Меморандум Сер-Али Лапина. Часть 2
02.03.2021 1571

Портал Qazaqstan Tarihy продолжает публикацию материалов, предоставленных Б. Алтынбековым, посвященных общественному и политическому деятелю Туркестанского края, лидеру партии «Шуро-и Уламо» Сер-Али Лапину. После насильственного свержения Кокандской автономии осенью 1918 года он представил германскому правительству Меморандум.



 




ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ К МЕМОРАНДУМУ

 

ПОЛВЕКА РУССКОГО ГОСПОДСТВА В СРЕДНЕЙ АЗИИ

  

 Читайте такжеМеморандум Сер-Али Лапина. Часть 1 


Продвижение России в Среднюю Азию увенчалось захватом Ташкента, Самарканда, Коканда и целого ряда других городов, в результате чего образовалось Туркестанское генерал-губернаторство, которое состояло из Самаркандской, Сыр-Дарьинской и Ферганской областей. В прошлом независимые ханства – Бухара и Хива – стали послушными вассалами. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли также Семиречье и Транскаспийский регион, в результате чего укрепилось основательно господство России.

Самарканд – пленительный город Средней Азии и бывшая столица Тамерлана, был оккупирован Россией ровно 50 лет назад – в 1867 году. Этой эпохи вполне достаточно, чтобы осознать и прийти к определенным суждениям в области экономического развития, вследствие автократических и безответственных деяний российских чиновников.

Десять лет назад [1908-1909гг.] в Туркестане была проведена инспекция ревизионной комиссии, возложенная на царского сенатора, графа Палена. После всесторонней проверки местных условий и негодований по управлению краем означенная ревизия пришла к заключению, что положение дел в крае было настолько удручающим, что министры побудили царя в Петербурге не публиковать отчет графа Палена. Одна из петербургских газет («Биржевые Ведомости»), после того как имела возможность ознакомиться с докладом Палена, подытожила правление русских в Средней Азии буквально в следующем выражении: «Туркестан – страна, которой управляет с издевательством бродячий хулиган с кокардой на фуражке».

И действительно, куда бы вы не обратили внимание, в жизни населения Средней Азии весьма очевидна преступная деятельность русского чиновника; все прогнило, искалечено, отравлено и развращено, повсюду совершаются кражи, присутствует взяточничество и преобладают пороки, так что данное определение русскому правлению в Средней Азии, по мнению петербургской газеты, едва ли можно заменить более уместным выражением.

Вместе с тем должен отметить, что Россия [своим присутствием] достигла определённых заслуг в Средней Азии – упорядочение внешних сношений под воздействием российской военной администрации положило конец небезопасным условиям и грабежам, которые были обычным явлением в период правления ханов. Но что касается внутренней жизни Средней Азии, то её население должно быть благодарно России за тот устрашающий пример деспотизма и указанный путь, как обустроить свою жизнь в будущем без русских.



 

1. ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА


Россия всегда рассматривала мусульман как своих непримиримых врагов, посему ее политика по отношению к мусульманам зиждилась на ненависти и стремлении изжить и сокрушить все то, что имело хоть какой-то мусульманский оттенок. Россия видела свою цивилизаторскую историческую миссию якобы в просвещении инородцев и их русификации. Со всей очевидностью все это усматривается во всех существующих положениях о школьном образовании и вероисповедании. Религиозные обычаи и традиции, все общественные благотворительные учреждения мусульман неуклонно преследуются путем создания только единой русской культуры. Взамен этим благотворительным учреждениям Россия дала Востоку трактиры, публичные дома, пьянства и пороки, коррупцию и доносы, мошенничество и беззаконие. Все это происходило под прикрытием и лозунгом цивилизации мусульманского Востока.

Определенно, мусульманский народ относится к этой деятельности с презрением, ненавистью и с понятным нетерпением находится в ожидании своего освобождения от таких «охотников за культурой». Руководитель Андижанского восстания 1898 года Ишан Мадали на допросе заявил, что он предпочел бы быть обезглавленным, чем видеть зверство русских в Средней Азии.

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ТУРКЕСТАНЕ

 

Известный русский финансовый министр Вышнеградский посетил Туркестан в 1892 году и сославшись на природные богатства края означил его как самую прекрасную жемчужину в «короне русского царя». В этом и заключается весьма удачная характеристика края, но, все же, русские обезобразили эту «жемчужину». Наилучшие и плодородные земли были изъяты у местного населения для российских колонизационных целей, причем русские колонисты, которые не были знакомы с условиями культивации в этом регионе, не зная, как поступить с минеральными ресурсами, перешли к хищнической эксплуатации. Пострадало от русской колонизации также и животноводство – один из основных источников материального благополучия мусульманского населения Средней Азии, ограничив территории пастбищ для скота.

За 50 лет Россия не предприняла ничего для улучшения экономического благосостояния населения мусульман Средней Азии. Не имея вразумительного плана по развитию экономики, она не позаботилась об открытии сельскохозяйственных или ремесленных школ для мусульманского населения.

Воззрение всей деятельности России [в крае] сводилось лишь к тому, чтобы дозволить мусульманам погибнуть. Благосостояние края основано на искусственном орошении земли, без которого она ничего не воспроизводит. Если рассматривать территорию в 40 000 десятин Голодной степи, то за 50 лет Россией не была создана единая система ирригации и те небольшие выгоды из вложенных предприятий стоили российской короне огромных сумм, поскольку работы были выполнены ненадлежащим образом. Качественные и должным образом используемые старые оросительные системы были отняты у мусульманского населения и переданы в управление русским поселенцам. Даже вопреки ненадлежащему развитию экономики, в хороший урожайный год Средняя Азия производила до 10 миллион пудов хлопка-сырца. Показатели этого урожая можно было бы увеличить в три раза, если бы были подобающие ирригационные системы, поскольку имеются в достаточном наличии водные ресурсы и земля, пригодные для развития хлопководства.

Русская система управления оказывала также сдерживающее влияние на торговлю и коммерцию путем искусственного срыва финансового кредитования торговца-мусульманина, вынуждая его обращаться к русским ростовщикам, которые разоряли его. Русский ростовщик требует от мусульманина сто и более процентов ссуды. Так случилось, что мусульманское население [невольно] было вовлечено в преступную деятельность спекулянтами и рядом крупных московских фабрикантов. В Ферганской области, где расположена главная заготовительная контора по выращиванию хлопка, количество разорившихся полевых дехкан, владевших ранее хлопковыми плантациями, достигло 25%.

В Туркестанском крае нет ни одного солидного русского предприятия, которое имело бы рациональное развитие в сельскохозяйственной отрасли и шло бы на пользу мусульманскому населению, поскольку все они носят чисто спекулятивный характер. Достаточно вспомнить различные ирригационные концессии последних нескольких лет, которые были не чем иным, как жульничеством сомнительных российских личностей, и были проданы банкам.

Подобно сему обстоят дела также и в других сферах, как в экономической, так и промышленной жизни Средней Азии.

 

3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

 

Налогообложение в Туркестанском крае оставляет желать лучшего, от его последствий русское правительство пострадало больше чем местное население. Налоговые ставки в Туркестанском крае гораздо ниже, чем в Бухаре и Хиве, где они выше согласно Шариату. Низкие налоговые платежи были установлены Россией не по гуманитарным соображениям, а по причине неосведомленности экономическим положением в крае. Вследствие чего Россия до 1904 года субсидировала край десятками миллионов рублей на покрытие административных расходов, пока об этом не стало известно в последние годы, и, несмотря на жалкую экономию по содержанию чиновников, она стала получать несколько миллионов чистой прибыли. Принимая во внимание то обстоятельство, что всё население пяти областей Туркестана составляет шесть миллионов человек, и на их содержании находятся два сухопутных армейских корпуса, следует признать, что результат говорит в пользу имеющихся производственного и административного потенциалов, которые в этом отношении никоим образом не уступают развитым районам Европы. Мусульманское население не страдает от налогового бремени, за исключением лишь тех незаконных платежей, которые взимаются русскими чиновниками обманным путем в целях личного обогащения.

 

4. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА, РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПОЗИЦИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ В ОТНОШЕНИИ ЭТИХ СОБЫТИЙ

 

По озвученным причинам мусульманское население Туркестанского края не смогло рассматривать русское господство иначе, как ниспосланным наказанием Всевышнего Аллаха. Это зло могло пустить корни столь глубоко, что только чудо могло спасти Туркестан от него. Мусульмане, которые верили в окончательную победу истины над ложью, не уверовали в своих надеждах, что наступит конец тирании русских, угнетателей ислама. Достаточно испытавшие господство России в Средней Азии, будучи осведомленными о деяниях Англии в Индии, так и Франции в Триполи, весьма очевидно, на чьей стороне стоят симпатии мусульман Средней Азии.

Политическая ситуация была таковой, что народы Средней Азии не могли вмешаться активно в мировую войну, тем не менее, с началом ожесточенной борьбы у них были свои симпатии на стороне Германии и Турции, величайших представителей исламского мира. В этом отношении приказ о мобилизации 200 000 мусульман Средней Азии в 1916 году на тыловые работы потерпел неудачу, было много жертв со стороны русских, часть российских войск была снята с фронта.

Что касается позиции мусульман в отношении русской революции, то во всех проявлениях оно было консервативным и было нацелено на реализацию права народов на самоопределение. Мусульмане хорошо знали российское государство, чтобы довериться революционным лозунгам и, в случае реализации права на самоопределение отдельных национальностей, больше рассчитывали на помощь извне, а именно, из Германии и Турции, а не на русскую революцию с её порочными «товарищами». В ноябре 1917 года на чрезвычайном съезде [мусульман] Туркестанский край заявил о своей автономии.

Сие решение было расценено большевиками как контрреволюционное движение, и оно было ликвидировано превосходящими силами оружия, причем город Коканд был разрушен до основания, а население разграблено. Погибло более 5000 мусульман.

После сокрушения Туркестанской Автономии большевики в начале марта совершили нападение на Бухару, грабили приграничные населенные пункты, погибло 10 000 бухарцев. Эмир Бухары был вынужден признать власть большевиков в Средней Азии и допустить присутствие комиссаров-большевиков при своем дворе.

Первого мая сего года Советское правительство [в Туркестане] объявило себя неотъемлемой частью Российской Советской республики – это означало, что разбои, убийства, мародёрство и вымогательства, связанные со всеми видами реквизиции и конфликтами, не прекратятся в регионе.

Это был итог 50-летней цивилизационной деятельности России в Туркестанском крае.

 

5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГЛАЗАМИ МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУРКЕСТАНА, КИРГИЗИИ, БУХАРЫ И ХИВЫ.

 

Пятидесятилетнее русское правление привело мусульман к убеждению, что нельзя ожидать от России политического, экономического, культурного развития и далее связывать свою судьбу с русским народом. Связь с Россией означала бы не только политическую ошибку, но и, по канонам ислама, преступление перед будущим поколением. По этой причине следует полностью отказаться от восстановления с ней прежних политических связей. Если говорить о каких-либо отношениях между Средней Азией и Россией в будущем, то речь может идти только о полной независимости от нее, поскольку любые другие отношения будут связаны с материальными и морально-этическими ограничениями для мусульман. Если говорить о связях Средней Азии с Россией в будущем, полагаю, они должны быть в виде торгово-транзитного соглашения при полной политической независимости от российской территории, и последний упомянутый пункт не должен вызывать других толкований.

 

Отсюда возникает необходимость основать абсолютно независимое мусульманское государство в Средней Азии с собственным центральным управлением в г.Ташкенте. Бухара, Хива, а также Казахстан (Урал – Тургай – Акмолинск – Семипалатинск и Букеевская Орда в Астрахани), имеющие общие государственные интересы в Туркестане, должны войти в состав парламентского государства Средней Азии в качестве автономий. Все районы Средней Азии, являющиеся независимыми в административном отношении, должны образовать Конфедерацию отдельных автономных единиц по образу Германской империи, при этом роль Пруссии отводится Туркестану, который призовет все слои населения объединиться под скипетром одного из турецких принцев в качестве правителя Среднеазиатской Конфедерации.

 

При этом на правомочный вопрос: способны ли вообще народы Средней Азии к созданию такого независимого государства? – можно дать только утвердительный ответ. В пределах указанных границ число коренного населения Средней Азии в общей сложности составляет 14 миллионов душ, из которых только 80 000 русские, т.е. пришлые элементы. Все остальные народы принадлежат к турецкой языковой группе, поскольку говорят на этом языке и являются мусульманами. Столь однородное компактное население, подобно Ганноверу Германской империи, территорию которого населяет 3 миллиона человек, несомненно, имеет право на самостоятельное существование, может рассматриваться как абсолютно надежный источник сырьевой продукции и сильный государственный субъект. С точки зрения торговли, промышленности и сельского хозяйства население Туркестана, Бухары и Хивы стоит намного выше, чем русский крестьянин. Что касается киргиз и туркмен, то эти народы, по всей видимости, могут быть отличными воинами Среднеазиатской Конфедерации. Тем не менее, формирование такого федеративного государства не относится к легким задачам. Это выполнимо при прямом содействии Германии. По причине русского господства мусульмане Средней Азии восстановят новое государство на Востоке, которое связано с Германией посредством взаимных дружеских отношений и общих интересов. Последнее обстоятельство требует особого внимания. Такое среднеазиатское государство, прежде всего, нуждается в развитии своей промышленности и ей следует вступить в союз с Турцией, который будет иметь морально-психологическое значение. Поскольку экономическое и промышленное развитие Турции идет на спад, весьма вероятно, что эти отношения будут религиозно-просветительского характера. Реальные интересы страны всегда будут расположены в прямой зависимости от Германии. Обстоятельства, признанные во всех отношениях, оценены и определены нами как основа будущих взаимоотношений государств Средней Азии с Германией.

 

2/X-1918, Берлин, С-А.Лапин. 

(Перевод с немецкого языка)

 

Литература:

1. Politische Archiv des Auswärtigen Amts (PA AA), «Russland 97b –Zentralasien», R-11073, №А41407, копия, машинопись.