1902), в 1884 году издавшим первый том «Сборника материалов, относящихся к истории Золотой Орды» и подготовившим второй том, опубликованный уже в 1941 году, после смерти ученого. Существенный вклад в дело изучения Улуса Джучи и золотоордынского наследия внес в советские годы казанский историк-востоковед, выдающийся татарский источниковед Миркасым Абдулахатович Усманов (1934–2010). 

Коренные перемены в подходах к осмыслению истории Золотой Орды в отечественной (т. е. российской) историографии произошли только после распада советской политической системы. В новых условиях ученые смогли освободиться от партийно-идеологических шор и переосмыслить историю Золотой Орды, основываясь на принципах научности и взвешенного подхода, избегая крайних суждений как с точки зрения акцента на якобы разрушительные последствия ордынского влияния, так и идеализации взаимоотношений оседлых и кочевых народов. 

Например, в эти годы кардинально пересмотрел свою былую «булгарскую» концепцию этногенеза и этнической истории татар крупнейший в России специалист по средневековой археологии и истории Среднего Поволжья, доктор исторических наук, создатель полного свода булгаро-татарских археологических памятников (ставшего основой для изучения исторической топографии Волжской Булгарии, Булгарского улуса Золотой Орды и Казанского ханства) и один из разработчиков 6-томной Археологической карты Республики Татарстан Равиль Габдрахманович Фахрутдинов (1937–2014). 

В итоге 1990-е и начало 2000-х годов были отмечены целым рядом интересных научных и научно-популярных публикаций по истории Золотой Орды (например, Фахрутдинов Р. Г. Золотая Орда и татары. Набережные Челны, 1993; Измайлов И. Л. Улус Джучи: взгляд на историю средневековой империи // Татарстан. 1993. №7, 8; Усманов М. А. Золотая Орда: истоки и наследие // Сокровища Золотой Орды. СПб., 2000. С. 26–53; Хамидуллин Б. Л. Из глубины столетий. Казань, 2000; Исхаков Д. М. , Измайлов И. Л. Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV в. Казань, 2000 и др.)» (https://realnoevremya. ru/articles/133745-bulat-hamidullin-okayannaya-dscher-zlatoy-ordy-ch1). 

Как мы видим, татарстанские ученые-историки очень плодотворно и успешно работают по такому важному и ценному историческому вопросу, как история Золотой Орды. Думается, что было бы полезным и эффективным объединить усилия и исследования историков Казахстана и Татарстана по этой исследуемой теме. Ведь Золотая Орда – это государство, которое в последующем дало толчок к формированию и развитию Казанского, Казахского, Астраханского и других ханств, которые были правопреемниками и наследниками золотоордынской истории, культуры и цивилизации. 

Именно это цивилизационно-историческое наследие, которое сейчас успешно реализуется в рамках двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, а также во взаимоотношениях Казахстана и крупных субъектов РФ – Татарстана и Башкортостана, поскольку Золотая Орда была развитым и цивилизованным государством своей исторической эпохи, являющимся важным этапом в истории всех тюркоязычных народов Евразии, а также русского и российского народов.

 

Жубатканов К.Ж. к.и.н., доцент

Казахско-Русский Международный Университет (г. Актобе)