О земельной реформе в Туркестане
29.11.2021 2242

В 1921-22 гг. в Туркестане была проведена земельная реформа. Безземельные хозяйства получили пахотную землю. На землеустроительные работы были выделены крупные денежные средства, которые были направлены на восстановление ирригационной системы, оказание продовольственной помощи пострадавшим районам, освобождение хлопководческих хозяйств на несколько лет от государственного налога.

 


9-й съезд Советов Туркестанской Республики, созванный в сентябре 1920 года, вскоре после 5-го съезда Коммунистической партии, наметил перед ТурЦИКом задачи раскрепощения туземной полупролетарской бедноты деревни и кишлаков, организации этой массы, привлечения трудящихся масс коренного населения, узбеков, киргиз и туркмен к советскому строительству и, наконец, задачу реорганизации аппаратов Советского государства таким образом, чтобы они стали действительно туземными, чтобы они были приспособлены к удовлетворению потребностей широких трудящихся масс туземного населения.

В осуществление этих задач ЦИК Туркестана была намечена земельная реформа, о которой много писали в печати Туркестана, говорили на различного рода съездах. Земельная реформа была поставлена в первую очередь как первоударная задача, была проделана в ударном порядке в таком быстром темпе не потому, что в данном случае ТурЦИиК, ЦК и Совнарком исходили из особого рода соображений, а потому, что ЦК компартии и ЦИК Туркестана ясно сознавали, что до тех пор, пока не будет в Туркестане проведена земельная реформа, до тех пор, пока не будут раскрепощены туземные полупролетарские массы от кулацкого засилья и от кулацкого террора, до тех пор нельзя говорить о привлечении этих масс к советскому строительству.

21 августа 1921 года на Х Съезде Советов Туркестанской АССР председатель Туркестанской АССР Н.Т. Тюрякулов выступил с отчетом о работе ЦИК Туркестанской республики, в котором подробно остановился на вопросах хода земельной реформы и вовлечения трудящихся коренных национальностей в активную общественную жизнь.

По утверждению Н. Тюрякулова, мысль о земельной реформе не была взята с потолка, а вытекала из самой туркестанской действительности и революции, которая выдвинула эту задачу, как первоударную, заставила ТурЦИК проводить ее в чрезвычайном порядке.

Задача руководства Туркестанской АССР заключалась в том, чтобы произвести общеполитическую и экономическую оценку проделанной работы и сделать соответствующие выводы. 




Центральное место в ряде работ ТурЦИК и Совнаркома занимала проблема земельной политики, которая была проведена в известных случаях под давлением административного аппарата в принудительном порядке. Это было необходимо для того, чтобы сломить сопротивление кулацких, байских элементов русской и туземной деревни и кишлаков. В результате удалось создать интернациональный блок русской и мусульманской бедноты, создать интернациональный союз, объединяющий все слои бедноты.

Иногда раздавались голоса с критикой земельной реформы в том смысле, что она усугубила национальный антагонизм, но Тюрякулов все это объяснял просто незнанием местной обстановки. «Национальный антагонизм не мог бы быть изжит в колонизированных районах Туркестана до тех пор, пока это засилие не было уничтожено. Если земельная реформа по внешности носила однобокий характер, то, с другой стороны, она дала именно то, чего мы добивались: земельная реформа дала возможность приступить к нормальному советскому строительству. Если бы земельная реформа не была проведена в начале весны в ударном порядке, то, может быть, теперь, при новой ситуации, новой обстановке, мы не могли бы ее проводить», отметил руководитель республики.

В этой новой обстановке мы не сумели бы ее проводить с таким темпом и быстротой и потеряли бы, с одной стороны, возможность пробуждения, вызова к жизни трудящейся массы туземной бедноты, а с другой стороны, не создали бы крепкой социальной базы для Советской власти именно в тех районах, которые в течение полстолетия подвергались земельной колонизации старого царского самодержавия.

Таким образом, мы этим мероприятием привлекли большинство трудящихся масс туземной бедноты, с одной стороны, и с другой стороны - расслоили русскую деревню.

Большевикам приходилось активно бороться с контрреволюционным выступлением байских и кулацких элементов, особенно в Ферганской области, где работа шла в условиях фронтовой борьбы, в условиях военной борьбы с басмачеством. В этих регионах Советы больше всего нуждались в массовой помощи населения. Опыт земельной реформы в Ферганской области показал, что после проведения реформы масса коренного населения встала на сторону Советской власти и дала тот контингент активной помощи, который был использован для борьбы с басмачеством.

Кроме того, с экономической точки зрения, реформа дала положительные результаты: появилось больше площади посевов, увеличилась культурная площадь; в результате земельной реформы преодолены кулацкое и байское засилье, кулацкая и байская антипатия к советскому государству, к его интересам.

Несмотря на то, что советский аппарат много сделал в области приближения к нуждам, к языку, к особенностям быта местного населения, во многих случаях отдельные распоряжения, декреты, как ЦИК, так и Совнаркома, страдали именно отсутствием приспособленности, отсутствием учета особенностей местного быта. Кроме того, не были приняты меры для того, чтобы язык местного населения сделать действительно государственным, как это было объявлено и как было поручено провести в жизнь 9-м съездом Советов, для того, чтобы каждый дехканин, каждый туземный трудящийся видел в советском органе орган, именно созданный для него, для его потребностей, для его развития.

Таким образом, Тюрякулов выразил убеждение, что в сложившейся обстановке есть необходимость организации специальных органов, которые могли бы служить толчком, могли бы играть роль толкачей, которые могли бы подталкивать экономическое развитие отдельных национальных групп, и которые могли бы в этом отношении взять на себя роль централизующих органов, органов, группирующих вокруг себя все культурные и жизнеспособные силы каждой национальной группы.

При ЦИК были организованы такие национальные отделы, которые способны вызывать недоумения во многих советских и партийных кругах Туркестана. До сих пор идея и смысл существования национальных отделов при ЦИК не вполне поняты многими советскими и партийными кругами. Тюрякулов утверждал, что идея организации этих отделов (киргизский, узбекский и туркменский) изобретена не каким-нибудь «гениальным умом», а создана самой жизнью, необходимостью, именно необходимостью быстрейшей организации культурных сил каждой национальной группы.

Этот путь позволял быстрее организовать массы той или другой национальной группы, приспособить все распоряжения Центрального правительства к особенностям быта каждой национальной группы, и таким образом ускорить процесс привлечения трудящихся масс коренного населения в советские строительство. Вот такие цели преследовали Советы при создании национальных отделов.