Из истории 8 марта
09.03.2021 1804

8 марта – Международный женский день. Несмотря на то, что в названии есть слово «Международный», это не означает, что этот праздник отмечают все более двухсот государств мира.

Этот праздник отмечают более тридцати государств. В некоторых государствах 8 марта – специальный праздничный день, а в некоторых – женщинам лишь сокращают рабочий день.

Главным содержанием этого дня была борьба за обеспечение равенства прав и эмансипацию женщин. В многовековой истории развития человеческого общества проблема женского равенства стала актуальной со второй половины ХІХ века, когда в результате буржуазных революций стали стремительно развиваться капиталистические отношения.

Адамды құстай ұшырды;

Мал істейтін жұмысты

От пен суға түсірді.

Отынсыз тамақ пісірді,

Сусыздан сусын ішірді,

Первый профессиональный казахский педагог Ыбырай Алтынсарин говорил, что благодаря развитию науки появились различные технологии и промышленные аппараты. Это, в свою очередь, привело к разрушению безусловной зависимости от мужской физической силы и собственно, мужчин, которые были у власти с конца древней эпохи собирательства, когда матриархат уступил место патриархату. В ХХ веке эта тенденция даже увеличилась, поскольку полным ходом шла модернизация техники и оборудования, автоматизация производственных процессов. Хотя представление о неприкосновенности авангардной роли мужчин в человеческом обществе еще не рухнуло полностью, появилась иная точка зрения. Росло сопротивление превосходству мужчин во всех ситуациях, которые на протяжении веков были укреплены обычаями и религиозными верованиями, законами и ограничениям на поведение и деятельность женщин. На самом деле это и есть эмансипация. Эмансипация (лат. Emancipatio) - дословно - освобождение от зависимости, подчинения, угнетения, слепой веры, а в гражданском праве – признание несовершеннолетнего полностью дееспособным, в этом смысле благодаря неустанной борьбе женщин достигли больших результатов.

Международный женский день 8 марта как один из десяти официальных праздничных дней в Казахстане имеет свою историю становления. Об этом, мы решили рассказать подробнее, опираясь на исторические данные.

Как мы уже отмечали, развитие науки и техники начало менять понятия и представления, сложившиеся в предыдущие эпохи. Начал подниматься вопрос о равноправии женщин, использовании их труда, оценки, выдачи заработной платы и т.д.

Первый протест в истории человечества произошел в 1857 году в США. Нью-йоркские текстильщики, держа плакаты с различными лозунгами, устроили марш в знак протеста против низкооплачиваемого труда. Именно с этого периода в разные годы в Европе и США это начинает переходить в тенденцию. Чтобы улучшить свои условия труда, 28 февраля 1909 года текстильщики США снова вышли на забастовку. В 1910 году в Копенгагене, столице Дании, проходила международная конференция женщин-социалистов. На этой конференции Клара Цеткин, одна из основательниц коммунистического движения Германии, предложила отметить 8 марта как Международный женский день. Цель данного дня – борьба за всеобщее избирательное право женщин. Хотя предложение коммунистки Клары Цеткин нашло поддержку во многих странах, женский день отмечали в разных государствах в разные дни. Только в 1914 году в США и ряде европейских государств 8 марта стали отмечать как Международный День защиты прав женщин. «Равенство женщин» – сегодня обыденное понятие, а в начале ХХ века в современной Европе женщины не имели избирательного права. В результате протестных шествий в нескольких европейских государствах женщины получили полное или частичное избирательное право.

Для России 8 марта имеет особенное значение. Тому есть свои причины. В феврале 1917 года Российская империя переживала тяжелейший период. Последствия Первой мировой войны, которая длилась несколько лет, особенно тяжело дались простому народу. В стране усилился финансовый кризис, и начался голод. Запланированная доставка зерна в российскую столицу Петроград и в крупнейший город Москва задерживался почти на 70 процентов. В жуткий холод люди были вынуждены стоять в длинных очередях за куском хлеба. Гнев, недовольство народа усиливались с каждым днем. Кроме хлеба, возник дефицит и на другие продукты питания. 

23 февраля или 8 марта по новому календарю разгневанные люди открыто вышли на забастовку на улицы Петрограда. Работницы прядильной фабрики «Нева» с лозунгом «Дай хлеб!» выходят на забастовку – и просят поддержки у работников других предприятий. К ним присоединяются мужчины и женщины швейной фабрики «Торшилов» и других заводов и фабрик. Однако ни царское правительство, ни оппозиция изначально не ожидали такого результата от действий митингующих. «Это хулиганское движение, подростки бегают с криками и о том, что у них нет хлеба, и нечего есть», - такую телеграмму отправили 25 февраля царю, отдыхающему за городом. А члены Центрального Комитета партии коммунистов говорили: «Какая революция! Все ведь образуется, стоит раздать рабочим по фунту хлеба?» - и не верили, что все это перерастет во что-то большое. Однако вспыхнувшая забастовка переросла в вооруженный переворот, в результате которого был свергнут царь.

Одним из главных лозунгов коммунистов, пришедших к власти после Февральской и Октябрьской революций, было равенство женщин. Это они начали с упрощения бракоразводных процедур и легализации абортов. Советское общество, основанное на идее коммунизма, фактически было экспериментальным. «Вся власть – Советам, Мир – народу, заводы – рабочим, земля – крестьянам! – Равенство – бывшим угнетенным народам!», «Равные права-женщинам!» - всем были понятны и приятны эти лозунги. В 1920 году Наркомат здравоохранения и Наркомат юстиции одобрили искусственный аборт. Этот шаг, в свою очередь, вывел Советский Союз на главное место в мире в вопросе гендерного права. Однако снижение рождаемости, чрезмерное проникновение женщин в права, издавна принадлежавших мужчинам, действительно усугубили их социально-физиологическое положение.

Идеологи коммунизма разными способами стремились подорвать традиционную патриархальную структуру семьи, поскольку они видели в этом серьезное препятствие на пути к установлению коммунистического общества. Брачные обряды, совершаемые в присутствии религиозных служителей, были признаны недействительными и запрещены.

Также была запрещена полигамия и преследовалась законом. Особенно ярко эта тенденция проявилась в Казахстане, где до Октябрьской революции торжествовало патриархальное общество. Следует отметить, что в казахском обществе правовой вопрос женщин существует, хотя и не на критическом уровне. Об этом свидетельствуют события романов и эпосов, написанные в начале ХХ века. Пожилые баи и состоятельные люди насильно брали себе молодую девушку токал (второй женой), и это было обыденным делом. Воспользовавшись возможностью, предоставленной советской властью, казахские женщины получали свободу по своему усмотрению. Может быть, с точки зрения прав человека и есть много преимуществ, но это привело к неуклонному увеличению количества разводов в Советском Союзе. Стоит отметить, что эта тенденция все еще сохраняется во многих странах постсоветского пространства, в том числе и в Казахстане, где уровень браков и разводов за год примерно одинаков.

Понимая, что слишком большая свобода привела к тому, что Советский Союз оказался перед демографической дилеммой, советские руководители в 1935 году прекратили производство противозачаточных средств и в 1936 году запретили аборты. Был принят закон, усложнявший бракоразводные процедуры. С 1944 года ввели порядок развода только через суд. Гражданский брак рассматривался как внебрачная связь, и не поддерживалась со стороны государства.

Во Второй мировой войне наряду с мужчинами участвовали и женщины. Они несли службу не только в медико-лечебных частях и отделениях связи, они воевали и на передовой с оружием в руках. Ситуация в тылу была еще хуже. С 1944 года материнство считалось социалистическим долгом женщины, и они должны были работать наравне с мужчинами. Это осложняло положение женщин в обществе. Еще одно исключение - в июле 1944 года был издан специальный указ, согласно которому, все дети, рожденные вне брака, не считались детьми погибших солдат. Это был способ ухода государства от финансовой ответственности. Глядя на огромное количество сочинений о демографическом, психологическом климате в годы Великой Отечественной войны, нетрудно оценить, насколько несправедливым было это решение.

Советский Союз, который был примером обеспечения равенства женщин, в 1955 году снова разрешил аборты. Вместе с тем стало широко пропагандироваться и то, что советская женщина должна освоить сложные профессии, специальности, которые иногда даже не под силу некоторым мужчинам. И появились девушки комбайнеры, космонавты, металлурги и др. Видимо к этому времени относится русское высказывание: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик».

Советский Союз на этом не остановился. В 1965 году была упрощена процедура бракоразводного процесса. В то же время с 1967 года женщина получила право получать алименты минимум 25 % от заработка семьи, из которой она ушла. В 1968 году были введены оплаченные отпуска по беременности и родам, пособие на детей. Эта социальная защита стала главной причиной демографического толчка после шестидесятых годов.

Вот и получается, что в вопросе равноправия женщин и эмансипации страны социалистического лагеря во главе с Советским Союзом кажутся лидерами. Однако не секрет, что в контексте присущей женской природе нежности, естественной ответственности между мужчиной и женщиной и т.д. возникли незначительные отклонения. Это была позиция коммунистического строя касательно прав женщин.

Несмотря на распад Советского Союза, многие молодые государства, возникшие на его месте, сохранили сложившуюся традицию празднования 8 марта. 

Важно отметить, что помимо Международного женского дня, который с 1975 года отмечается в масштабах ООН как Международный женский день, существуют и другие женские праздники. Например, 6 февраля – Международный день нетерпимого отношения к калечащим операциям на женских половых органах; 11 февраля – Международный день женщин и девочек в науке; 19 июня – Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта; 23 июня – Международный день вдов; 11 октября – Международный день девочек; 15 октября – Международный день сельских женщин; 25 ноября – Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.

Также в некоторых странах 1 июня отмечается как День защиты матерей и детей.

Таков краткий обзор о Международном женском дне 8 Марта, его праздновании, значении, достигнутых результатах и последствиях. Можно с уверенностью сказать, что Республика Казахстан и основная составляющая этого государства - казахи - находятся на одном из первых мест в мире по вопросам равноправия женщин. Это результат, который удалось достичь за сто лет.