Разия ад-Дин. Кипчакская правительница Дели. Часть 1
Она управляла государством четыре года и была известна как первая женщина-мусульманка, взявшая бразды правление султанатом, занимавшим северные территории Индийского полуострова. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет историю женщины кипчакского происхождения, на чью долю выпала ноша нести бразды правления единственной в мире индо-исламской империей
Имя Разии также транслитерируется как «Raḍiyya» или «Raziyya». Ее титул «султан» в некоторых современных источниках звучит как «султана», что является в корне неправильным утверждением, поскольку титул «султана» применяется по отношению к супруге султана, но не к правительнице. В разных источниках имя Разии султан звучит по-разному. К примеру, собственные подданные называли ее «Султан Джалалат аль-Дунья валь-Дин» или «аль-Султан аль-Муаззам Разия аль-Дин бин аль-Султан», в то время как надписи на санскрите именуют ее «Джалаладина», а в записях персидского историка XIII века Джузджани ее имя звучит как «Султан Разия аль-Дунья валь Дин бин аль-Султан».
Разия родилась в семье делийского султана Шамуддина Илтутмиша, раба тюркского (мамлюкского) происхождения, который был в услужении у Кутб аль-Дин Айбака. Матерью Разии была дочь Кутб аль-Дин Айбака Туркан хатун, старшая жена Илтутмиша. Разия была старшей дочерью Илтутмиша и, вероятно, его первенцем.
Считается, что изначально Илтутмиш готовил своим преемником своего старшего сына Насируддина Махмуда, но планы спутала его неожиданная гибель в 1229 году. Если верить записям Джузджани, то Илтутмиш считал, что излишне праздная жизнь остальных его сыновей станет слишком серьезным препятствием для их успешного царствия. Отправляясь в поход на Гвалиор в 1231 году, Илтутмиш оставил свою дочь во главе Делийской администрации. Разия так хорошо исполняла свои обязанности, что, вернувшись в Дели, Илтутмиш решил назначить ее своей преемницей. Илтутмиш приказал Таджул Мульк Махмуд Дабиру подготовить указ о назначении Разии наследником престола. Его вельможи усомнились в этом решении на том основании, что у него остались в живых сыновья, но Илтутмиш ответил, что ценит способности Разии выше способностей своих сыновей.
Однако после смерти Илтутмиша дворяне единогласно назначили новым царем его сына Рукнуддина Фируза. Некоторые историки считают, что в последние годы жизни Илтутмиш якобы все же согласился назначить преемником сына, а не дочь. Обычно они ссылаются на то, что после тяжелой болезни Илтутмиш отозвал Рукнуддина из Лахора к себе, в Дели, а также на то, что легенда о назначении Разии престолонаследником не более, чем ложь, распространенная сторонниками правительницы после ее восшествия на престол.
Рукнуддин, к слову, не проявил способностей к правлению и оставил управление страной своей матери Шах Туркан. С ее согласия был казнен один из сыновей Илтутмиша Кутубуддин, снискавший любовь и уважение подданных. Это в сочетании со своеволием Шах Туркан привело к мятежу, к которому присоединился визирь Низам уль Мульк Джунаиди. Ситуация усугубилась еще сильнее, когда близкие к Рукнуддину офицеры тюркского происхождения начали чистку своих рядов, ликвидируя офицеров-нетюрков. Это вылилось в убийство нескольких важных военачальников, в т.ч. сыновей Таджул Мульк Махмуд Дабира, который составил указ о провозглашении Разии наследником престола. Пока Рукнуддин шел с войском на город Гхурам, чтобы сразиться с мятежниками, Шах Туркан планировала казнить Разию в Дели. Во время Джума-намаза Разия выступила с речью к подданным, тем самым спровоцировав широкие слои населения против правления Шах Туркан. Разъяренная толпа напала на королевский дворец и задержала Шах Туркан. Несколько членов дворянства и основное войско государства присягнули на верность Разии, чем сделали ее первой мусульманской правительницей в Южной Азии. Рукнуддин вернулся в Дели, но Разия послала отряд для его ареста. Он был заключен в тюрьму и, вероятно, казнен 19 ноября 1236 года, правя менее 7 месяцев.
Восхождение Разии на престол Делийского султаната стало уникальным событием того времени не только потому, что она была женщиной, но и потому, что движущей силой ее назначения стала не поддержка дворянства, а поддержка народа. В работе индийского историка Халик Ахмеда Низави «The Early Turkish Sultans of Delhi» (1992) приводится летопись XIV века «Futuh-us-Salatin», в которой сказано, что Разия попросила народ свергнуть ее правление, если она не сумеет оправдать их ожиданий.
Разия взошла на трон при поддержке широкой общественности Дели, а не могущественных губернаторов провинций тюркского происхождения. Во многом из-за этого с самого начала своего правления она столкнулась с жесткой оппозицией с их стороны. Разия попыталась компенсировать власть тюркской знати созданием класса знати нетюркского происхождения, что еще сильнее усилило дальнейшее противодействие со стороны оппозиции.
Низам уль Мульк Мухаммад Джунаиди, военачальник нетюркского происхождения, занимавший пост визиря со времен правления Илтутмиша, отказался присягнуть ей на верность. К нему присоединились четыре тюркских дворянина, которые также восставали против предшественника Разии Рукнуддина. Среди них были Малик Иззуддин Мухаммад Салари из Бадаюна, Малик Иззуддин Кабир Хан Аяз из Мултана, Малик Сайфуддин Кучи из Ханси и Малик Алауддин Джани из Лахора. Эти вельможи выступили против Разии с разных сторон, что вынудило ее обратиться за помощью к Малику Нусратуддину Таиси, которого она назначила правителем Ауда. Однако вскоре после переправы через Ганг по пути в Дели Таиси был захвачен войсками Малик Сайфуддин Кучи и умер в плену.
Вслед за этим Разия вывела армию из укрепленного города Дели, чтобы сразиться с мятежниками, и разбила лагерь на берегу реки Джамна. После нескольких нерешительных стычек лидеры повстанцев Мухаммед Салари и Иззуддин Кабир Хан Аяз решили присоединиться к Разии и тайно встретились с ней. На этой встрече они спланировали арест других лидеров повстанцев, включая Джунаиди. Однако Джунаиди и другие лидеры повстанцев узнали об этом плане и бежали, преследуемые войсками Разии. Сайфуддин Кучи и его брат Фахруддин были схвачены, заключены в тюрьму, а затем казнены. Джунаиди бежал в горы Сирмур и там умер. Алауддин Джани был убит в деревне Накаван, а его голова позже была доставлена в Дели.