Референдум по Конституции – важный этап демократизации
16.05.2022 2940

Конституция Казахстана является ядром национальной политико-правовой системы, юридической основой государственности и суверенитета страны, законности и правопорядка, фундаментом, на котором базируется все законодательство, правоприменительная практика, а также процесс государственно-правовых преобразований и развития страны. 

Ведущий научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК, кандидат политических наук Бауржан Рахимгалиевич Шериязданов поделился с порталом Qazaqstan Tarihy своим видением конституционной реформы, предложенной Президентом.


Как известно, любая действующая Конституция – это политико-правовой документ, который должен чутко реагировать на любые принципиальные изменения, которые происходят в обществе и государстве. Это в полной мере относится и к Основному Закону Казахстана, который в процессе конституционного развития страны менялся и совершенствовался. В современную эпоху государственные и общественно-политические процессы развиваются особенно стремительно, считает Бауржан Шериязданов, - такой динамизм отражается и на современных конституционных процессах нашей республики.

29 апреля 2022 года на ХХXI сессии Ассамблеи народа Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев предложил провести республиканский референдум по поправкам в Конституцию. Как отметил К. Токаев, изменение Конституции через всенародное голосование станет демонстрацией волеизъявления народа, каждый гражданин сможет принять непосредственное участие в решении судьбы страны ради укрепления курс страны на демократизацию и построение «Нового Казахстана».

Ученый напомнил, что Президент Казахстана в тот же день внёс в Конституционный совет законопроект о внесении изменений в Основной закон страны, которые кардинально изменят политическую систему страны. К основным из них относятся переход Казахстана от суперпрезидентской формы правления к усилению парламента, запрет на занятие высоких государственных должностей родственникам президента, закрепление земли и её недр за народом Казахстана, возможность гражданам самостоятельно обращаться в Конституционный суд, отмена смертной казни, формирование депутатского корпуса Мажилиса Парламента по смешанной избирательной системе, сокращение президентской квоты в Сенате Парламента, упразднение квоту АНК в Мажилисе Парламента, расширение полномочий Парламента. Всего Конституцию Казахстана предложены поправки в 33 статьи (в 31 статью и дополнение 2 новыми статьями).

Как известно, республиканский референдум состоится 5 июня 2022 года. На республиканский референдум будет вынесен вопрос: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, изложенные в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?». Казахстанцы смогут голосовать «за» или «против» всего пакета поправок. Сейчас общественность приступила к работе по разъяснению изменений в Конституцию страны среди населения.

Историк напомнил, что последний референдум был проведен 27 лет назад, когда была принята действующая Конституция Казахстана. Все дальнейшие конституционные реформы принимались через Парламент.

При детальном рассмотрении изменений Конституции, эксперт обратил внимание на важную деталь политики президента, проводимой за последние годы. «С момента вступления в должность К.-Ж. Токаев объявил курс на либерализацию политической системы в стране. Предложил и успешно реализует концепцию «слышащего государства» для установления диалога власти и народа. Это не только логичное продолжения курса на демократизацию, взятый Президентом с самого начала вступления в должность, но и является четким сигналом: строительство нового справедливого Казахстана уже началось», - считает Бауржан Шериязданов.

Для чего в прошлом году Президент Казахстана подписал поправки в Законы РК «О выборах в Республике Казахстан» и «О политических партиях»? задается вопросом эксперт. По мнению ученого, это было сделано для того, чтобы создать качественную партийную систему, снизить заградительный порог для регистрации политических партий с 40 до 20 тысяч членов, определить квоты для женщин и молодежи. Историк предполагает, что данные новеллы позволят обеспечить дальнейшее развитие процесса многопартийности, целью которой является вовлечение в процесс выработки и принятия государственных решений разных политических партий.

Бауржан Шериязданов выразил одобрение последовательной и поэтапной политике Главы государства в вопросах государственного строительства и развития местного самоуправления, как главных элементов гражданского общества «социального государства». В рамках плана по реализации поручений, вытекающих из Послания Президента страны от 2 сентября 2020 года, Министерством национальной экономики Республики Казахстан была разработана концепция развития местного самоуправления до 2030 года. Были разработаны проекты и приняты законы по внедрению прямых выборов сельских акимов. Бауржан Шериязданов уверен, что это последовательные шаги по демократизации в государственном управлении, направленные на максимальное вовлечение граждан в процесс принятия решений и самостоятельное решение вопросов местного значения с участием органов местного сообщества.

Анализируя предложенной Главой государства, эксперт считает, что конституционная реформа нацелена, прежде всего, на комплексную трансформацию всей государственной модели. Поправки призваны закрепить окончательный переход от «суперпрезидентской» формы правления с чрезмерной концентрации президентских полномочий к президентской республике с влиятельным Парламентом и подотчетным Правительством.

Конституционная реформа позволит усилить представительную ветвь власти, укрепить систему сдержек и противовесов, повысит значение и статус маслихатов, отметил Бауржан Шериязданов. Внедрение смешанной мажоритарно-пропорциональной модели избрания депутатов Мажилиса Парламента и областных маслихатов позволит учесть весь спектр взглядов и мнений избирателей. В свою очередь, введение полностью мажоритарной системы выборов депутатов районных и городских маслихатов откроет возможность для граждан более эффективно влиять на жизнь в регионах.

Возрастет роль Мажилиса Парламента как законодательной палаты. Количество депутатов Мажилиса Парламента будет сокращено со 107 до 98 депутатов.

Выборы депутатов будут проходить по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа; по одномандатным территориальным избирательным округам.

Бауржан Рахимгалиевич обратил внимание на то, что важный блок поправок затрагивает правозащитную сферу, например, создание Конституционного суда, закрепление статуса Уполномоченного по правам человека на конституционном уровне, безоговорочный запрет смертной казни. Эти поправки направлены на соблюдение прав и свобод граждан Казахстана.

Не остался без внимания вопрос о статусе Первого Президента. Из статьи 46 Конституции исключен пункт: «Статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и конституционным законом». Также из статьи 91 исключили пункт, согласно которому статус Первого Президента являлся неизменным.

Важным вопросом, волнующим народ страны, была норма о закреплении народа как собственника земли и природных ресурсов Казахстана. Согласно новым поправкам в Конституцию, земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы должны принадлежать народу. «От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Это открывает возможность для принятия дальнейших новых законов по этому вопросу, считает эксперт.

Важное место в конституционных процессах занимает защита фундаментальных прав граждан. В новой версии Конституции пункт 2 статьи 15 говорит о запрете смертной казни, и никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Также впервые в статье 83-1 Конституции упомянут Уполномоченный по правам человека, которого сейчас не существует. Омбудсмен будет заниматься восстановлением нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В своей работе он независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам. Уполномоченный по правам человека в период своей работы также не может быть арестован или подвергнут приводу без согласия сената.

Ученый видит в поправках, предложенных президентом, продолжение дальнейшей демократизации местных исполнительных и представительных органов власти. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность президентом республики с согласия депутатов маслихатов, расположенных на территории области, или депутатов маслихатов городов республиканского значения и столицы соответственно. Президент республики предлагает не менее двух кандидатур, по которым проводится голосование. Кандидат, набравший большее количество голосов депутатов маслихатов, принявших участие в голосовании, считается получившим согласие.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил воссоздать в стране Конституционный суд, который прекратил свое существование в 1995 году. Тогда его функции стал выполнять Конституционный совет. Теперь возрождается некогда существовавший орган конституционного контроля. По этой причине в новую Конституцию предлагают внести поправки и заменить слово «совет» на «суд».

Предложение президента К.К. Токаева провести референдум делает новую Конституцию более легитимной, считает эксперт. «Референдум фактически даст нам новую Конституцию. Согласно Конституционному закону «О республиканском референдуме», изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на республиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы. Принятие решения о внесении поправок в Конституцию зависит от каждого казахстанца. Долг каждого - принять активное участие в преобразовании нового Казахстан», - отметил Бауржан Рахимгалиевич.

Как подчеркнул эксперт, референдум по поправкам в Конституцию является новым политическим опытом для Казахстана. На данном этапе развития государственной и политической системы, подобный подход является демонстрацией открытости, прозрачности в вопросе принятия решений. Главное, это демократический подход в процессах государственной трансформации.

Казахстан встал на путь коренных преобразований, провозгласил непререкаемым приоритетом верховенство Закона и защиту интересов, прав и свобод граждан. По мнению Бауржана Рахимгалиевича, главной задачей на пути демократизации общества является совершенствование Конституции для дальнейшего продвижения демократических реформ, успешного политического, социально-экономического и культурного развития страны.