Просветительская деятельность в Казахстане в конце ХІХ - начало ХХ вв.
04.08.2020 3064


(продолжение)

В середине ХІХ века царизм вел просветительское дело в Казахстане в двух направлениях: религиозное и гражданское. Религиозное обучение проводили в школах, медресе учителя, муллы на основе арабского алфавита. Школы и медресе религиозной направленности занимали главное место в жизни казахского народа. Такие школы-медресе в Казахстан пришли из Средней Азии, в особенности из Бухары.

Школы – очаг начального образования. В школах обучались дети 8-17 лет. Их обучали татарскому и арабскому языкам, учили наизусть суры Корана, учили тюркоязычные поэтические произведения. Срок обучения зависел от уровня образования учащихся. В школах преподавали 1 либо 2 учителя.

Медресе – это школы среднего образования. В медресе обучались те, кто получили начальное образование в школах и пожелали далее усовершенствовать свое образование. Медресе располагались в больших уездных городах при мечетях.

С присоединением Казахстана к Российской империи во второй половине ХІХ века русская администрация стала вести борьбу против мусульманского просвещения. Ограничили работу школ-медресе, и стали открывать русские школы. С этой целью в 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии была открыта специальная семилетняя школа для обучения детей казахов по подготовке переводчиков, писарей для низших органов колониальной администрации. Изначально здесь преподавались религиозные предметы, а с 1859 года стали вести русскую историю, общую и русскую географию, математику, геометрию. Царское правительство разрешило детям казахских аристократов обучаться в кадетских корпусах Омска, Оренбурга. К примеру, в Сибирском кадетском корпусе прошли обучение многие известные ученые, просветители, путешественники. Среди них исследователь Сибири и Средней Азии Г.Н. Потанин, казахский ученый-просветитель Шокан Уалиханов, исследователи Западной Сибири историки Катанаев, Усов, революционер В.В. Куйбышев. Вместе с тем, Омский кадетский корпус закончили младший брат Шокана - Махмут, двоюродный брат Султан Газы Уалиханов и известный ученый, этнограф Есмурат Ибрагимов. Понимая пользу русско-казахского учения на примере первых представителей казахской интеллигенции Ш.Уалиханова и С.Бабажанова, многие казахи стали отдавать своих детей в учебные заведения Омска, Оренбурга и других российских городов. К примеру, сын Мусы Шорманова (старший султан Баянаула) Садуакас Шорманов в своем письме Потанину от 25 февраля 1887 года писал:

«Сегодня дети казахов стали обучаться в разных учебных заведениях. В гимназии обучаются 19 человек, в кадетском корпусе – 5, в учительской семинарии – 4, в техническом училище – 2 воспитанников. Всего в учебных заведениях Омска обучаются 30 детей казахов, один учится в Петербурге».

С 1846 по 1865 годы, то есть когда было разрешено учиться детям казахов, в кадетском корпусе обучались всего 13 детей казахов. Среди них, конечно же, был и знаменитый ученый Шокан Уалиханов. Позже в кадетских корпусах было разрешено обучаться лишь детям из зажиточных семей. Однако, с 1868 года детям казахов обучение в военных гимназиях полностью было запрещено. Первым учебным заведением для казахских детей Акмолинской и Семипалатинской областей, то есть областей Сибирских казахов, было Омское русско-киргизское (казахское) училище открытое в 1865 году. Училище было 5-классным, но при приеме неграмотных детей был открыт специальный подготовительный класс.

«Учеба начиналась 15 августа и заканчивалась 15 мая. В училище преподавались Закон Божий, русский язык, киргизский (казахский) язык, грамота, арифметика, начальная геометрия, история, правоведение, гигиена, музыка. Детям, успешно окончившим русско-казахское училище и получившим аттестат, разрешалось работать в государственных, социальных, правительственных и судебных органах».

В 1868 году в этом училище обучались всего 40 учеников. Из них 20 детей казахов, 20 русских детей.

В связи с административно-территориальной реформой возникла необходимость в грамотных чиновниках. В связи с этим в Акмолинской области увеличилось количество отдельных учебных заведений. Согласно закона, принятого в 1870 году «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», значительно возросло количество школ в Акмолинской области. Открылись учебные заведения среднего образования:

1) Учебные заведения начального образования, к которым относились: неполные гимназии, городские училища, приходские школы, русско-казахские и русско-туземские школы и училища, сельские школы;

2) Учебные заведения среднего образования: женские и мужские гимназии и реальные училища. К учебным заведениям среднего образования можно отнести и учительские семинарии, однако уровень образования в семинарии был низким;

3) Учебные заведения по подготовке специалистов: учительские семинарии, сельскохозяйственные и фельдшерские школы.

Согласно специального указа царского правительства об открытии городских школ от 31 мая 1872 года в городах Казахстана открылись городские школы. В городских училищах обучали ремесленным и торговым специальностям. В 1879 году в Акмолинской области для казахских детей открылись русско-казахские школы. Такие учебные заведения назывались школы-интернаты. В 1883 году такие школы открылись в уездном центре Акмолинске, в городах Атбасар, Кокшетау, Петропавловск. Волостные управители должны были обеспечить эти школы детьми, так как в такие учебные заведения никто не хотели добровольно отдавать своих детей. Для казахов такие закрытые учебные заведения были неудобными. Принимались и насильственные меры по отбиранию казахских детей в такие школы. Потому бывали и случаи когда богачи вместо своих детей отправляли в такие школы детей бедняков. В доказательство своих слов приведем такой факт. Друг Шокана Уалиханова Ядринцев об этом писал: «Недавно в некоторых школах и интернатах Киргизской степи вынуждаемые инородцы прибегли к покупке детей у бедняков и отдаче их в школы, которые кажутся им гибелью».

Ученики, успешно окончившие сельскохозяйственную школу, направлялись в гимназии, семинарии, фельдшерские школы Омска. В стенах сельскохозяйственного училища Омска обучались государственные, общественные деятели, ученые, деятели культуры С.Бижанулы, С.Казбекулы, Б.Айбасулы, М.Саматулы, А.Шорманулы, К.Кеменгерулы, Р.Толаспайулы, С.Садуакасулы и другие. К примеру, в 1889 году трое отличников Кокчетавской сельскохозяйственной школы получили направления в Омск. Один из них поступил в гимназию, второй в фельдшерскую школу, третий в ветеринарную школу.

Следующее учебное заведение в Акмолинской области где обучались казахские дети – Омское техническое училище. В училище учащиеся получали профессионально-техническое образование. Казахскую молодежь, обучавшуюся в Омском техническом училище, можно пересчитать по пальцам.

Еще один вопрос состоял в финансировании. За обучение учащимся нужно было платить 200 рублей в год. А многие казахские дети, обучавшиеся в училищах, учились благодаря стипендии. Срок обучения в Омском техническом училище составлял 4 года. Согласно Правилам от 1872 года в 1-й класс принимались ученики, окончившие полную программу уездных или городских училищ. В училище преподавали Закон Божий, русский язык, геометрию, физику, технологию, геометрическое черчение, алгебру, тригонометрию и другие предметы. В Омском техническом училище учились представители казахской молодежи, впоследствии ставшие казахской интеллигенцией. Это Алихан Букейханов (Каркаралинский уезд), Жусуп Сатыбалдин (Акмолинский уезд), Мамбетали Сердалин (Кокшетауский уезд), Нуртай Нурышов (Семипалатинский уезд), Илияс Итжанов (Акмолинский уезд).

В Омском техническом училище учились 12 казахских детей.

Также казахам разрешалось обучаться и в российских гимназиях. Гимназия – учебное заведение среднего образования. Гимназии располагались только в городах и считались элитной школой, в то время как большинство казахов проживало в отдаленных аулах либо в смешанных сельских местностях.

После полного присоединения Казахстана в состав Российской империи царскому правительству были нужны образованные чиновники из местных жителей. И для подготовки таких чиновников они хотели показать казахам преимущества светского образования. Хоть гимназия и была государственным учебным заведением, однако оплата там была высокая. Обучение в гимназии могли позволить себе лишь дети богачей. Казахи Акмолинской и Семипалатинской областей обучались в Омской гимназии. Статус гимназического образования в будущем казахам давал направление для поступления в российские высшие учебные заведения. Срок обучения в гимназии было 4-6-8 лет. А для казахов, плохо владеющих русским языком, обучение длилось 9 лет. Согласно учебной программе, в гимназии преподавали Закон Божий, русский язык, арифметику, чистописание, географию, алгебру, геометрию, физику, историю, педагогику, латинский язык, греческий язык, немецкий язык, французский язык, логику, гимнастику. В гимназии особенно большое внимание уделялось гуманитарным предметам. Немецкий и французский языки были на выбор. Царский указ от 11 апреля 1887 года освобождал казахов, обучавшихся в гимназии, от изучения греческого языка. Но так как греческий язык был включен в программы высших учебных заведений, то казахские дети продолжали изучать этот язык. Обучение в гимназии велось только на русском языке. В гимназиях Омска и Оренбурга образование получили А.Турлыбаев, А.Темиров, Б.Х.Ниязов, Б.Каратаев, Ж.Акпаев, А.Сейдалин, И.Валиханов, М.Шокай и другие. В будущем они продолжили свое образование в высших учебных заведениях России. Можно сказать, что они и другие гимназисты стали основой становления казахского студенчества. Один из них – выходец из Кокшетауского региона Айдархан Турлыбаев окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

На территории Казахстана открылись церковно-приходские школы. К примеру, в 1886 году в Акмолинской области было 7 приходских школ, в них обучались 588 учеников. Эти школы преследовали миссионерскую цель.

На 1 января 1898 года в Акмолинской области было «3 городских училища (количество учеников 735) – в Петропавловске 5-классное, в Акмолинске и Кокшетау – 3-х классные; в Омске 1 уездное училище, 12 приходских училищ (количество учеников 1 464), а также Акмолинское мужское училище, Акмолинское женское училище, Атбасарское, Петропавловское и Кокшетауское училища, 1 начальное училище народного образования с количеством учеников 83 человека, 3 отдельных школ, 2 вечерние школы с 97-ю учениками, открытое в 1872 году Омская учительская семинария, несколько казахских интернатов и сельскохозяйственных школ, военные училища».

Петропавловское 3-х классное училище в 1882 году по прошению Петропавловской Городской Думы было преобразовано в 5-и классное.

В целом, в 1898 году в Акмолинской области было всего 160 учебных заведений среднего образования (из них 22 в ведении Министерства народного просвещения), в них обучались 7 381 учеников, из них 2 282 ученика учились в школах Министерства народного просвещения. На 75 тыс жителей приходилось 28 городских школ, а на 603 888 жителей приходилось 132 сельских школ. В целом если в области проживало 678 957 человек, то в 1 школе обучалось 243 человека, то есть из 99 человек учился лишь 1, что составляет лишь 1% населения. Из 61 106 детей школьного возраста, проживавших в области, в школе обучались лишь 12%.

Система образования в Казахстане была тесно связана с социально-экономической ситуацией в Российской империи начала ХХ века. В 1906 году царское правительство приняло Закон «О развитии народного образования» для инородцев. По закону предполагалось увеличение русско-казахских школ на территории Казахстана.

Также в Казахстане стали создаваться школы различных форм. К примеру, в Акмолинской области были созданы школы-интернаты и начальные сельскохозяйственные школы. В связи с этим А.Алекторов главными целями и задачами системы народного образования в Казахстане указывал: «Школа в казахской степи вместе со своей задачей обучения, играла и политическую роль; она связывает казахский народ с коренным русским народом, впитывая в казахов государственный язык. Она знакомит их с традициями и взглядами русского народа, хоть и медленно, но системно вводит казахов в русское пространство, при этом сопротивляясь канонам мусульманства, ослабляет мусульманский фанатизм, пришедший из Бухары и других регионов, где процветает исламская религия».

Придерживаясь политики русификации, царское правительство было заинтересовано в открытии аульных школ в отдаленных казахских аулах. Согласно Правил для сельских русско-казахских школ Акмолинской и Семипалатинской областей Министерства народного просвещения:

1) аульные школы должны быть составной частью волостных либо русско-казахских школ;

2) аульные школы должны максимально соответствовать укладу жизни казахского народа, то есть школьное оборудование должно быть удобным для кочевания;

3) обучение проходило с октября по апрель, а с апреля по сентябрь были каникулярные месяцы;

4) учебный курс и программа учебных предметов должна совпадать с 1 классной школьной программой.