По материалам иностранных архивов. Часть 1
09.12.2021 1983

После Указа Президента Республики Казахстан К.К. Токаева о полной реабилитации жертв политических репрессий резко выросла актуальность архивных материалов, хранящиеся в архивах разных стран. Доктор исторических наук, профессор, заместитель Директора Института истории государства Комитета науки МОН РК Буркитбай Аяган поделился с порталом Qazaqstan Tarihy опытом работы в таких зарубежных архивах, как Гуверовский институт (архив) войны, революции и мира и Королевский архив социальной истории Королевства Нидерландов по проблеме политических репрессий.


В 2004 году по гранту Республиканского архива республики ученому удалось поработать в Гуверовском архиве войны, революции и мира. Этот архив называют одновременно и «Институтом», так как ученые организации ведут и научно-исследовательские работы. Там были обнаружены документы по истории репрессий в СССР, в том числе и Казахстане. Найденные нами документы были опубликованы на страницах печати, а затем вошли в книгу «Красные и черные» (Алматы, 2005 г.).

В 2013 и 2014 годах, в общей сложности два месяца поисковые работы были продолжены в Королевском архиве социальной истории Голландии, где хранится огромное количество материалов по истории большевизма, особенно до 1917 года. Они были в свое время переправлены сюда из Германии, когда к власти пришел Адольф Гитлер. Найденные материалы также получили освещение в различных изданиях.

***

Далеко не все историки знают, что в архивах Королевства Голландии (Нидерландов) сосредоточено много материалов по истории дореволюционного большевизма. Естественно, много материалов по Казахстану, как по дореволюционному периоду, так и по 30-50 годам XX века. Все они рассыпаны по различным фондам, так же, как и во многих других европейских архивах. Их надо искать в анналах Российской империи, СССР, КНР, Центральной Азии. Случайно их можно найти даже в фондах Индии, Пакистана, Турции и т.д.

Работники архива, а архивы хранятся в фондах этого Института, встречают очень приветливо. Teun Elli, Mikka знакомят с новой организацией получения информации. К сожалению, в 2014 году уже уволилась Vileika, она вышла на пенсию. В Канаде находится пригласивший меня профессор Тurag Atabaki.

Как и во многих европейских странах, специалисты очень корректны и вежливы. Они быстро вводят в курс дела и помогают найти материал. Исследования проводятся по программе «Становление и укрепление сталинского тоталитаризма» и состоят из поиска архивных материалов, книг, документов, микрофильмов и т.д.

Дмитрий Жуков в своих известных «Ключах к трем столицам» тщательно анализирует жизнь и деятельность Василия Витальевича Шульгина. (Речь идет о том самом В.В. Шульгине, который принимал отречение от престола последнего царя Российской империи Романова). Автор пишет, ссылаясь на самого В. Шульгина, что в начале 20-х годов у одного из видных руководителей партии большевиков – Воровского, на счету в швейцарском банке было 15 миллионов долларов. Там же хранились гигантские состояния JI. Троцкого, Г. Зиновьева, Ф. Дзержинского, Л. Красина.

Здесь же приводятся такие данные: Зиновьев-Апфельбаум преподнес своей сотруднице Аделаиде Ганзен жемчужное ожерелье, стоившее 250 тысяч золотых рублей. Карл Радек-Собельман в 1922 году истратил в Египте и Турции 3 миллиона золотых рублей на пропаганду достижений СССР. На миллион франков он приобрел также промышленные акции. Каменев-Розенфельд занимал два особняка в 15 и 20 комнат, где поместил родню. Таких примеров можно было бы продолжить. Но сообщение В. Шульгина может оказаться неверным, так как он был представителем, причем очень ярким, антибольшевистских сил. Поэтому он мог и приукрасить. Такая роскошная жизнь лидеров большевиков, если все правда, была в тот период, когда в 1921-1922 годах миллионы людей погибали в СССР от голода. По разным данным, только в европейской части СССР умерло от голода 6 миллионов человек. Данных по другим краям нет, но думается, в Казахстане погибших от голода было также много. Речь в данном случае идет о 1920-1921 годах, а не о тридцатых.

В 1920 году Л.Троцкий в статье «Терроризм и коммунизм» (1920) прямо пишет: «Красный террор есть оружие, применяемое против обреченного на гибель класса, который не хочет погибать». Страшные слова, совершенно не поддающиеся логике, но эти взгляды «вождей мирового пролетариата» ложились в основу приказов и государственных постановлений. Ими же были обоснованы государственные репрессии «для достижения хозяйственных целей», как необходимость, орудие «социалистической диктатуры».

В том же архиве я нашел документы по истории «Большевистского центра». Они были собраны Б.И. Николаевским. Представители большевистской партии, в июле 1908 года, Г.А. Алексинский и Миха Цхакая пишут В.И. Ленину о «фракционности» Т. Дорова. Как всегда, заметна яркая дискуссия между большевиками и меньшевиками, где каждый претендует на лучшее «понимание К. Маркса».

Н.Б. Миликовская сообщает Г.А. Алексинскому о следующих распрях и пишет: «Григорий (Зиновьев) орал визгливым, истерическим голосом очень много мерзких вещей. Очень было противно», добавляет она.

На 9 странице документа даже хранится секретный протокол (только для членов партии). В открытом письме «Большевистскому центру (расширенной редакции «Пролетария») от имени А. Сергеева (Саша Лбовец) - Большевистскому центру, (написано карандашом, далее отпечатано на машинке) обвиняются Большевистский центр, что от них утащили 4.600 рублей. Это Саша Лбовец, которого называют боевиком, (а тот действительно был боевиком) участвовал в каких-то экспроприациях, ходил постоянно с револьвером. Он требует возврата денег и заявляет: «... вы достаточно вертели хвостом с июля 1907 года, когда взяли у меня, уполномоченного Партизанского Пермского революционного отряда (так называемой лбовской дружины), 6000 рублей на покупку оружия». (Далее, на 9-10 страницах идут обвинения и разъяснения). В 1907 году эти боевики совершили ограбление парохода «Анна Степановна» на Каме. Подобные эксцессы, как известно, часто производили И. Сталин и Камо (Тер-Петросян).

В споре Богданова и В.И. Ленина стороны не жалели друг друга. Соратники часто обвиняют В.И. Ленина в недемократичности. В одном из номеров богдановцы нарисовали карикатуру: Ленин в костюме дворника, с метлою в руках, на сильно побитом пьедестале. На груди бляха со словами: «Тащить и не пускать!». На пьедестале надпись: «Ленину - благодарная ортодоксия». Увидев номер, «Ленин стал ее перелистывать и по мере чтения все мрачнее, сердитее делалось его лицо; под конец, ни слово, ни говоря, буквально отшвырнул журнал в сторону. Все веселье группы сразу пропало», - пишет один из присутствующих в своих неизданных воспоминаниях.

«Материализм и Эмпириокритицизм», который в советский период преподносился как величайший труд В.И. Ленина, в среде социал-демократии был принят недоброжелательно, со злыми насмешками над автором. Один из критиков писал так: «Всегда необыкновенно! Всегда удачно! Еще одна победа революционного большевизма. После долгого и мучительного философского напряжения, он (Ленин) разрешился от бремени семимесячным недоноском, который из гривы матери вынес обширный философский трактат в 1200 страниц».

Как сообщают авторы, В.И. Ленин интригами вынудил Богданова, Марат-Шанцера, редактора газеты «Пролетария», выйти из состава большевистской группы. Как видно из документов, В.И. Ленин не терпел инакомыслия, а наиболее стойким оппонентом В.И. Ленина был, видимо, Л. Троцкий, редактор «Правды» в 1908- 1912 гг.

В 30-е годы XX века пришедшие к власти большевики, скорее всего по заданию И. Сталина, пытались дать свою версию «Открытого письма» Лбовца (А. Сергеева). Поверив в заявления большевиков (1905 году), что «социализм в России наступит через 10 лет», молодые рабочие вступили в тайные ячейки РСДРП. Как они писали в статьях позже, «они учились стрелять в цель, слушали лекцию о взрывчатых веществах и тактике партизанской борьбы, устроили небольшую мастерскую для набивания патронов и т.д., а также производили экспроприации, т.е. грабежи. Организацией кладовых дел занималось Военно-техническое Бюро».

Михаил Парчиенков, друг и сподвижник А. Сергеева, вступил в перестрелку с полицией, но был схвачен и повешен. Позже, в 1908 году, эти боевые группы, называемые в документах «партизанскими», были распущены, но отдельные отряды остались. И в нужный момент их задействовали по заданию вождей.

В данном случае, мы видим, что большевики нередко прибегали к незаконным методам, к хищению чужой собственности еще до революции 1917 года. А после прихода к власти прежние методы стали ими использоваться еще больше, в огромных масштабах.

В документе № 9 С.А. Тер-Петросян (Камо) собственноручно признается в ограблении в Тифлисе (Тбилиси). Примечательно, что ряд социал-демократов были задержаны полицией как раз за размены пятирублевок, похищенных во время грабежа в Тбилиси. В архивах хранятся и личный архив известного террориста Б. Савинкова (42 папки). Их опубликовал в 1998 году российский историк К.В. Корнеев в журнале «Отечественная история». Множество и других документов по истории «Белой эмиграции». Для нас они интересны, если имеют отношение к Казахстану.

Террорист, эсер Б. Савинков был одним из участников убийства министра внутренних дел Российской империи В.К. Плеве и великого князя Сергея Александровича; он то поддерживал, то предавал А. Керенского - председателя Временного Правительства. Активно воевал с большевиками, ушел в эмиграцию, а в 1924 году нелегально перешел советскую границу со сторонниками. Как оказалось, этот переход был организован ОГПУ и их фамилии названы. Борис Савинков участвовал в «Еврейских погромах», был арестован, написал позже покаянное письмо. За публикации в журналах, которые он писал в застенках ОГПУ, он даже получал гонорары.

В 1925 году 7 мая он неожиданно погиб. До сих пор непонятна причина его гибели: то ли самоубийство, то ли гибель случилась от рук «специалистов» ОГПУ.

В СССР на основе сюжета возвращения Б. Савинкова в страну в 1970-ые годы был поставлен фильм «Операция «Трест». Но умалчивалось, что все чекисты, организовывавшие арест Б. Савинкова, были репрессированы в 1937-1938 годах. В своих откровениях Б. Савинков умиляется «советскому социализму» и говорит, что в них «много справедливого, умного и честного». Если бы он знал, что эти идеи большевиков приведут к еще большим многомиллионным жертвам, репрессиям, войнам, он, наверное, отказался бы от своих слов.

«Социализм советский» никогда не преодолевал социального неравенства и постоянно нарушал мораль и право. То равенство, которое видели мы воочию, было «распределением», того, что удавалось наскрести. И «советский социализм» не имел перспективы, рано или поздно, это общество должно было разрушиться, что и случилось в 1991 году. И никто не побежал, даже рьяные коммунисты, спасать этот «социализм». «Коммунизм», по моему мнению, вообще является фикцией, сладкой мечтой для простачков.

И Б. Савинков и В. Шульгин, лидеры «Белого движения» антибольшевистской оппозиции, уже находясь в СССР, странным образом начинали симпатизировать «советскому социализму». Люди-то они были грамотные, все перевидавшие на своем веку. Они, на мой взгляд, не понимали, что свобода, уважение к собственности, ценности демократии - вот путь к будущему, а не мифические проекты, типа строительства «коммунистического общества». Или же эти признания были выбиты от них офицерами ОГПУ-НКВД.

Они говорили, что борются за русских, но при этом чернили русских самыми последними словами. Эти мысли пришли во время чтения дневников Б. Савинкова (19 апреля) и мемуаров В. Шульгина «Три столицы», где много рассуждений про размах, про то, что «отдаст последний грош» за народ.

В. Шульгин в своих «Трех столицах» прямо заявляет: «я - русский фашист». Далее он пишет: «Основателем русского фашизма я считаю Столыпина. Правда, покойный Премьер, убитый здесь в Киеве, сам не подозревал, что он фашист». Столыпин сделал «ставку на сильных». Далее В.Шульгин причисляет к таким В.Ленина и приводит его слова: «Если Россией управляло сто тридцать тысяч помещиков, то почему ею не могут управлять двести тысяч большевиков?».

Продолжение следует.