Нужен мораторий на реформы в сфере образования
02.02.2022 1817

11 января 2022 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев выступил на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан с обращением «Уроки «трагического января»: единство общества – гарантия независимости», в котором анонсировал масштабный план реформ, направленных на Обеспечение благополучия и качества жизни казахстанцев. Инициативы, выдвинутые президентом, активно обсуждаются в обществе. Главный научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч.Валиханова, д.и.н., профессор Закиш Тулехановна Садвокасова поделилась с порталом Qazaqstan Tarihy своим видением необходимых изменений.


Источник фото: Vecher.kz

 

Трагические события, прошедшие после новогодних праздников, обнажили множество накопленных проблем, которые выделил в обращении Президент страны К.-Ж. Токаев. Как и любое выступление в истории оно также имело повод, который всем хорошо известен – это изменение цены на газ. Большинство участников митингов составляла молодежь, родившаяся в годы независимости, либо за 5-10 лет до нее. То есть, это молодые люди, получившие воспитание и образование в течение последних 30-40 лет. Надо в этом честно признаться, они, в некоторой степени, продукт нашего образования.

Президент в своем обращении затронул почти все сферы жизни населения. Мне, как работнику сферы высшего образования и научному сотруднику, была интересна позиция главы государства относительно деятельности в указанных областях. Поддерживая критику К-Ж. Токаева, хотелось бы высказать несколько мыслей по этому поводу.

С обретением независимости, на мой взгляд, больше всего реформ претерпела система высшего образования. С приходом в МОН очередного министра происходило очередное реформирование, модернизация, вводились инновации в этой многострадальной сфере. Категорический отказ от прошлого, введение новых стандартов, постоянные новшества довели до того, что в вузах больше занимались бумаготворчеством и погоней за очередным рейтингом. Каждый семестр преподавателю надо заполнять новые формы силлабусов, отличающиеся от предыдущих. Иногда, изменения формы силлабусов происходили дважды в течение семестра. Качество обучения и сами студенты отходили на второй план. Главное, чтобы красиво, ровненько и эстетично выглядели заполненные очередные формы. Далеко за примером ходить не надо. Буквально недавно лихорадила преподавателей КазНУ им.аль-Фараби незамедлительная подготовка документов для программы 2019 года в реестр QS. Что это такое, зачем это надо делать? Я, как преподаватель, понятия не имею, и нам никто не дал толковых разъяснений. Возможно, через какое-то время мы узнаем, когда станет известно, что вуз вошел в какой-то топ. А что дают эти программы студентам, магистрантам, докторантам? Ровным счетом – ничего.

Отсюда предлагаю первую рекомендацию – наложить мораторий (точно также как предложил Президент по зарплатам министров и депутатов) на ненужные погони за пресловутыми рейтингами. Прекратить постоянное введение новой документации по учебным программам. Дать возможность преподавателям больше времени уделять работе со студентами, магистрантами, докторантами.

Следующей интересной темой сегодня в вузе можно назвать систему оценки знаний обучающегося. По итогам экзаменов обнаруживается малое количество троечников. Чаще всего экзаменационные ведомости красуются баллами от 70 до 100, что соответствует традиционным отметкам «хорошо», «отлично». Эти показатели далеки от истины. За редким исключением выпускники с красными дипломами на поверке показывают низкую подготовку. Лишь единицы заслуживают этот документ. Не случайно Президент К.-Ж.Токаев приводит примеры невостребованности выпускников вузов, ввиду их слабой общей подготовки. Современная отметка «отлично» тождественна в большинстве случаях «международной», то есть тройке в советское время. Преподаватели опасаются ставить низкие баллы, так как должны объяснять – почему они плохо доносят знания. А тот факт, что студенты халатно относятся к учебе, даже не обсуждается.

Студенты, обучающиеся на коммерческих отделениях, не ставят себе задачи – получения знаний. Мне не раз приходилось критиковать их за нерадивое отношение к учебе. Более того, твердила им, чтобы они за оплаченную учебу требовали от преподавателей больше, чем другие, чаще обращались за консультациями, за советами и т.д. Но, к сожалению, у них другие подходы: раз оплатил, ставьте высокую оценку.

Оптимизация в вузах привела к тому, что нередко студенты сдают экзамены в виде тестов. Преподаватели пытались объяснить руководству, что тестирование не может быть объективным при итоговой оценке знаний. Однако, эта система полностью закрепилась во многих вузах. Понятно, что это как цепная реакция: тесты при поступлении в вуз, они же при его окончании.

Исходя из вышеизложенного, вытекают следующие предложения:

1. Прекратить очковтирательство с оценкой знаний студентов. Не притеснять преподавателей в его работе со студентами, дать возможность объективно оценивать знания.

2. В обязательном и срочном порядке ввести устные виды экзаменов как текущих, так и государственных или выпускных.

3. Отказаться от ЕНТ при зачислении в вуз, чтобы отсеять слабых абитуриентов.

Главным показателем деятельности вузов должно стать трудоустройство выпускников. Были времена, когда выпускников КазНУ разбирали нарасхват и гордились тем, что в коллективе работает молодой человек, получивший знания в первом вузе Казахстана. К сожалению, сегодня ситуация изменилась не в пользу вуза.

Также следует учитывать еще одно обстоятельство. Все новшества шли и идут чаще всего от высокопоставленных чиновников от образования. Своими «инновациями» они стремятся показать свою бурную деятельность, свою полезность. Однако тот же чиновник не отправит свое чадо в казахстанский вуз, понимая, что творится в его стенах. Ректора вузов особенно в ответе за своих студентов и выпускников. Когда руководитель вуза занят лишь мыслями о внедрении новых стандартов, не заканчивая предыдущие, ради сомнительных рейтингов, ничего хорошего ни преподавателям, тем более студентам ждать не приходится.

Публикации в высокорейтинговых зарубежных журналах баз SCOPUS, Thomson Reuters вызывает постоянное справедливое возмущение, как среди преподавателей вузов, так и научных работников. В требования по проектам в обязательном порядке включена публикация в этих изданиях. Если в одном НИИ имеется 10 проектов, то это учреждение за публикации в этих научных изданиях выделяет более 5 млн. тенге.

Докторант может защититься при наличии статьи в этих журналах. Это стоит больших денег. Докторант получает стипендию 172 тыс. тенге, а на публикацию в рейтинговом журнале он должен собрать более 500 тыс. тенге. Если эту цифру умножить на количество докторантов по всему Казахстану, то получится огромная сумма. Простые арифметические действия показывают, что миллионы тенге уходят за пределы Казахстана. Учитывая количество преподавателей и научных работников, которые должны в обязательном порядке иметь статьи в этих журналах, то эта цифра увеличится в разы. При этом наши зарубежные коллеги удивляются такому безумию. Лауреаты Нобелевских премий, не имея публикаций в указанных журналах, заслуживали высоких званий и понятия не имели об их существовании.

В связи с этим, предлагаю исключить требование для защиты докторантов PhD и в научных проектах по части публикации в журналах базы SCOPUS, что приведет к экономии огромных средств. Запретить руководителям вузов требовать от преподавателей обязательную публикацию в этих журналах.

В прошедшем 2021 году научных руководителей проектов неожиданно порадовала новость об отмене годовых отчетов по проектам. Принимались краткие сведения о проделанной работе за год. Такой подход облегчил работу исполнителей проектов и, что самое важное, не надо было писать 40-60 страниц никому ненужного отчета. Предлагаю продолжить хорошее начинание и итоговые обобщающие отчеты за 27 и 36 месяцев принимать в виде сведений по проделанной работе, что приведет к уменьшению бумаготворчества.

Таким образом, вопросов и проблем в сфере высшего образования и науки еще немало. На всех остановиться не представляется возможным. Решение выделенных проблем приведет к улучшению ситуации в сфере высшего образования и науки.