Эвакуация в Казахстан в годы Великой Отечественной войны
09.05.2020 8012
Архив Президента хранит значительный пласт документов периода Великой Отечественной войны, в том числе материалы по эвакуации, размещению, трудоустройству и условиях жизни эвакуированного населения

На эту тему подготовлены и изданы несколько сборников документов, введены в научный оборот документы, ранее не доступные исследователям, опубликованы статьи в казахстанских и зарубежных газетах и журналах.

Проведенная в СССР в годы войны массовая эвакуация населения была беспрецедентной в истории стран и народов как по своим масштабам и срокам, так и по условиям, в которых она проводилась.

Сразу после начала войны с захватом значительной части европейской территории фашисткой Германией, ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества».

 

Читайте также: Эвакуация советского населения в Казахстан

 

20 июля 1941 г. Совет Народных Комисаров и ЦК КП (б) Казахстана приняли специальное постановление «Об организации приема и размещения прибывающего в КазССР эвакуированного населения». На местах, при исполкомах Советов, создавались соответствующие отделы. На территории Казахской ССР было создано 12 эвакуационных пунктов с аппаратом в 323 человека. Первыми из прифронтовых районов отправлялись эшелоны с детьми.

Особым интересом исследователей пользуются архивные документы об ученых, эвакуированных в Казахстан. С целью создания благоприятных условий для работающих академиков в условиях глубокого тыла на республиканском уровне принимались соответствующие постановления и распоряжения.

 

 

2 августа 1941 г. бюро ЦК КП(б) Казахстана приняло постановление под грифом секретности «О размещении и снабжении академиков, членов их семей и детей научных работников Академии Наук СССР, эвакуированных в КазССР», согласно которому планировалось разместить на курорте «Боровое» до восьмисот академиков, научных работников Академии Наук СССР и членов их семей. Для интенсивного проведения размещения строго регламентировалось распределение обязанностей между представителями местных органов государственной власти. В частности, Наркомздрав КазССР в лице С.А. Чеснокова, директора курорта «Боровое» З.Е. Орловой, руководителя Акмолинского обкома КП (б) Казахстана А.Т. Купаева и секретаря Щучинского райкома КП (б) Казахстана Мартынова обязывали под личную ответственность обеспечить лучшие условия для размещения в «Боровом» ученых и членов семей. При этом, секретарю Акмолинского обкома КП (б) Казахстана А.Т. Купаеву вменялось систематически лично посещать «Боровое» с целью оказания помощи эвакуированным.

В данный период реализовывалось предложение зампредседателя СНК КазССР П.Г. Орехова, согласно которому всех детей эвакуированных научных работников зачисляли на обслуживание детским санаториям в «Боровом». Наркомторгу КазССР поручалось обеспечить бесперебойное снабжение курорта продовольственными и промышленными товарами. При этом, возлагалась личная ответственность на наркома торговли КазССР В.А. Белого за состояние снабжения эвакуированных в санатории. Секретарь ЦК КП (б) Казахстана Ж. Шаяхметов, П.Г. Орехов и В.А. Белый получили распоряжение о составлении расширенного ассортимента и норм снабжения для контингента с повышением соответствующих норм для академиков. Руководителю Наркомпрос КазССР Тажибаеву с первого сентября поручалось сформировать в «Боровом» специальную школу для обучения всех детей эвакуированных научных работников Академии Наук СССР.

В 1941–1943 гг. в республике работал ряд эвакуированных научных учреждений. В первую очередь это касается нескольких институтов Академии наук СССР – институт истории, институт философии, институт физики и астрономии, институт экономики, институт географии, институт физиологии. В Архиве отложились постановления, списки эвакуированных научных, учебных учреждений, институтов Академии наук, информации об условиях работы, размещении сотрудников, автографы академиков.

 

 

Кроме того, страна оказалась убежищем для множества эвакуированных писателей, деятелей искусства, ученых, академиков, режиссеров, артистов, была сосредоточена целая писательская армия: Алексей Толстой, Константин Паустовский, Михаил Зощенко, Константин Симонов, Самуил Маршак, Сергей Михалков. К примеру, в Казахстане А. Толстой работал над трилогией «Иван Грозный», Михаил Зощенко написал повесть «Перед восходом солнца».

На время войны Алма-Ата превратилась в кинематографическую столицу. В 1941 г. Алматинская киностудия пережила слияние с эвакуированными «Мосфильмом» и «Ленфильмом» и стала Центральной объединенной киностудией художественных фильмов – ЦОКС, в которой снимались четыре из пяти фильмов страны под руководством московских знаменитостей Григория Рошаля, Михаила Ромма, Сергея Эйзенштейна. Часто армейские корреспонденты привозили материалы с фронта, по которым и писались сценарии фильмов.

В Архиве Президента РК отложились документы о прибытии в Казахстан 60 детских домов с контингентом 7827 детей. Большинство прибывших эвакуированных детей размещались в порядке уплотнения существующих детдомов, а также открытых вновь.

Вместе с эвакуацией из прифронтовой полосы населения проводилась огромная работа по вывозу материальных ценностей. Казахстан оказался одним из главных районов, где было решено разместить десятки перебазированных предприятий. Наличие в республике, созданной в годы довоенных пятилеток, многоотраслевой промышленности, разветвленной сети железных дорог, достаточно мощной топливно-энергетической и сырьевой базы, значительного фонда производственных и жилых помещений, и отдаленность Казахстана от фронта – все это позволило эвакуированным предприятиям без длительной подготовки развернуть на новом месте производство продукции для фронта. Были перебазированы предприятия Народного комиссариата легкой промышленности СССР, Народного комиссариата путей сообщения СССР, Народного комиссариата местной промышленности СССР, Народного комиссариата пищевой промышленности СССР, Народного комиссариата текстильной промышленности СССР, Народного комиссариата цветной металлургии СССР и других из Украинской ССР, Белорусской ССР, Ленинграда и Москвы, в количестве более 130.

Предприятия необходимо было не только перевезти, но восстановить и запустить в эксплуатацию. Многие эвакуируемые предприятия вливались в родственные. Некоторые производственные площади строили заново. Были созданы особые строительно-монтажные части, отличающиеся мобильностью. Большинство предприятий вступали в строй через 1,5–2 месяца после прибытия в Казахстан. Основными районами размещения перебазированных заводов и фабрик стали гг. Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск.

 

 

Таким образом, предприятия и работники располагались в тех населенных пунктах, в которых функционировала предназначенная для обеспечения нужд определенного количества населения инфраструктура.

В связи с перебазированием предприятий и расширением части существующих, промышленность Казахстана за годы войны получила мощный импульс к развитию, возникли новые отрасли производства, произошли существенные изменения в размещении промышленности, сформировались новые грузопотоки. По-иному стали формироваться экономические связи, потребовались во все возрастающих размерах новые виды сырья, новые полуфабрикаты.

В годы войны большую роль в снабжении армии и населения продовольствием сыграло сельское хозяйство Казахстана. В 1941–1942 гг. республика разместила 1,2 млн голов скота, эвакуированного из оккупированных районов, начиная с 1943 г. стала возвращать скот в освобожденные районы.

С первых дней войны в Казахстан стали приходить санитарные поезда и начали размещаться эвакогоспитали. Всего через города и села Казахстана прошло 155 эвакогоспиталей. При этом 27% прибывавших в отведенных им населенных пунктах республики не развертывались и перемещались в другие республики. Наибольшее количество действовавших в республике госпиталей приходится на март 1942 г. Их насчитывалось тогда 78, но сведениями о размещении и емкости мы располагаем только о 56, которые имели 23 675 коек Из общего количества эвакогоспиталей, хотя бы временно размещавшихся в Казахстане, 44,5% приходилось на местные и 55,5% – на прибывшие в порядке эвакуации.

Перелом в ходе войны, а также перемещение большинства эвакогоспиталей ближе к линии фронта обусловили постепенное сокращение госпиталей на востоке страны. На начало 1943 г. в республике было 30 госпиталей на 30 250 коек, 1944 – 19 на 10 000 коек, 1945 – 4 на 2400 коек. Всего в госпиталях лечились 184 309 раненых и больных защитников Отечества, возвращено в строй от 60 до 70% поступивших на лечение.

Архивные документы свидетельствуют о повседневной огромной работе всех органов государственного управления, оперативно обеспечивавших функционирование и развитие эвакуированных объектов.

Таким образом, тема эвакуации в Великой отечественной войне является достаточно обширной и нуждается в дальнейших исследованиях. Привлечение архивных материалов по данной проблеме позволяет проследить этот процесс во всей полноте.

Раушан МИРЗАКУЛОВА,

главный эксперт Управления научной публикации документов Архива Президента Республики Казахстан