Как кипчакское войско отстояло независимость Грузии
31.07.2020 6458

Больше девяти сотен лет назад, в 1118 году, двести тысяч степняков-кипчаков, а это приблизительно сорок тысяч семей, прибыли в земли современной Грузии, переправившись через неприступные горы Северного Кавказа. Это значимое событие для Грузии связывают с именем нашего предка, кипчакского хана Артыка. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о выдающемся политике и полководце, чье имя больше известно за границей, нежели в Казахстане


XI век. В самом центре евразийского материка, на территории современного Казахстана, сформировалось мощное государство – Кипчакское ханство. Оно объединило в себе многие воинственные племена кочевников, которые начали активную экспансию на юг и запад, оттеснив огузов в сторону Средней Азии и степи Северного Причерноморья. Победоносное шествие непобедимых орд приводило в ужас города и страны. Слава о непревзойденных кипчакских воинах, которые покорили огромную территорию от Алтайских гор на востоке до Карпатских гор на западе и от реки Талас на юге до лесов Западной Сибири на севере, распространилась по всей Европе и на Ближнем Востоке.

Считается, что первые кочевые племена кипчаков перешли Волгу примерно в конце Х - начале ХІ вв. Добравшись в 1054-1055 гг. до южных границ Киевской Руси (граница проходила чуть южнее Киева), кипчаки сформировали западные границы Дешт-и-Кипчака. Кипчаки жили на этой территории примерно два столетия, продолжив экспансию до границ Византийской империи, фактически дойдя до границ современной Турции и Константинополя.

С одной стороны, могущество Кипчакского ханства позволяло им продолжать военные действия на всей территории Евразии, но одновременно с этим шел процесс дробления государства, его распада. Дело в том, что в каждой части Дешт-и-Кипчака были правители, которые все сильнее утверждали свою власть в отведенной им части степи. Эти локальные правители образовывали свои династии. Одну из сильнейших династий, известную вплоть до монгольского нашествия, основал хан Осень (в иных источниках - Асень), принимавший участие в русско-кипчакских войнах. Именно к этой династии относится отец хана Артыка могущественный Сары-хан (в иных источниках - Шарукан).

Кипчакские племена играли активную политическую роль во всей Восточной Европе и представляли значительную военную силу. Основное противодействие степнякам в регионе оказала Киевская Русь. Впрочем, у кипчаков были неоднозначные отношения с древнерусскими княжествами. Первое время они совершали набеги, потом длительное время завязывались культурные связи, часто они участвовали в гражданских войнах, в междоусобицах князей в зависимости от того, какую сторону выбирали их родственники, ведь древнерусские князья часто женились на половчанках, а половецкие ханы - на княжнах. Между тем, были и периоды войн между государствами. Когда воссевший на престол князь Владимир Мономах смог объединить разрозненные княжества борьба между двумя государствами обострилась и стала еще кровопролитнее.

В 1103 году Владимир Мономах во главе войска русских княжеств начал наступательные походы против кипчаков. Сыновьям Сары-хана Сарыжану и Артыку пришлось отступить. Походы против кипчаков продолжились и в 1111 году. Артык хан и его войско отступили в степи Северного Кавказа с территории современного Донецка и Харькова. В этот период и начинается история кипчаков в Северном Кавказе и Причерноморье.

В 1117 году войско Артык хана сумело захватить территорию северокавказских степей и, в частности, город Белая Вежа («Ак орда»), в строительстве которого участвовали еще правители Хазарского каганата. Некогда город был ставкой хазарских каганов. С 1117 года он вместе со своим братом Сарыжаном безраздельно управлял данной территорией.

В то время Грузия представляла из себя слабое государство, оказавшееся под угрозой исчезновения. Между разрозненными княжествами не было единства, а пришедшие с юга племена сельджуков захватили значительные грузинские территории. В это непростое время на грузинский трон взошел юный царь по имени Давид. В 1089 году ему было всего шестнадцать. Это потом его назовут Давидом Строителем, созидателем и строителем Грузинского царства и причислят к лику святых, а пока юный монарх оказался в сложной ситуации.

Юный Давид получил в свое правление разрозненное и разграбленное государство, которому со всех сторон угрожали враги. И тогда он принимает единственно верное решение – найти мощного и сильного союзника, который защитит его государство. Выбор был очевиден – кипчаки. Они имели сильное войско. Именно к кипчакскому хану Артыку отправил своих послов Давид. Однако, чтобы не получить отказа, грузинский царь решает пойти на политическую хитрость и сначала сватается к дочери Артык хана, ведь кровное родство с ханской династией позволяло рассчитывать на политический союз и военную поддержку кипчаков. Хан Артык принимает предложение грузинского царя Давида и выдает дочь Гурандухт замуж за него.

Брак был заключен и уже в 1118 году Давид снова отправился к хану Артыку с просьбой помочь защитить Грузию от агрессии сельджуков и персов. Сельджуки, представлявшие основную угрозу грузинской государственности, были одним из огузских племен, а потому были очень близки к кипчакам, ведь так же, как и кипчаки вышли из степей, говорили на одном наречии и имели общие корни. Более того, именно под давлением кипчаков, уступая им в силе, сельджуки были вынуждены покинуть родную степь.

Давид знал, что кипчаки были очень хорошими воинами. Он знал это и хотел переселить их в Грузию, чтобы раз и навсегда исключить сельджукскую угрозу. Ради этого он даже послал своего воспитателя и друга Святого Георгия Чкондидели в Осетию, чтобы уладить конфликт между осетинами и кипчаками. Так, в 1118 году произошло одно из самых значимых событий в истории грузинского государства. По приглашению царя Давида IV Строителя кипчакский хан Артык с подвластным ему народом, преодолев неприступные горные вершины, прибыл в Грузию. Очевидно, это было невероятное зрелище, ведь из степи в Кавказ тогда перекочевало сорок тысяч семей, а это ни много, ни мало около 200 тысяч человек.

Высокогорные равнины и альпийские луга с мягким климатом и обилием рек оказались идеальными пастбищами для многочисленных табунов коней и отар овец новых обитателей этой земли. Кипчаки легко адаптировались к жизни на новом месте, а грузины во главе с царем Давидом приняли их очень радушно. Царь Давид выделил пришельцам самые лучшие пастбища в землях современной Грузии, Азербайджана и Армении, и высокие посты в управлении государством, даже разрешил выдавать замуж за кипчакских джигитов грузинских девушек.

Главной миссией прибывших в Грузию кипчаков было обеспечение ее безопасности и укрепление государственности. Таким образом, двухсоттысячное население кочевников стало основой для формирования мощной, профессиональной, регулярной армии, на которую грузинский царь Давид возлагал большие надежды, ведь до прихода кипчаков у царя Давида было всего лишь 10-15 тысяч воинов.

Из числа прибывших двух сотен тысяч человек была сформирована сорокатысячная армия в дополнение к той, которая уже была у Давида. Эта армия играла очень большую роль при формировании государственности Грузии. При нем была его личная гвардия под названием «монаспа» в пять тысяч человек, посредством которой были собраны все разрозненные феодальные княжества на территории Грузии.

По сути, один из самых почитаемых и уважаемых в Грузии царей Давид Агмашенебели смог объединить и управлять государством только при помощи мечей кипчакских воинов. Появление такой внушительной силы внутри небольшой страны с малочисленным населением не могло не сказаться на внутренних социально-экономических отношениях. Естественно для того, чтобы содержать войско нужно финансирование. Давидом был введен новый вид налогов, т.н. «налог для кипчаков». На эти деньги и содержалось войско: обмундирование, дары. Но при этом у грузин были и свои условия: чтобы подняться по иерархической лестнице в армии кипчакам нужно было принять православие.

Дата 12 августа 1121 года имеет историческое значение для всей Грузии и целого Кавказа. Именно в этот день случилась решающая битва на Дидгорском поле между армией Давида IV и сельджукским войском, в котором захватчики потерпели сокрушительное поражение. Битва против превосходящей числом армии врага произошла в окрестностях Дидгори, в теснинах которого враг не мог использовать численное преимущество. Лишь незначительная часть огромного сельджукского войска избежала истребления. Успех армии Давида IV мог состоять в следующем: более 45 тысяч воинов из 60 тысяч состояло из отборнейшей кипчакской конницы его тестя хана Артыка. Для сельджуков это было большим сюрпризом, потому что кипчаки не хуже сельджуков владели ратным делом и были горазды до разных военных хитростей.

В Грузии день победы царя Давида над сельджуками является национальным праздником. Трудно говорить в рамках альтернативной истории, но вполне возможно, что именно помощь хана Артыка помогла грузинскому народу выжить и сохранить те границы, в которых она находится до сих пор.

Таким образом, Дидгорская битва стала точкой отсчета возрождения грузинского государства. При поддержке кипчаков Давид еще больше укрепился, вернул Тбилиси и другие города, а Артык хан и его войско пользовалось заслуженным уважением и почетом. Однако в 1125 году после смерти киевского князя Владимира Мономаха брат Сарыжан позвал Артыка обратно в степь.

На тот момент хан Артык уже семь лет прожил в Грузии. После оглушительной победы и почета, которого он и его армия удостоилась в Грузии, он слабо верил в необходимость возвращения. Его брат Сарыжан послал за братом своего кюйши Орева (Өр). Акына приняли с почетом, а тот, исполняя просьбу своего господина, начал играть Артыку песни на родном языке. Долго исполнял песни Орев, вызывая в душе Артыка ностальгию по родине, но Артык колебался. Тогда Орев, по научению своего хана Сарыжана, вытащил из-за пазухи полынь (жусан), запах которого пронесся по помещению. Почувствовав запах полыни, запах родины, Артык не сдержался. Он вернулся в степь.

Пробыв вдали от Родины семь лет, Артык хан вернулся в родную степь. За эти семь лет он, отважный воин, мудрый правитель и верный друг, прошел великий путь, оставив большой след в жизни своего народа и всего Кавказа.