О чем говорят мавзолеи
04.11.2021 3573

Казахстан – великая страна со своей историей и культурой, разнообразной природой и широкими просторами. Важнейшим достижением независимости стало возрождение отечественной истории. Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев всегда прилагал все усилия для сохранения памяти о прошлом нашей страны. Программа «Рухани Жангыру», инициированная Елбасы, стала одной из очень значимых программ по восстановлению культурного наследия Казахстана. Благодаря реализации этой программы государство приступило к масштабным реконструкциям, археологическим раскопкам древних городов и поселений, были сняты художественные и документальные фильмы о нашем прошлом. 

Казахстанцы в последние годы особенно живо интересуются историей страны, местности, регионов. Отправляются в путешествия. Внутренний туризм стал популярен в последние годы. Гость портала Qazaqstan Tarihy молодой журналист Молотовская Дарья поделилась своими впечатлениями после посещения сакральных мест Южного Казахстана.



- Сегодня наш гость – юный журналист Молотовская Дарья. Сбылась Ваша мечта - Вы наконец совершили удивительное путешествие по священным городам Казахстана. В каких местах вам посчастливилось побывать?

 

- Здравствуйте, я давно интересуюсь историей нашей страны. Со школьного времени меня заинтересовали древние города, которые находились на маршрутах Великого Шелкового Пути. Эти летом мы были на каникулах в Алматы и всей семьей решили посетить сакральные места Южного Казахстана. Одними из самых древних городов, наполненных богатой историей, являются города Тараз, Шымкент и Туркестан. Я думаю, что каждый житель Казахстана должен посетить эти места, увидеть своими глазами эти памятники истории и архитектуры нашей страны.

 

- Здесь вы абсолютно правы. Кроме того, в этих городах сохранился особый дух нашего народа и уникальная атмосфера, которую вы, надеюсь, прочувствовали. С чего началось ваше путешествие?

 

- Мы начали свою поездку с города Тараз. Уже по дороге туда я заметила насколько разнообразна природа Казахстана. Горы сменяются на небольшие холмы, после которых резко идёт пустынная местность. По приезду в город мы сразу пошли в мавзолей Карахана. Это памятник архитектуры IX века сооружён над могилой основателя династии Караханидов, который первым из тюрков принял ислам. К сожалению, в 1905 году мавзолей был разрушен до основания. Позже его восстановили, но он уже утратил свой первоначальный архитектурный вид и потерял ауру, созданную средневековыми строителями. Внутри все также находится ступенчатое надгробие, которые накрыто несколькими слоями ткани. Это богатый зелёный бархат, белое полотно с позолоченной тесьмой по краям. Я думаю, что белый цвет символизирует чистоту, а зелёный – цвет мусульманской религии. Возле мавзолея мы видели археологическую выставку, на которой были представлены множество глиняных горшков, посуды и других предметов быта. Благодаря работникам, которые следят за этим историческим объектом, территория вокруг мавзолея очень зелёная. Возможно, в древности здесь кипела жизнь, потому что рядом с мавзолеем была обнаружена мусульманская мечеть и прилегающий к ней Караван-сарай.

 

- Помимо памятников старины какие современные объекты архитектуры Тараза Вам понравились?

 

- Мы посмотрели, как старые, так и новые достопримечательности Тараза. Недалеко от мавзолея, в новой части города, расположен археологический парк «Древний Тараз», в состав которого входят историко-культурный музей «Памятники древнего Тараза», смотровая башня и Караван-сарай, на территории которого сейчас ведутся археологические раскопки. К сожалению, музей был закрыт, но по табличкам мы узнали, что в качестве экспонатов там представлены различные предметы древности, глиняные горшки, статуэтки, предметы быта и оружие. Нам удалось попасть на смотровую площадку, с которой открывается удивительный вид на Тараз, можно сказать, с высоты птичьего полёта! Город утопает в цветах, зелени и яркой растительности. Одной из достопримечательностей этого парка является уникальный экспонат «Глобус Казахстана», на котором изображена карта нашей республики со всеми городами. И самым интересным моментом было посещение раскопок Караван-сарая. Древнее городище состояло из нескольких кварталов. На каждом из них стоят указатели и подробная карта, благодаря которой можно легко понять, что здесь находились мастерская, лавка торговцев, гончарная и т.д. Вся территория раскопок находится под специально установленными навесами, которые защищают городище от ветра, дождя и непогоды, а туристов – от палящего солнца. Для туристов сделаны специальные дорожки и стрелки, указывающие путь. Что интересно, археологи обнаружили древние глиняные трубы, из чего можно сделать вывод, что уже в те времена существовал водопровод. Много колодцев, остатки глиняной посуды говорят о том, что здесь когда-то бурно кипела жизнь. Раскопки еще ведутся, но археологам уже удалость сложить четкую картину жизни того времени.

 

- Спасибо, это было очень интересно. Удалось ли Вам во время поездки посетить известные мавзолеи Айша Биби и Бабаджа Хатун?

 

- Да, действительно, следующим пунктом нашего путешествия был город Шымкент. Но по пути туда мы посетили монумент основателям Казахского ханства: ханам Керею и Жанибеку. Огромные фигуры отцов-основателей и памятная стела подчеркивают особое место героев в народной памяти и их огромный вклад в историю создания нашего государства.




Следующим местом были мавзолеи Айша Биби и Бабаджа Хатун. Это знаменитые памятники архитектуры XII века, расположенные в селе Айша-Биби Жамбылской области. Я слышала много легенд об этих исторических личностях. Трагичная история любви и преданности красавицы Айша Биби и Карахана пришла к нам из глубины веков. На Востоке помнят эту прекрасную степную легенду, которая и по сей день застыла в трех памятниках любви - уникальных средневековых мавзолеях. Легенда гласит: молодой Карахан с первого взгляда влюбился в красавицу Айшу - дочку знаменитого богача Хакима. Отец не дал согласие на их свадьбу, так как Карахан был не из знатного рода. Айша вместе с няней Бабаджа решилась сбежать к своему возлюбленному, но, к сожалению, ее укусила змея. Узнав об этом, Карахан вместе с имамом сразу же отправился к Айше, чтобы успеть взять ее в жены. Последними словами, которые услышала героиня, были слова ее жениха: «Айша, теперь ты стала моей женой». Потрясенный и убитый горем Карахан приказал воздвигнуть на могиле своей возлюбленной мавзолей. На высоком холме Восточные зодчие создали шедевр, тем самым вписав имя Айши навечно. Когда няня Бабаджа умерла, ее похоронили недалеко в отстроенном мавзолее за ее преданность к Айше. Карахан прожил долгую жизнь, и, умирая, завещал похоронить его в таком месте, откуда был бы виден мавзолей его возлюбленной. Тысячу лет мавзолеи стоят наперекор ветрам и непогоде, как свидетели великой любви. Услышав эту легенду нам стало очень интересно посмотреть на мавзолеи в живую. 



Прежде всего хочу отметить, что место, на котором расположены эти памятники, очень красивое. Как и в самом Таразе тут много растений, зелёных деревьев. Стоят беседки, где люди могут укрыться от солнца. Если говорить о самих мавзолеях, то больше всего мое внимание привлекли сохранившиеся фрагменты древности. Например, в мавзолее Айша Биби есть небольшой кусочек колонны, сохранившийся со времён первых построек. Сейчас он находится под стеклом, но любой может увидеть материал, из которого изначально строили мавзолей. На одной из колонн сохранились надписи на арабском языке, которые в переводе означают: «Осень, тучи, вращающийся мир...». Сегодня этот мавзолей считается символом верности и благородства. Сюда приходят девушки, которые мечтают выйти замуж и в своих молитвах просят счастья и любви. Это говорит о том, что этот памятник средневековой архитектуры является священным местом, куда приезжают паломники со всего мира. Кстати, если вы соберётесь сюда, я рекомендую вам надеть что-то длинное, закрывающее ноги, и обязательно захватить головной убор. Ведь это священное место мусульман и нужно уважать правила и традиции ислама. Здесь вы не найдёте особенных изысков для отдыха и развлечений. Это место для успокоения души и сердца.

 

- Вы посетили город Шымкент, который славится национальной кухней. Какие впечатления у вас сложились о городе?

 

- Для начала я хочу отметить природу, встречающуюся по дороге в Шымкент. На протяжение всего пути можно наблюдать яблочные сады, бахчевые и кукурузные поля. Вдоль дороги нам встречалось множество домашних животных: по полям скачут кони, ходят верблюды, пасутся коровы и овцы. В самом Шымкенте мы находились недолго. Но даже за столь короткое время я успела проникнуться атмосферой этого гостеприимного города. Я часто слышала, что Шымкент славится своими низкими ценами практически на все. И это оказалось правдой. Также мы попробовали местную кухню: плов и шашлыки. Они были настолько вкусными, что нельзя передать словами. Я думаю, что каждый, кому посчастливится побывать в этом городе, обязан попробовать аутентичную кухню, ведь здесь она просто великолепна.

 

- Следующим пунктом вашего маршрута был город Туркестан. Думаю, Вам удалось посетить святыню мусульманского мира - мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави?

 

- Безусловно, Туркестан – это культурно-исторический центр нашей страны. Он был одним из узлов Великого шелкового пути, соединявшим его с Дашт-и-Кипчакской степью. Через эти места шли караваны с Китая, Персии, Византии. Множество памятников архитектуры и мавзолеи украшают город. В-первую очередь мы посетили известный на весь мир мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Это легендарный мавзолей богат своей историей. Он был построен по приказу правителя Средней Азии Амир Тимура на месте могилы тюркского поэта и учителя Ходжа Ахмада Ясави. Его поэмы несли людям мысли о доброте и чести. Строительство мавзолея велось с 1385 по 1405 год. Он состоит из 2 этажей и имеет 35 комнат: библиотека древних книг, подземная мечеть, Хильвет, баня и несколько молитвенных комнат. Это здание высотой 41 метр является самым высоким в Туркестане, существует положение о том, что нельзя строить сооружения, выше этого мавзолея. Строительство любого здания в непосредственной близости от главной святыни Туркестана, даже обычного жилого дома, должно соответствовать правилам, установленным всемирной организацией ЮНЕСКО. Увидев фасад мавзолея, я уже не могла оторваться от этого огромного, красивого здания, расположенного в окружении больших зеленых лужаек. Конечно, мавзолей был отреставрирован, но несмотря на это, внутри сохранились элементы изначальной постройки.




При входе в главный холл, первое, что бросается в глаза – огромный «Тайказан». Гид рассказал нам, что он был отлит в 1399 году в селении Карнак по приказу Тимура. Его вес составляет 2 тонны, и он вмещает в себя 3000 литров. Поверхность казана украшена тремя рядами рельефных надписей. На первом ряду приведён отрывок из девятой суры Корана «Ат-Тавба». Во второй надписи - указано имя самого Тимура. Третья строчка содержит надпись: «А разве царство не принадлежит Аллаху», которая повторяется 22 раза. Этот котёл считается шедевром литейного искусства. Долгие века он стоял на своём месте, но в 1935 году по приказу властей он был перевезён в «Эрмитаж» в город Ленинград. Казалось бы, он был безвозвратно потерян, но в 1989 году его вернули обратно в мавзолей. Напротив комнаты, где стоит могильное надгробие Ахмеда Яссави, находится знамя древко с навершием, принадлежавшее Тимуру. Рядом находится молитвенная комната, в которой всегда собиралось много людей для молитвы. Но сейчас, из-за карантинных ограничений, молитвы в ней запрещены. Именно там сохранились кусочки ранней облицовки мавзолея. 



Молитвенное помещение большое и просторное. Из другой молитвенной видно надгробие Ходжа Ахмеда. Оттуда можно увидеть, что оно невероятно красивое. Изумрудный цвет камня, сверху лежит темно-зелёный коврик. Вся комната выполнена в зеленом цвете. И это неспроста. Ещё раз повторюсь, что это цвет мусульманской религии. 

Дальше можно увидеть библиотеку. В ней хранятся старые книги, а также переизданные редкие дореволюционные книги. Там же можно купить знаменитые произведения Ахмеда Яссави. Также мы зашли в несколько других комнат. В столовом помещении мы увидели множество кухонных предметов эпохи средневековья: огромные глиняные горшки, большие казаны, деревянная посуда. В другой комнате были представлены различные виды оружия, конного снаряжения и множество исторических документов: карт, писем, приказов, в которых были перечислены имена казахских ханов, биев, батыров, похороненных в этом месте. 



Но самым интересным предметом был трон Касым хана. В его оформлении использованы изображения льва, тигра, леопарда, дракона и других животных. Также престол обрамлён золотом, серебром, орнаментами и узорами, рисунками птиц и камнями. Этот ханский престол был реконструирован согласно сведениям из книги «Алам арайи шах Исмаил» (Светлая история Исмаил шаха), в которой был описан трон казахского хана Касыма. Возле усыпальницы Ходжа Ахмеда Ясави нашли последнее пристанище известные казахские ханы, бии, султаны. Известны имена около 400 исторических деятелей.

Помимо мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави мы побывали в Караван-сарае, на территории которого находится несколько музеев, торговые комплексы, магазины и бутики. 



Мы смогли посетить «Алтын самрук», выполненный в виде большого золотого яйца, лежащего в гнезде. Внутри находится выставочный центр, рассказывающий об истории Казахстана и самое интересное – летающий театр. Там мы смогли насладиться разнообразием природы Казахстана в формате 8Д. В этом театре есть кресла, которые «летают» и создаётся впечатление, что ты паришь в воздухе над горами, степями, лесами и озерами Казахстана. Это было невероятно интересно, ведь там были показаны места, которых мы никогда не видели. Мы посмотрели на Чарынский каньон, леса Борового, Тянь-Шань, Кольсайские озера и другие природные достопримечательности нашего края.

Выйдя с музея, мы увидели «Казахстанскую Венецию». Это небольшой канал, по которому можно плыть на лодках и создаётся впечатление, что ты действительно находишься в Венеции. Вокруг расположено много небольших торговых магазинов и ресторанчиков.




Рядом с Туркестаном находится древнее городище «Отрар». Отрар был одним из главных пунктов Великого Шелкового пути в Центральной Азии, по которому проходили огромные караваны. Сейчас это место является историческим памятником и открыто для посещения туристами. До сих пор здесь продолжаются археологические раскопки по программе ЮНЕСКО. На территории открыты такие объекты, как баня, крепость, мечеть, мастерская и несколько других объектов, которые по сей день исследуются археологами. Наиболее исследованной и отреставрированной частью городища Отрар является крепость. При раскопке башен, были найдены обломки сильно прокаленных кирпичей. Это говорит о том, что возможно крепость была штурмована, в результате чего могло произойти возгорание. На некоторых камнях до сих пор сохранились старинные надписи на арабском языке. Ученые считают, что Отрар сыграл ключевую роль в распространении ислама в регионе.

Недалеко от городища Отрар находится мавзолей Арыстан-баба. Он построен на могиле учителя и духовного наставника Ходжа Ахмеда Яссави – Арыстан-баба. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман. В 1909 году он был подвергнут капитальному ремонту и архитектурным изменениям. Была построена нынешняя мечеть и воздвигнуты минареты. Существует множество легенд об этом месте. Одна из них гласит: «по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Яссави в 1338 году началось строительство мечети. Попытки возвести стены постоянно терпели неудачу: буря, сильные ветра, непогода мешали строительству. Но явившийся к Амиру Тимуру во сне святой сказал, что для начала нужно построить мавзолей над могилой Арыстанбаба-Баба. Только после этого у него получилось воздвигнуть мечеть». Именно поэтому паломники первым делом посещают мавзолей учителя Арыстан-баба, а только потом мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави.

 

- Вы проделали довольно большой путь, посмотрели много исторических мест. Расскажите, что дала вам эта поездка? Какие впечатления у вас остались?

 

- Мне невероятно понравилось это небольшое путешествие. За 4 дня я получила море эмоций и узнала много нового об истории Казахстана. Раньше я видела эти места лишь на фотографиях и восхищалась их красотой. Но я даже не могла подумать, что в жизни они будут намного роскошнее и величественней. Я читала много об истории этих памятников, но послушав это вживую, я вынесла много нового. Например, раньше я не знала, что в Туркестане мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави – самое высокое здание и нельзя строить ничего выше без разрешения ЮНЕСКО. Я узнала, что до сих пор ведутся археологические раскопки и постоянно обнаруживаются новые исторические объекты. Я поняла, что такое караван-сарай, для чего он был предназначен и как он выглядел. Благодаря этой поездке я поняла, что мы живем в огромной и очень интересной стране. Мы находимся в центре Азии и занимаем важное место в мире. Казахстан – уникальная страна. Елбасы начал работу по возрождению утраченного наследия нашей страны, поднял вопросы о духовной культуре народа в своих статьях: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», «Семь граней Великой степи». Министерство культуры и спорта Республики Казахстан активно занимается этой важной работой. Благодаря этому, не только местные жители, но и иностранные граждане могут получить новую информацию и узнать больше о культуре, традициях и истории страны. Я советую каждому, у кого есть возможность, обязательно посетить эти священные места.