«Анет баба из аргынов — старейшина народа, Ученый муж и жизнью умудренный, Справедливый би Среднего жуза, Достигший девяностолетнего возраста»
Из этого небольшого отрывка из знаменитого произведения казахского поэта и философа Шакарима Кудайбердыулы кратко, но очень ёмко раскрывают роль Анет баба в истории казахского народа. Он был образованным муллой и пользовался большим народным уважением. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о без преувеличения великом казахском государственном деятеле, правоведе и бии, который приложил руку к созданию свода законов «Жеті жарғы»
Он обладал настолько широким авторитетом в народе, что к нему даже в 95-летнем возрасте стекались казахи Среднего жуза, искавшие справедливости и мудрого совета. Однако большинство узнали о нем намного позже, спустя около 250 лет после его гибели, благодаря эпосу Шакарима Кудайбердыулы «Қалқаман-Мамыр». В произведении Ш. Кудайбердыулы довольно ярко говорится об авторитете, о справедливости Анет баба, а в «Тобықты шежіресі» рассказывается об оставленном им потомстве.
Должно быть об Анет баба в свое время немало писали и говорили. Нельзя сказать, что и позже было немало тех, кто писал о тревожных мыслях мудреца, о его указах и решениях, о его жизни и трудах. Но в советское время большинство этих рукописей было уничтожено теми, кто, прикрываясь революцией, уничтожал баев, конфисковал их богатство, морил голодом простых людей. В этой «чистке» навсегда канули в Лету уникальные труды интеллектуальной элиты народа, в т.ч. и Анет баба Кишикулы.
Тем не менее, Анет баба вел беседы с Толе би, Казыбек би и Айтеке би, которые оставили рукописи о его хваткости, о сметливости, красноречии и справедливости мудреца. О некоторых событиях его жизни мы узнали благодаря многочисленным писателям, литераторам, ученым и исследователям. На их основе можно сделать выводы о его роли в истории казахского народа.
Существует легенда, что совсем еще юный Анет как-то сказал отцу: «Отец, мир настолько сокровенная тайна, насколько нараспашку открытая дверь!», на что отец с изумлением спросил почему он этим заинтересовался. Анет ответил: «За ночью следует рассвет, восходит солнце. Прохладу ночи сменяют лучи солнца. Вскоре солнце снова садится и наступает ночь. Лето побеждает зиму. Зима вытесняет лето. Между ними есть весна и осень. Сменяя друг друга и движется время. Чудо! Как это? Объясните». Отец хоть и был доволен размышлениями сына, но понимал, что ответить на него нелегко: «Сын мой, это сокровенная тайна и решить ее может лишь тот, кто образован. Если будешь учиться, то со временем и сам сможешь найти ответы на эти вопросы». Анет лишь спросил: «В таком случае мне, наверное, нужно пойти учиться?..».
Сообразительный мальчик, родившийся у подножья Шынгыстау в 1626 году, рано освоил грамоту, а после отправился учиться в медресе Шарипгадил в Бухаре. Там он познакомился с мусульманским шариатом, с трудами ученых философов того времени (Сократ, Платон, Аристотель, Абу Наср аль-Фараби, Жусип Баласагун, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмет Яссауи и других), полностью освоил суть семнадцати дисциплин и стал разносторонне образованным учеником.
После медресе он часто думал о будущем своего народа и тяжело трудился во имя его развития, который к тому моменту уже обрел религиозную грамотность, сформировал философскую позицию, а народ стал рождать ученые умы. Он много лет был советником при Жангир хане (1645-1680), Тауке хане (1680-1718), Батыр хане и Болат хане. Даже при правлении Аз-Тауке он был главным визирем и в государственных делах имел столько же власти, сколько батыры и бии, а также одним из первых стал помогать простому люду. Будучи визирем он особое внимание уделял развитию образования среди служащих орды, султанов и биев всех трех жузов, их политической грамотности и культуры. Помимо этого, из-за международной обстановки того времени он также немало времени уделял подготовке справедливых и искусных послов и биев, которые были нужны для решения народных и земельных споров, решения распрей касательно барымты и свадеб. Возможно, именно он с разрешения Тауке хана ввел понятие «Совет биев», в которых создал четкую градацию биев: «ата би», «төбе би», «төте би», «бала би», «жеке би» и «қатар би». Должно быть, визирь в этой градации был «ата бием», Толе из Старшего жуза – «төбе би», Казыбек из Среднего жуза - «төте би», Айтеке из Младшего жуза - «бала би», а остальные делились на «қатар би» или же «жеке би».
Оказавшись у власти, Анет баба понял, что направленный на сохранение и усиление государственности свод законов «Светлый путь Касым хана» и вышедший вслед за ним «Исконный путь Есим хана» больше не соответствуют современному устройству государственного управления. Он принялся за написание нового свода правил для управления государством: написанные им принципы и правила, законы и его статьи были направлены для поиска справедливого пути улучшения как внутренних, так и внешних взаимосвязей в государстве. Благодаря неимоверным усилиям Аз-Тауке, Анет би, главных биев трех жузов, Сокыр Абыза и Кожаберген жырау свет увидел свод законов «Жеті жарғы». Существуют факты, что для формирования такого документа, в некоторых источниках значившийся как «Жеті жарғы Аз-Тауке», были использованы своды законов других тюркских и арабских стран. Свою роль в его подготовке сыграли Кудайназар, Болпыш, Жылкелды, Майлы и ряд других лидеров народа и литераторов. Позже этот документ был взят за основу при написании устава правительства первой казахской автономии «Алашорда», руководителем которой был Алихан Букейханов.
Анет Кишикулы происходил из ру Тобыкты племени Аргын Среднего жуза. Считается предком великого Абая в шестом поколении. Несмотря на то, что рожден он был на территории Сарыарки, имя его было известно далеко за его пределами благодаря природной мудрости и справедливости вынесенных им решений. Местом, где вовсю раскрылись его управленческие способности, считается тогдашняя столица Казахского ханства Туркестан.
Его наставления, содержательные назидания, волевые решения, ответы на вопросы для многих считаются образцовыми. Если ознакомиться с трудами наших ученых и писателей об Анет баба, то взору предстает великое наследие, автором которого является один чрезвычайно мудрый человек.
Мамашарип би рассказывал, что однажды к Толе би подошло несколько биев с вопросом: «Уа, Толе, вы төбе би! Если мы будем заблуждаться, то придем к вам, но если вы начнете сбиваться с пути, к кому вы обратитесь?», на что Толе би ответил: «Е-е, разве нет у нас Анет баба?»
Также существует легенда, согласно которой однажды Анет баба дал Толе би одну хворостинку с просьбой сломать ее. После того, как Толе би сломал ее, Анет баба вручил ему еще шесть хворостинок, сказав: «Сложи их и сломай». Хворостинки хоть и сильно погнулись, но не сломались. Тогда баба сказал Толе би: «Вот, если сыны всех шести алаш объединятся, никто не сможет их сломить». Это крылатое высказывание демонстрирует его глубокую погруженность в проблемы народа и бесконечные думы касательно его будущего. Слышавшие подобные мудрые советы помногу раз и столько же раз пользовавшиеся ими Толе би, Казыбек би, Айтеке би и Бухар жырау считали Анет баба своим учителем. к слову, считается, что к Бухар жырау окончание «жырау» добавил именно Анет баба
Анет баба набирал опыт, часто оказываясь слушателем блестящих идей лучших сынов народа, понимал их, был свидетелем их волевых решений, чувствовал их настроение, доверял их словам. Свой опыт он выражал в коротких, но ёмких, благородных, но веских фразах. Его слова надеждой гнездились в сердцах людей.
К примеру, в исследованиях, посвященных личности Анет баба, за авторством народного писателя Казахстана Мухтара Магауина и академика Национальной Академии наук Республики Казахстан Салыка Зиманова сказаны такие слова:
«Однажды к Анет баба обратились люди с вопросом: «Баба, дүниеде «не арсыз, не ғайып, не даусыз, не қадірсіз, не тәтті, не күшті, не жаман?». На эти семь вопросов мудрец ответил кратко, но содержательно: ««Үш арсыз – ұйқы, күлкі, тамақ; үш тәтті – жан, мал, жар; үш күшті – ақыл, жүрек, тіл; үш жаман – нақақ қан төгу, ұрлық, ата-баба жұртын бұзу; үш даусыз – мінез, кәрілік, ажал. С этим будьте настороже».
Таким же образом, он ответил на вопросы о «жеті қазына», «жеті ата», «жеті жұрт», «жеті ғалым», «жеті хақ», «жеті жоқ», «жеті жетім» ұғымын сөз қорына енгізе, халық құлағына сіңіре жауап берген де Әз ата екен. Так, он рассуждал: «әйел, ер жігіт, ілім-білім, жүйрік ат, қыран бүркіт, берен мылтық, алғыр тазы» – жеті қазына. Ал, жеті жоғың: «аспанда – тіреуіш жоқ, жерде – сүйеуіш жоқ, таста – тамыр жоқ, аққуда – сүт жоқ, жылқыда – өт жоқ, аңда – қанат жоқ, тасбақада – тамақ жоқ».
Однажды к Анет баба подошел Казыбек би с вопросом: «Баба! Что портит жизнь? Что портит человеческую честь и совесть? Откуда исходит грех?». Тогда мудрец взял в руки «Коран» и ответил: «Есть арабское слово «хакім» и казахское слово «әкім». Если повторить это слово дважды в них будут по две буквы «а», «к», «м». Из этих букв можно составить слова «әйел», «алтын», «кек», «кесір», «мақтан», «мансап». Они портят и человека, и человеческую честь и совесть, отсюуда и происходит грех. Запомни вот это:
Мужчина не должен быть похотливым. Это пристрастие греховно; Золото красиво, но дурно, оно обязательно покажет свою холодность. Оно и развращает человека, и толкает на преступление. Не зря ведь говорят, что «при виде золота и ангел сходит с праведного пути». Месть не приводит ни к чему хорошему. «Не будь злопамятен, будь общителен». Быть в ссоре больше трех дней, таить злобу друг на друга чуждо исламской религии». Упрямство – бесполезное качество. «Упрямый человек лишается своей участи, а к свободному – судьба сама повернется». Хвастовство – непрактичный поступок. Карьеризм – тяжелый недуг, развращающий человека».
Жертвами джунгарского нашествия стали шестеро сыновей Анет баба. Если бы не враг, растоптавший земли и унижавший народ, мудрец вполне мог дожить до 100 лет. Незадолго до смерти он молился: «Көптің қаны жібермесін, көздерің тоймай, байлыққа құныққан қу сүйектерің жат жерде қуарсын! Е, Жасаған ием, осы батамды қабыл қыл». Его слова были услышаны: джунгарский народ был истреблен, а казахский народ освободился от оков захватчиков и обрел независимость.
Во время «Великого бедствия» 1723 года, когда атака напавших на восточные земли казахов джунгаров настигла Анет баба, он сказал: «Я не покину священную землю и место, где захоронены мои сыновья». Он остался и погиб на родной земле. Позже его тело было найдено Кокенай батыром и захоронено в мавзолее Ходжа Ахмета Яссауи в Туркестане.