Еще раз про Амангельды
06.04.2023 1700

3 апреля 2023 года в Астане при содействии ГУ «Управление культуры акимата Костанайской области», КГУ «Костанайский областной историко-краевадческий музей», Управления культуры акимата Костанайской области, в Национальном музее Республики Казахстан прошла республиканская научно-практическая конференция «Батырдың биік тұлғасы: тарихы, зерттелуі, ақиқаты», посвященная 150-летию со дня рождения Амангельды Иманова.

Ее актуальность для казахстанского общества несомненна. Новые архивные источники позволяют дать объективную оценку событиям в Тургайском крае в 1916 г., раскрыть «белые пятна» в биографии одного из организаторов восстания 1916 г.Амангельды, почтить память жертв среди казахского населения, погибших в первые годы становления советской власти в регионе.


Сложность исторических и политических процессов начала ХХ века нивелируется в исторической картине казахского общества и представляется в виде ряда образов, в том числе в образе национального героя. Обращение к этому образу позволяет выстраивать непрерывную нить из исторической традиции и преемственности для восприятия современным поколением результатов достижения мифологически преображенного человека. 

Одним из таких образов в истории ХХ века продолжает оставаться фигура Амангельды Иманова, причисленная советской историографией к героям нации. Можем ли мы сегодня приписывать ему роль освободителя и защитника Тургайской области в 1916-1918 гг. или все же Амангельды Иманов был бунтарем, авантюристом от революции? Как нам использовать образ Амангельды Иманова для воспитания современного подрастающего поколения: как борца за справедливость или же как человека, толкнувшего тысячи казахов на неминуемую гибель от рук российской армии и вынужденных бежать из страны?

Опираясь на теоретико-методологические основы изучения роли личности в истории, на основе новых достижений исторической науки Казахстана, необходимо всесторонне изучить восстание в Тургае в 1916 г. и участие в нем А. Иманова (Удербайулы).

Становление Амангельды Иманова приходилось на период массовой колонизации земель Российской империей. Он был очевидцем переселения крестьян из центральных губерний России на территорию Тургайского уезда, где огромные плодородные участки земельных угодий передавались крестьянам в безвозмездное пользование, а казахи вытеснялись в пустынные и полупустынные регионы уезда. Только за 1913-1915 гг. посевная площадь у казахов Тургайской области уменьшилась почти на 57 тыс. десятин, количество скота на 260 тыс. голов [1]. Массовыми были жалобы в колониальную администрацию за самовольные захваты наделов кулаками, рубку леса. Казахи добивались переизбрания волостных управителей и сельских старшин, выступали за возвращение захваченными кулаками и отмежеванной в Переселенческий фонд и войсковой казачий запас земли, за уравнение с русским крестьянством в пользовании землей и водой.

В такой обстановке шло формирование Амангельды. Первые столкновение с властями у Амангельды произошло в 1908 г. с солдатами караульной команды, за что был посажен в последствии в тюрьму.

Знакомство с большевиком Адильбеком Майкутовым в Атбасаре в 1909 г. привело его к идеям строительства бесклассового общества. Позже, в 1912-1913 гг., Амангельды вместе с Алиби Джангельдиным, поддерживая идеи большевиков, начинает активный поиск их реализации в степи. Радикально настроенная личность реализовывается в благоприятной для себя среде, в период недовольства местного населения ужесточенными порядками управленческого аппарата в Тургайской степи.

Вспышки конфликтов в степи, нередко носившие этнополитический характер, особенно часто происходили в 1912-1917 годы. Как показывают источники, попытки властей устранить тяжелые социально-экономические последствия конфликтов, не устраняли причины их возникновения в будущем. Зарождавшие общественные структуры, в том числе партии, далеко не всегда были настроены на поиск легитимных средств и выработку демократических процедур по разрешению социальных конфликтов. Так, к началу восстания 1916 года, углубление системного кризиса российского государства и общества наглядно демонстрируют события в Тургайской области. 

Указ царя от 25 июня 1916 г., изданный без должной экспертизы его социально-политических последствий, без учета адекватных форм реализации, послужил поводом к мощному восстанию в Центрально-Азиатском регионе, откуда призывалось не менее 200 тыс. человек. Одним из крупных очагов восстания в Казахстане был Тургайский край. На 1 декабря 1916 года из Тургайской области было призвано 7994 чел., в том числе отправлено по железной дороге 7885 человек на тыловые работы и оборонные предприятия [1, с. 108, 147].

Восстание существенно повлияло на социальный контекст, характер и скорость этноидентификации казахского общества, усилило в нем взаимосвязь социального и национального факторов. Колонизация края сопровождалась ненавистью к корыстным, некомпетентным и коррупционным чиновникам. Безграмотно организованный набор тыловиков и карательные акции со стороны государственных органов обернулись массовым недовольством со стороны казахского населения.

Демократическое крыло IV Государственной думы обвинило государственную власть в разжигании огромного по географических масштабам и ожесточенности конфликта. 

Начиная с этого времени массовое недовольство населения указом росло день ото дня. В аулах Костанайского, Иргизского, Актюбинского уездов начались стихийные выступления казахов против царского указа. Недовольные казахи концентрировались в ущельях гор, нападали на госучреждения, разбирали рельсы железных дорог, громили волостные управления, убивали волостных управителей. Стихийные выступления постепенно стали принимать организованный характер после того как его возглавил Амангельды Иманов и Абдугафар Жанбосынов. 

Амангельды Иманов был избран повстанцами сардарбеком (главнокомандующим повстанческой армией). Помощником его стал Оспан Шолак, советником – А. Жангельдин, а Абдугаппар Жанбосынов был провозглашен ханом. Сарбазы (воины) разделялись на десятки, сотни и тысячи. Управление осуществлялось через военный Совет, выполнявший функции штаба. При Совете работал секретариат, решавший все административные вопросы, здесь же размещалась почта. Судейская коллегия при штабе занималась разбором жалоб, решением различных юридических вопросов. Спорные вопросы между сарбазами и мирным населением разрешал елбеги (глава администрации), который назначался штабом на каждую тысячу хозяйств. Налоги и продовольствие для повстанцев собирали жасакши (сборщики налогов), финансами заведовал специально назначенный казнаши (казначей). Была налажена почтовая система. Население, признавшее власть повстанческих отрядов, освобождалось почти от всех видов налогов [2].

К октябрю 1916 года в Тургайском и Иргизском уездах насчитывалось до 20 вооруженных отрядов. В ноябре 1916 года восставших насчитывалось 50 тыс. человек. Из обращений к местному населению Амангельды Иманова шли призывы поддержать повстанцев. Так, в одном из обращений к городскому населению, Амангельды Иманов писал: «Злые люди - все ваши и наши враги - пустили слух, что мы, восставшие за свои права, будем убивать всех русских. Это ложь. Мы не воюем с трудовым русским народом. Мы воюем с царем, с царскими порядками, со своими баями и муллами, которые продали нас царю и проливают нашу кровь. Не верьте злым слухам!» [3].

Весь 1917 год, когда в других областях Казахстана военные столкновение уже прекратились, в Тургайской степи бои между карательными отрядами и повстанцами продолжались. Край продолжал оставаться на военном положении. 27 апреля 1917 года первым распоряжением областного комиссара Тургайского края А. Букейханова была попытка договориться с Временным правительством снять с области статус военного положения. Однако своей цели ему удалось добиться не сразу, так как продолжались кровопролитные столкновения повстанцев с карателями в местности Дугал-Урпек. Большие потери в отрядах сарбазов заставили повстанцев медленно отступать вглубь степи [1, с. 19-21].

Восстание было жестоко подавлено экспедиционным корпусом в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих рот, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов и др. Часть повстанцев откочевала в Китай и Монголию. Многие хозяйства были разграблены, многие казахи военно-полевыми судами были расстреляны, сосланы на каторжные работы в Сибирь. Из аулов было мобилизовано и отправлено на тыловые работы более 150 тысяч казахов.

Восстание 1916 года в Тургае оказало влияние на национальное самосознание казахского народа против российского колониализма, выявила водораздел между партиями в вопросах методов борьбы с колониализмом. На волне восстания 1916 г. в тургайской степи, выявились политические предпочтения Иманова в сторону большевизма и его радикальных методов по строительству бесклассового общества. Все действия Амангельды были осуждены алашскими лидерами, которые привели к массовой гибели и откочёвке казахов. Несмотря не это Амангельды продолжил революционную борьбу за власть Советов и идеи большевизма.

Таким образом, несмотря на незрелость и неорганизованность, восстание 1916 г. показало кризис политической системы управления Российской империи. Неудовлетворённость местного населения системой управления в Степном крае, где преобладало самоуправство и поборы коррумпированных разного рода чиновников, неминуемо привело к массовым выступлениям в Тургайской степи. Восстание 1916 г. стало прологом антиколониальной борьбы казахского общества за свои политические права.

Амангельды Иманов, поднявшийся на волне революционных событий, стал знаковой фигурой для казахского общества в советские годы. Его образ стал примером отваги, мужества, справедливости для многих поколений советской молодежи. Но и сегодня его образ может быть использован для воспитания современного поколения на пути созидания демократического государства. Стремление к равенству возможностей для каждого члена общества посредством легитимных методов в политической жизни, позволит осуществить прорыв Казахстана к процветанию. В этом случае демократические ценности и его составляющие (справедливость, честность, неподкупность) во многом позволят казахстанскому обществу преодолеть кризисные явления и двигаться вперед.

Алима АУАНАСОВА,

доктор исторических наук, профессор ИИГ МНВО РК (г. Астана)

Список использованной литературы:

1. Аманжолова Д. На изломе. Алаш в этнополитической истории Казахстана. – Алматы: Издательский дом «Таймс», 2009. – С. 108-152.

2. Смутное время. Неизвестные страницы известной истории/ Б.Аяган, А.Ауанасова, Е.Нурпеисов. – Алматы: ТОО «Литера-М», 2017. – С. 15-21.

3. Светлана Ромашкина, Михаил Акулов. Гибель Амангельды Иманова // URL.: https://vlast.kz/civilwar/28392-gibel-amangeldy-imanova.html