Семь шагов к единству
07.09.2022 2826

Цифра семь играет особую роль у казахского народа. Особенно это касалось истории и культуры. Например, число «семь» встречается в таких выражениях как: «джигит, знающий предков до седьмого колена, позаботится о семи народах», «кто не знает семь своих предков, тот неразумен (бестолков)». Поэтому каждому казаху важно было знать «жеті ата» своих семь предков. 


 

 

 

 

 

 

В истории Казахстана одним из важных этапов развития государства был период правления Тауке хана, прозванного за мудрость и ум «Әз Тәуке» то есть «мудрый, уважаемый». Этот период называли «золотым веком», время, «когда воробьи могли вить гнезда на спинах овец», то есть о воцарении спокойствия в период его правления. 

Согласно одной из легенд, сохранившихся в народе, на одном из собраний Тауке хан спросил, что в первую очередь необходимо для того, чтобы казахи могли отразить нападения джунгар и разбить врага? После долгой дискуссии он ответил, что самое главное для казахского народа – единство. Это главное орудие в борьбе против врага и залог успеха. Это было то, чего не хватало разрозненному казахскому обществу того времени.

При Тауке хане был написан свод законов Жети жаргы, известных как «Семь установлений Тауке хана». Принятию этих законов способствовало отсутствие централизованной власти в обществе, были частые случаи воровства, грабежа и убийств. До прихода к власти Тауке хана погрязло в междоусобицах и межплеменных конфликтах. Шла постоянная борьба за власть.

Для решения проблем, Тауке хан решил созвать совет из известных биев трех жузов: Айтеке би, Казыбек би, Толе би. В местечке Култобе Тауке хан каждый день с биями путем горячих споров принимали каждый пункт Жети жаргы. Свода законов Жети Жаргы позволил прекратить в обществе межплеменные конфликты, междоусобицы, преодолеть политический распад ханства, сконцентрировать все силы для обороны от общего врага – джунгаров. 

Семь указов:

1. Смертная казнь тем, кто поднимает восстание, вносит смуту. (Этот указ появился в связи с требованием сохранения единства государства).

2. Смертная казнь тем, кто, прикрываясь национальными интересами тюркского народа, предавал родину. (Этот указ — результат общественного сознания сохранения единства народа — общего интереса нации).

3. Смертная казнь тем, кто в государстве без вины убил человека. (Этот указ — достойное внимания новшество и знак проявления культурности, так как запрещал убийство как явления, характеризующее человека на дикой стадии развития).

4. Смертная казнь тем, кто прелюбодействует с чужой женой, разбивает семьи.

5. Смертная казнь тому, кто украл стреноженного иноходца.

6. Плата имуществом за причиненные увечья во время конфликта: за выбитый глаз человек должен отдать свою дочь, а если нет дочери, то – приданое девушки.

7. Штраф в десятикратном размере за кражу лошадей и других ценных вещей.