Рукопись откроет тайны
30.03.2021 2537




Ценная рукопись, написанная на чагатайском языке, длиной 3,5 метров, была найдена у одного из потомков Жусип ата - Сейдалима Юлдашева. Редкая рукопись и документы, посвященные жизни Жусип ата - племянника Ходжи Ахмеда Ясави, летопись о жизни Жусип ата и документы, на которых поставлена особая печать, обнаружены в ходе научной экспедиции.






Сейдалим Юлдашев рассказал, что, когда ему было 8 лет, дед перед своей смертью в качестве завещания оставил этот артефакт отцу, а от отца, в свою очередь, рукопись перешла к нему. Сейдалим потерял отца, когда ему было 18 лет.

В годы Советской власти изучение истории шло только по требованиям советской идеологии, поэтому применение реликвии в качестве исторического источника было крайне опасно, а хранение историко-религиозных документов считалось преступлением. В 1933 году дед Юлдаш-кожа был отправлен в тюрьму по религиозным обвинениям. Бабушка и отец старались не привлекать скрыть эти документы, прятали их на крыше дома, закапывали в землю. Если бы об этих документах узнали власти, то положение деда Юлдаш-кожа могло значительно ухудшиться. Даже не будучи историком, Сейдалим Юлдашев понимал, что придет время и эти рукописи пригодятся исторической науке. Сейдалим Юлдашев показывал рукопись специалистам, знающим восточные языки. Они сказали, что это не Насабнаме (родословная потомков кожа), а настоящая историческая рукопись. Благодаря переводу удалось узнать о том, что в ней указаны сведения о жизни Жусип ата, ханские указы, топонимические названия и другие ценные данные, раскрывающие информацию о жизни казахского народа. Согласно информации, извлеченной из рукописи, аул Шага раньше назывался «Жага», а в ауле Икан уже в то время население занималось садоводством. Также в рукописи упомянается Ходжа Ахмед Ясави, который встретил своих гостей 12 разными видами винограда. По мнению Сейдалима Юлдашева, изучением этих ценных исторических источников должны заниматься специалисты, ученые.

- Поскольку я не историк, мое изучение было поверхностным, - честно признался Сейдалим Юлдашев.



Жусип ата жил в ХІІ веке, поэтому его история его жизни сохранилась в основном в легендах и народных сказаниях. О письменных источниках о его жизни не было известно. Со временем устные сведения претерпели большие изменения, поскольку каждый сказитель старался что-то добавить или наоборот, убрать, поэтому некоторые сведения даже бывает противоречат друг другу.

В народе Жусип ата известен как «Гашык Жусип ата» (влюбленный Жусип), так как он всем сердцем любил Аллаха. Согласно легендам, ученик и племянник Ахмеда Ясави Жусип ата имел способности святого.




Директор Государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет Султан» Нурболат Ахметжанов выразил надежду, что эта рукопись действительно содержит сведения, относящиеся к жизни Жусип ата, и, возможно, она поможет раскрыть детали о связях Жусип ата с Ходжи Ахмедом Ясави, а также другие не менее важные сведения. Но этим должны заниматься специалисты.

В личном архиве Сейдалим ата также обнаружен уникальный документ, подтверждающий родословную Жусип ата. На этом документе в нескольких местах поставлена особая печать.




Сейдалим Нуршиддинулы добавил, что по мнению специалистов, прочитавших документ, в нем написаны заключение и мнения лиц, высказавших по отношению к шежире.

Согласно легендам, Жусип ата еще при жизни стал святым. С помощью одной ветки перевел правителя Шама (Дамаск) Жолбарыс хана, возглавлявшего 99 тысяч машаихов, через реку Сырдарья.

Мавзолей Жусип ата расположен в ауле Ески Икан, в 25 км от города Туркестана. В 2005 году научным исследованием мавзолея занимался ученый-археолог Марат Туякбаев. Мавзолей состоит из двух комнат, на юго-восточной стороне которого расположена усыпальница. Изначально площадь мавзолея составляла 4х4 метра. После строительства нового мавзолея рядом с ним были похоронены ученики и родственники. Большая комната мавзолея Жусип ата была предназначена для паломников, а не для мечети, так как отсутствует михраб. Возможно, рядом находилась мечеть. Найденные на территории мавзолея керамические изделия (ХIII-ХІХ вв.) говорят о необходимости дополнительного археологического обследования холмов, составления плана и проведения аэрофотосъемки, считает археолог Марат Кымызович.




Изучением наследия Ходжа Ахмеда Ясави занимается историко-познавательная экспедиция «По следам Ясави», организованная Государственным историко-культурным заповедником-музеем «Азрет Султан». Научная экспедиция продолжит сбор наследия Ясави внутри страны и за рубежом.