«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

Fear of cosmic silence

1273 0
Fear of cosmic silence
The first space flight of T. Musabayev to the “Mir” orbital complex was not simple. A freelance situation arose that threatened the life of the astronauts. This is how Musabayev himself recalls this

July, 1994. The commander of the crew was Yuri Malenchenko. During a 126-day space expedition, worked at “Mir” station with Russian cosmonauts Valery Polyakov, Aleksandr Viktorenko, Elena Kondakova, German astronaut Ulf Merbold.

The flight was terribly heavy; such refusals of the material part were never in the history of the station "Mir". And all such freelance situations, technology failures, some unfavorable flight conditions - everything falls on us, on me when I fly. I did not have a single flight without emergency situations, serious, I mean. Freelance situations present at many crews, but, such, from which you can get out under the book. And then the most serious situations occurred. It's just my fortune. This is the famous voltage loss at the station, the so-called U minimum, when we lost all the electricity at the station. This happened after the arrival of the next expedition to us, consisting of Alexander Viktorenko, Elena Kondakova, and Ulf Merbold and was due to the not very competent work of the MCC.

Talgat Musabayev with his son before the start

The ship is a means of salvation. Any ship that docked to a station should always be ready to undock and return to Earth, which means that it must have fully charged batteries; the power system should work clearly. When the ship with the crew moored, we, as usual, started charging the ship in the enhanced mode from the station. Then at us at the station the batteries were discharged, and thoroughly. At that time there was a very large percentage of the degradation of the solar panels of the “Mir” station, and it did not give the energy that is needed, that is, at the station, and so there was a shortage of electricity.

When we "went to sleep," the MCC issued a command to fully charge the ship, and the ship was charged at an accelerated pace from Mir's power sources, that is, from high-power 800-unit batteries. And the batteries ran out of charge. The accident occurred in the middle of the night - alarm in full force, everything is buzzing, yelling and we began fuss. But what to fuss about when the batteries are already low? And the terrible process of stopping the gyrodine began - these are large gyroscopes that rotate at high angular velocities, supporting the orientation of the station in space. We have almost a non-expendable system of orientation in space, unlike American ships, that is, we do not spend practically fuel, consumables. Gyrodine establish the orientation required to the station. So it started braking, there was no electricity, and since there is no promotion of gyrodine, there is a loss of orientation, once the loss of orientation has gone, the solar panels are not oriented to the Sun, and the solar battery system has reached out-of-the-way corners and ceased to work at all. There is no energy; drive motors are also electric there, that's such a vicious circle.

Everything ran out of charge, we went out to the solar part of the orbit, there was not any charge, and we fell into the hardest U minimum, everything went out. We turned everything off. At first, everything that was needed according to the instructions, then on board documentation in a freelance situation - all turned off. But it still was not enough, a deep discharge occurred. And we sat down, as they say, in a puddle. All systems began to die one by one, all ... And, in the end, died.

This was never in history - neither before nor after us. U-minima were, but insignificant. And here was the deepest. The discharge passed - and we were in total darkness, commands from the consoles can not be issued, since there is not enough voltage. Communication is lost. So that there is no connection - well, that's all! We did not have a connection with the MMC, and we started work on getting out of this state. This confusion, of course, is crazy.

Yu. Malenchenko and T. Musabayev were cordially greeted in orbit

So, the two crews on board, Lena is in poor health condition, and she is a flight engineer, who flew in for a replacement. The adaptation of the new crew to weightlessness was difficult. So we worked mostly three of us: Viktorenko, Malenchenko and I. The others were on the pick-up – they are the doctor Valera Polyakov, he was already a long-lived of the station, Lena Kondakova and German astronaut Ulf Merbold. I remember, when there was the opportunity to flash a flashlight, his eyes were just square with horror. He flew for a month, it was the first such a long expedition of a foreign cosmonaut researcher. Thus, six of us had to work at the station for a month. According to life support systems, the station should be no more than five people. We were six - four Russians, one Kazakh, and even a German!

We did everything to fix the situation with energy supply. We twisted the engines of both ships station "Mir" on the Sun. We made the twist of the station, so that the solar orientation was as taught. But this is difficult, because the station is huge mass with the ships. It made several revolutions, and we observe by instruments that there is some kind of energy coming, and then the solar orientation is falling apart, as it must be supported by special devices, aggregates, such as gyrodine. But nothing works.

We were falling more and more into a terrible pit. As you know all life support systems at the station work only from electricity and, thus, all life support systems are turned off, okay, there are service systems, but no LIFE SUPPORT systems. We did not receive oxygen, there was nothing to do, the atmosphere was not cleaned of harmful impurities, carbon dioxide, etc. On Earth, all the dirt, dust on the ground after all - and we have the ventilation system turned off, all the fans and dust collectors do not work and all this was flying in the air, we were breathing it. And terrible silence! There is no such silence anywhere, in any corner of the Earth you will never find or create such a silence that was there. Sinister silence, no system works, there is nothing around you but cosmos ... It was creepy.

For almost five days we were coming out of this state, a huge work was done. Here I am, for example, as a flight engineer doing engineering work - on other modules of the station I found 800 (high-capacity batteries) blocks and got it in complete darkness. Ulf Merbold flew after me. I gave him some flashlights, which we took with us, as if felt that they could come in handy.

To get these batteries, you had to climb through the whole blockages: over the years that the station was flying, there was so much equipment! The batteries were behind the panels, which also had to be disassembled, and then, only in a certain sequence, pull them out, and God forbid to make a mistake with some connector, the automation may fail - in general there will be a scandal. And these 80 kg batteries I pushed ahead of me, first I transported it to the base unit, there again I got discharged. Panels, batteries - all this flew in the dark, horror! How we managed not to lose the screw-nuts and bolts in the dark?! I put it in my underpants, I apologize, because there was nowhere else to put. I had to show the wit.

At the station: V. Polyakov, T. Musabayev, E. Kondakova, Yu. Malenchenko, A. Viktorenko, U. Merbold

There were spacesuits at the station for spacewalking, and they always had working batteries as light sources. This saved us. Malenchenko and I pulled out these batteries and adapted them - we bundled them with electrical tape to light bulbs and hung them in all corners of the station. You fly up to them, turn them on and only then the light was.

So, we had to be in a terrible situation, we were almost choking, sweating. All the maximum permissible standards for oxygen and carbon dioxide were exceeded. Oxygen sat in general to a minimum, generally moved beyond all thresholds, and carbon dioxide and other impurities rose to a high level. It was felt by breath. And there everything is breathing through ventilation, there is no convection, that is, a bag of your own atmosphere of harmful impurities, carbon dioxide that flies around you is created around you, and if you do not move, then you will simply suffocate from your own gases. In this situation, we were rescued by our beloved doctor Valera Polyakov - he took some shield and chased this air around us, which allowed us to work.

In addition, that there was nothing to breathe, there was no normal food, we ate cold canned food. To run the entire system, we all had to work in a crazy mode: constantly on duty at the consoles in turn, sometimes we did not sleep for 36 hours! Hungry, cold, in a dirty atmosphere, in pitch darkness, without a single sound and connection with the Earth - this was the worst thing. We were worried about the Earth - we understood that they were just going crazy, because nobody answered. Again, our savvy and luck helped us.

I then for the first time under the Kazakhstan program, it is possible to say, illegally take on board the amateur radio station, which had an individual, autonomous power source in the form of a battery. To our happiness, this amateur radio station worked. We tuned it to the frequency of the MCC and contacted our colleagues. In the worst case, we had to use the existing form number 14, which contains ballistic navigational data, prepare for landing. This information came to us at the station every day at the end of the day. But since there was no connection, we did not receive form number 14 for several days. Now we resumed its reception through an amateur radio station, which was forwarded to me by my classmate at the Riga Institute of Civil Aviation - Oleg Kiyan before the flight.

Of course, we could, in case of something, fly at our own peril and risk, turn on the engines and without the necessary coordinates, be at least somewhere, for example, in the ocean, and this is doom.

It was unpleasant, definitely. But psychologically we are prepared very good, so there was no panic, but it was terrible what there to say. We were helped by the serious professionalism of our training and high awareness and high spirit. We had a powerful space company, you can say, a friendly space family - Victorenko, Polyakov, Malenchenko, I, Kondakova, Merbold. Guys all are strong in spirit, with a sense of humor, and the woman on the ship is, and a real German! We even managed to joke sometimes, but how else. Discharged this terrible situation with some jokes, then it was somehow easier to survive.

It even seems to me that it was from that time that I especially fell in love with anecdotes, as a means of salvation in an emotional crisis. Here's one of them. This anecdote was born back in Soviet times, when they began to send representatives of the socialist countries into space one by one.

Another cosmonaut-researcher returned to his homeland. They ask him:

- And how? Did you like cosmos? Did you fly well?

- “Yes, yes! Well! Only my hands hurt”, answers the astronaut.

- Why?

- Because I just ... and the commander … my hands - do not touch, do not touch!

It's actually so it was, it's not just an anecdote appeared! After all, the commander and the flight engineer are the main on the ship, and the cosmonaut-researcher is the passenger, now they are already called space tourists.

We came out of the energy hole. The MMC was extremely pleased that we, by our efforts, started all again. The process of starting all systems is a very complicated process. We unrolled the gyrodine alternately - because there was not enough energy at all. We launched a computer - an on-board digital computer Salyut-5, and it, too, was a very capricious, the old one, still reliable but old. Thousands of connectors, terminals, all they needed to find, wipe. In such situations, behind the panels you fly, everything in your eyes, oh!

With such heroic efforts we, we can say, won and saved the station. This was the second birth of "Mir".

 

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Comments

To leave comment you must enter or register

Публикации

Страх космической тишины

12 Апреля 2017
1911
0
Страх космической тишины
Первый космический полет Т. Мусабаева на орбитальный комплекс «Мир» был не простым. Возникла внештатная ситуация, которая угрожала жизни космонавтов. Вот как об этом вспоминает сам Талгат Мусабаев

Июль 1994 года. Командиром экипажа был Юрий Маленченко. Во время космической экспедиции продолжительностью 126 суток работал на станции «Мир» с российскими космонавтами Валерием Поляковым, Александром Викторенко, Еленой Кондаковой, немецким астронавтом Ульфом Мербольдом.

Полет был страшно тяжелым, таких отказов материальной части не было никогда за всю историю существования станции «Мир». И все такие внештатные ситуации, отказы техники, какие-то неблагоприятные условия полета – все сваливается на нас, на меня, когда я лечу. У меня не было ни одного полета без внештатных ситуаций, серьезных, я имею в виду. Внештатные ситуации бывают у многих экипажей, но, такие, из которых по книжке можно выйти. А тогда серьезнейшие ситуации происходили, их я притягиваю, что ли? Это просто планида моя. Это и знаменитая потеря напряжения на станции, так называемый U минимум, когда мы лишились полностью электроэнергии на станции. Это случилось после прилета к нам следующей экспедиции в составе Александра Викторенко, Елены Кондаковой, Ульфа Меирбольда и произошло из-за не очень грамотной работы ЦУПа.

Талгат Мусабаев с сыном перед стартом

Корабль – это средство спасения. Любой корабль, который пристыковался к станции, должен всегда быть готов к отстыковке и возвращению на Землю, а значит, у него должны быть полностью заряжены аккумуляторные батареи, энергосистема должна работать четко. Когда причалил корабль с экипажем, то мы, как обычно, начали со станции подзарядку корабля в усиленном режиме. Тогда у нас самих на станции батареи были разряжены, причем основательно. В то время был очень большой процент деградации солнечных батарей станции «Мир», и она не давала той энергии, которая нужна, то есть, на станции и так был дефицит электроэнергии.

Когда мы «отошли ко сну», ЦУП выдал команду на полную зарядку корабля, и корабль заряжался усиленными темпами из источников энергии станции «Мир», то есть, из аккумуляторных батарей большой мощности «блоков 800». И посадил их. Авария произошла среди ночи – сигнализация во всю мощь, все гудит, орет и мы спросонья давай носиться. А что носиться-то, когда уже все посадили? И начался страшный процесс остановки гиродинов – это большие такие гироскопы, которые вращаются с большими скоростями угловыми, поддерживая ориентацию станции в космосе. У нас почти безрасходная система ориентации в космосе в отличие от американских кораблей, то есть, мы не тратим практически топливо, расходный материал. Гиродины устанавливают ориентацию, необходимую станции. Так вот они начали торможение, электроэнергия не поступала, а раз нет раскрутки гиродинов, то идет потеря ориентации, раз потеря ориентации пошла, то солнечные батареи не сориентированы на Солнце, система солнечных батарей вышла на запредельные углы и перестала вообще работать. Энергии нет, там ведь тоже двигатели приводов электрические, вот такой замкнутый круг.

У нас село все, мы вышли на солнечную часть орбиты, заряда не получалось никакого, и мы свалились в жесточайший U минимум, все погасло. Мы все повыключали. Сначала все, что нужно было по инструкции, затем по бортдокументации во внештатной ситуации - все выключили. Но этого все равно оказалось недостаточно, глубокий разряд произошел. И мы сели, как говорится, в лужу. Все системы начали одна за одной умирать, все… И, в конце концов, умерли.

Такого не было никогда в истории – ни до нас, ни после нас. U-минимумы были, но незначительные. А здесь – глубочайший. Разряд прошел – и мы оказались в кромешной тьме, команды с пультов невозможно выдать, так как недостаточно напряжения. Связь потеряна. Чтобы связи не было – ну, это вообще! У нас не было связи с ЦУПом, и мы начали работу по выходу из этого состояния. Это сумбур, конечно, сумасшедший.

Ю. Маленченко и Т. Мусабаева радушно встретили на орбите

Значит, два экипажа на борту, Лена в плохом состоянии по здоровью, а она - бортинженер, который на замену прилетел. У нового экипажа адаптация к невесомости шла тяжело. Так что работали в основном втроем: Викторенко, Маленченко и я. Остальные были на подхвате – это врач Валера Поляков, он был уже долгожителем станции, Лена Кондакова и немецкий астронавт Ульф Мербольд. Я помню, у Мербольда, когда была возможность посветить фонариком, глаза были просто квадратные от ужаса. Он прилетел на месяц, это была первая такая длительная экспедиция иностранного космонавта-исследователя. Таким образом, мы вшестером должны были месяц работать на станции. По системам жизнеобеспечения, на станции должно находиться не больше пяти человек. Нас же было шестеро - четыре русских, один казах, да еще и немец!

Что только мы ни предпринимали, чтобы выправить ситуацию с энергоснабжением. Закручивали двигателями обоих кораблей станцию «Мир» на Солнце. Делали закрутку станции, чтобы солнечная ориентация была, как учили. Но это сложно, потому что станция огромной массы с кораблями. Она сделала несколько оборотов, и мы наблюдаем по приборам, что какой-то приход энергии есть, а потом солнечная ориентация разваливается, так как она должна поддерживаться специальными приборами, агрегатами, такими, как гиродин. Но ничего не работает.

Мы все больше и больше сваливались в ужасную яму. Как известно, все системы жизнеобеспечения на станции работают только от электричества и, таким образом, отключены все системы жизнеобеспечения, ладно там - служебные системы, а то ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ. Мы не получали кислород, уже нечем было его делать, не очищалась атмосфера от вредных примесей, углекислого газа и т.д. На Земле вся грязь, пыль на земле ведь лежит – а у нас система вентиляции отключена, все вентиляторы и пылесборники не работают и все это летало в воздухе, мы этим дышали. И страшная тишина! Такой тишины нет нигде, ни в одном уголке Земли вы никогда не найдете и не создадите такую тишину, которая была там. Зловещая тишина, ни одна система не работает, вокруг космос и больше ничего нет... Это было жутко.

Почти пять дней мы выходили из этого состояния, проделана была гигантская работа. Вот я, например, как бортинженер проводил инженерную работу – на других модулях станции я находил блоки 800 (аккумуляторные батареи большой мощности) и доставал их в полной темноте. Следом за мной летал Ульф Мербольд, как оруженосец Санчо Пансо за Дон Кихотом. Я ему дал отдельные фонарики, которые мы взяли с собой, как будто чувствовали, что они могут пригодиться.

Чтобы доставать эти аккумуляторные батареи, приходилось лезть через целые завалы: за эти годы, что летала станция, там было столько оборудования! Батареи находились за панелями, которые тоже нужно было разбирать, и затем, только в определенной последовательности, вытаскивать их, и не дай Бог ошибиться с каким-нибудь разъемом, автоматика может выйти из строя – вообще будет скандал. И эти 80-килограммовые батареи, они тяжелее меня весили – я их толкал впереди себя, сначала перевозил в базовый блок, там опять доставал разряженные. Щиты панелей, батареи - все это летало в темноте, ужас! Как только не потеряли гайки, болты в темноте! Я их в трусы складывал, извиняюсь, потому что больше некуда было. Приходилось смекалку проявлять.

На станции: В. Поляков, Т. Мусабаев, Е. Кондакова, Ю. Маленченко, А. Викторенко, У. Мербольд

Были на станции скафандры для выхода в открытый космос, и в них всегда были рабочие батареи, как источники света. Это и спасло нас. Мы с Маленченко вытащили эти батареи и приспособили их – примотали изолентой к лампочкам и развесили во всех уголках станции. Подлетаешь к ним, включаешь и тогда только свет был.

Таким образом, приходилось в страшной ситуации находиться, мы почти задыхались, покрываясь потом. Были превышены все предельно допустимые нормы по кислороду, углекислому газу. Кислород сел вообще до минимума, вообще перешел за все пороги, а углекислый газ и другие примеси поднялись до высокого уровня. Чувствовалось это по дыханию. А там же дышится все за счет вентиляции, конвекции нет, то есть, вокруг тебя создается мешок собственной атмосферы вредных примесей, углекислого газа, который летает вокруг тебя, и если ты двигаться не будешь, то ты просто задохнешься от собственных газов. В этой ситуации нас спасал наш любимый доктор Валера Поляков – он взял какой-то щит и гонял этот воздух вокруг нас, что позволяло нам работать.

Кроме того, что нечем было дышать, не было нормальной пищи, ели холодные консервы. Чтобы запустить всю систему, всем нам пришлось работать в сумасшедшем режиме: постоянно дежурить у пультов по очереди, иногда мы не спали по 36 часов! Голодные, холодные, в грязной атмосфере, в кромешной темноте, без единого звука и связи с Землей - это было самое страшное. Мы переживали за Землю – понимали, что они просто сходят с ума, потому что никто не отвечает. И опять тут помогла наша смекалка и везение.

Я тогда впервые по казахстанской программе, можно сказать, нелегально взял на борт корабля любительскую радиостанцию, которая имела индивидуальный, автономный источник питания в виде батареи. К нашему счастью, эта любительская радиостанция работала. Мы ее настроили на частоту ЦУПа и связались с нашими коллегами. На худой случай мы должны были по существующей форме №14, в которой заложены баллистические навигационные данные, готовиться к приземлению. Эта информация поступала к нам на станцию каждые сутки в конце дня. Но так как не было связи, мы и форму-14 не получали уже несколько дней. Теперь мы возобновили ее получение через любительскую радиостанцию, которую мне перед полетом передал мой однокашник по Рижскому институту гражданской авиации – Олег Киян.

Конечно, мы могли в случае чего лететь на свой страх и риск, включать двигатели, и без нужных координат оказаться хоть где, например, в океане, а это гибель.

Неприятно было, однозначно. Но психологически нас готовят очень сильно, поэтому паники не было, но страшно было, что там говорить. Нам помогли серьезный профессионализм нашей подготовки и высокая сознательность и высокий дух. У нас была мощнейшая космическая компания, можно сказать, дружная космическая семья – Викторенко, Поляков, Маленченко, я, Кондакова, Мербольд. Мужики все подобрались сильные духом, с чувством юмора, и женщина на корабле есть, и настоящий немец! Мы даже успевали иногда шутить, а как же иначе. Разряжали эту страшную ситуацию какими-то прибаутками, тогда как-то легче было выживать.

Мне даже кажется, что именно с того времени я особенно полюбил анекдоты, как средство спасения в эмоциональный кризис. Вот один из них. Этот анекдот родился еще в советское время, когда начали в космос одного за другим посылать представителей социалистических стран.

Вернулся очередной космонавт-исследователь на родину. Спрашивают у него:

- Ну как тебе космос, хорошо слетал?

- Хорошо, хорошо, только руки болят, - отвечает космонавт.

- Почему?

- Да, потому что я только…, а командир меня по рукам – не трогай, не трогай!!!

Это же на самом деле так было, не просто же анекдот появился! Ведь основными на корабле являются командир и бортинженер, а космонавт-исследователь – это, считай, пассажир, сейчас они уже называются космическими туристами.

Мы вышли из энергетической ямы. ЦУП был крайне обрадован, что мы сами, своими усилиями все снова запустили. Процесс запуска всех систем – это сложнейший процесс. Раскрутили поочередно гиродины – потому что энергии не на всех хватало. Запустили БЦВМ – бортовую цифровую вычислительную машину «Салют-5», а она тоже дама очень капризная, старого образца еще, надежная, но старая. Тысячи разъемов, клемм, все их нужно было находить, протирать. В таких ситуациях за панелями летаешь, в глаза лезет все, о-ох!

Вот такими героическими усилиями мы, можно сказать, одержали победу и спасли станцию. Это было второе рождение «Мира».

Использованы материалы из книги: Кабикызы С. Знак равенства.

Документальная повесть. – Астана: «Гласир», 2009.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Что Вы ожидаете от V Международного курултая казахов?