Историческое значение всаднической степной цивилизации
11.05.2021 1119

В Библиотеке Елбасы прошла диалоговая площадка на тему «Историческое значение устойчивого развития всаднической степной цивилизации для современного гармоничного взаимодействия человека и общества». Мероприятие состоялось в формате онлайн. В работе диалоговой площадки приняли участие ведущие историки и археологи Казахстана, учителя истории средних общеобразовательных школ города г.Нур-Султан, магистранты и докторанты вузов РК, учащиеся школ из числа победителей конкурсов научных проектов по истории, археологии, этнологии и краеведению.


За годы независимости историки, археологи, культурологи смогли добиться внушительных результатов в исследовании фундаментальных проблем в истории номадов. С 2004 года реализовывалась инициированная Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Н.А Назарбаевым государственная программа «Мәдени мұра», в рамках программы создавалась целостная система изучения исторического наследия номадов, воссоздавались историко-культурные и архитектурные памятники, глубоко исследовался многовековой опыт национальной литературы и письменности. В 2013 году была принята программа «Халық тарих толқынында», согласно которой осуществлялся системный поиск и изучение документов в крупнейших мировых архивах, касающихся истории Казахстана. Благодаря плеяде национальных писателей, поэтов, историков в гуманитарном знании восторжествовала историческая справедливость. И в этом особая роль отводится археологам, на основе наглядного вещественного материала фактически доказавшим уникальность культуры кочевников, потомками которых являются современные казахи. 




- Елбасы в программной статье «Семь граней Великой степи», развивающей теоретические основы программы «Рухани жаңғыру», выделил понятие всаднической культуры как всеобъемлющее определение всех кочевых сообществ с глубокой древности, – сказал директор Библиотеки Елбасы Бакытжан Темирболат, открывая мероприятие.

С докладами «Государственное политическое признание роли Ботайской макрокультуры в процессе культурогенеза казахского народа и государственности», «Исторические связи всаднической и степной цивилизации в формировании единого национального патриотизма как национальной идеи» выступил первооткрыватель Ботайской культуры, директор Института археологии и степных цивилизаций Казахского национального университета им. аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор Виктор Зайберт.




– Я горжусь, что как гражданин и ученый являюсь сыном исторически мудрого казахского народа, этнические и исторические корни которого начинаются в Ботайской всаднической культуре – у истоков степной цивилизации 6000 лет назад. Я исследую Ботайскую культуру на протяжении 40 лет на основе Гегелевской философии основных законов диалектики. Отказавшись от классово-формационных догматических теорий, я пришел к пониманию, что Великая казахская степь, которая на протяжении последних двух столетий не воспринималась евроцентристской методологией и историографией как источник евразийской цивилизации, являлась на самом деле степным феноменом устойчивого экономического и социально-политического развития. У Великой степи нет исторических провалов, более того, она являет собой самовоспроизводящуюся гео- и социосистему, независимую от оседло-земледельческих долинных культур, – отметил он.




В своем докладе «Культурно-историческое наследие Казахстана источник устойчивого развития страны в новой модели глобализации» эксперт по устойчивому развитию компании EICON Сергей Цой предложил посмотреть на Казахстан с точки зрения перехода на новую модель глобализации «Цели устойчивого развития».

– Недавно принятые Концепция по развитию гражданского общества, план по реализации Концепции по переходу к Зеленой экономике, Национальный план развития Казахстана до 2025 года пропитаны ЦУР, а Концепция по реформе системы госуправления напрямую говорит о начале перехода от экономикоцентричности к человекоцентричному управлению. Казахстан ставит целью своего развития повышение качества жизни человека, что соответствует глобальной повестке ООН. Это работа как для власти, так и для гражданского общества, – сообщил С.Цой, подчеркнув, что достижение ЦУР не может проводиться в отрыве от формирования нового патриотизма, без общей идеологической и духовной платформы, без самоидентификации каждого казахстанца через культурно-историческое наследие. Он также предложил реализовать устойчивый проект по открытию кочевнической цивилизации.




В своем выступлении ведущий научный сотрудник Государственного историко-культурного заповедника-музея «Берел», доктор исторических наук, профессор Зайнолла Самашев подчеркнул:

– 40 с лишним лет назад Виктором Федоровичем был открыт этот феномен для мировой науки, и только сейчас мы начали осознавать всемирное историческое значение этого открытия. В новых условиях это очень важно для развития нашего национального самосознания и формирования национальной идеологии.




– Перед нами яркий пример того, что того, чтобы достичь каких-то значительных успехов в научной сфере, нужны десятилетия работы. Из них первые десятилетия вы будете никому не известны. И только непрерывно изучая, исследуя, совершенствуя подходы можно дойти до чего-то важного, что перерастет в такую значительную историческую и политическую концепцию, – отметила в ходе дискуссии директор Научно-исследовательского института археологии им. К.Акишева, кандидат исторических наук, доцент кафедры Археологии и этнологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Марал Хабдулина