«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

What is hidden in the Archives of Astana?

1381 0
What is hidden in the Archives of Astana?
"There are unique documents in its funds that are not available in other archives of the country, with full confidence, there are still a lot of unexplored funds", said Araylym Musagaliyeva

Modern life has firmly entrenched the whole society into social networks and the virtual world. And the work of archives should also be more active in online mode. These issues, as well as issues of digitalization of documents, activation of interest in the history of the region, cooperation of archives with educational institutions were discussed at a round table held on April 6 in the State Archives of Astana with the participation of researchers, scholars, historians, local historians, masters, history teachers of the city schools.

As the organizers noted, the purpose of the meeting is to popularize the documents of the National Archival Fund of the Republic of Kazakhstan, preserve and replenish funds with archival scientific works. It can not be said that the reading room of the State Archives of Astana is a popular place for modern youth. But every year the number of visitors to the archive grows. As moderator of the meeting Elena Kulakova noted, there is a slow but steady growth of visitors:

2006 - 26 people, 2007 - 29 people, 2008 - 51 people, 2009 - 57 people, 2010 - 65 people, 2011 - 67 people, 2012 - 70 people, 2013 - 76 people, 2014 - 78 people, 2015 - 86 people, 2016 - 87 people.

During this period, 652 users visited the archive reading room. Among them there are 52 Doctors of Sciences, 61 Candidates of Science, 105 Master students. Research works are conducted by scientists, historians, local historians, undergraduates, students of schools. Here they are provided with archival materials, including very rare, valuable documents from a historical point of view.

"There are enough documents - there are not enough researchers. I have been cooperating with the archive of Astana since 2009. There are many documents in this archive, many of which have not yet been investigated. I took many important materials here during the preparation of my doctoral dissertation. In the archives there are unique documents from Podolsk, which are not in other archives of the country, even in Russia there. I can say with full confidence: there are still a lot of unexamined documents that can be useful for historians," said the professor of the department "History of Kazakhstan" ENU named after L.N. Gumilyov Araylym Musagaliyeva.

The funds of the archive chronologically cover the Soviet period, beginning in 1917. Although there are documents of the 430-th fund, in which are stored more ancient documents obtained from other archives.

In the Soviet period there were no urban studies, said the professor of the philosophy department of the ENU named after L.N. Gumilyov Kulshat Medeuova. With the transfer of the capital to Astana, researchers began urban studies, a direction that unites a wide range of sciences, such as geography, sociology, social psychology, anthropology, there is urban planning, more specifically, specific urban planning practices, there is urban design, urban sociology and much more. Unfortunately, the specialists could not find the necessary data. The subject of the study could be urban conglomerates, for example, Technopark. What is its history? What significance did it play in the structure of the city? After all, it is not only an industrial, but a military-defense facility. Now it again changed its appointment, even people live there. "Modern urban life allows us to reveal rigid fences," Kulshat Medeuova summarized.

Head of the Department “History of Kazakhstan” KazATU named after S. Seifullin, Ph.D. Omirbai Bekmaganbetov has a special interest in the city archives. "At our department, 4 scientific projects concern the history of the city," he said. The scientist wished the archive the successful work.

The administration of the archive noted that in 2017 they plan to organize an exhibition of documents, a round table and other events dedicated to the 100th anniversary of the Alash party.

During the "round table" the pupil of the 10th form of the school-lyceum No. 35 in Astana, Igor Ivanov, said that he is also a frequent visitor of the archive. He is working on a scientific project on the history of the formation of the 29th Akmola Rifle Division in this region. Materials from the funds became a great help in his research. "Working in the archive is always exciting, interesting, as if you are transferring to another historical time," he said.

The staff of the archive noted that a competition of scientific works was announced specially for high school students. But there are still few works on the competition. At the end of the meeting, the participants expressed their views and suggestions for further research activities.

 

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Comments

To leave comment you must enter or register

Публикации

Что скрыто в архиве Астаны?

11 Апреля 2017
628
0
Что скрыто в архиве Астаны?
«В его фондах есть уникальные документы, которых нет в других архивах страны, - заявила профессор Арайлым Мусагалиева, - с полной уверенностью сказать, здесь еще много неисследованных фондов!»

Современная жизнь все прочно затянула все общество в социальные сети и виртуальный мир. И работа архивов тоже должна быть более активной в онлайн режиме. Эти, а также вопросы цифровизации документов, активизации интереса к истории края, сотрудничество архивов с учебными заведениями обсуждались на прошедшем 6 апреля в Государственном архиве города Астаны «круглом столе» с участием исследователей, ученых, историков, краеведов, магистрантов, учителей истории школ города.

Как отметили организаторы, цель встречи – это популяризация документов Национального архивного фонда Республики Казахстан, сохранение и пополнение фондов архивными научными работами. Нельзя сказать, что читальный зал Государственного архива Астаны популярное место для современной молодежи. Но с каждым годом число посетителей архива растет. Как отметила модератор встречи Елена Кулакова, идет медленный, но уверенный рост посетителей:

2006 год – 26 чел.

2007 год – 29 чел.

2008 год – 51 чел.

2009 год – 57 чел.

2010 год – 65 чел.

2011 год – 67 чел.

2012 год – 70 чел.

2013 год – 76 чел.

2014 год – 78 чел.

2015 год – 86 чел.

2016 год – 87 чел.

За указанный период читальный зал архива посетили 652 пользователя. Среди них 52 доктора наук, 61 кандидат наук, 105 магистрантов. Исследовательские работы ведут ученые, историки, краеведы, магистранты, учащиеся школ. Здесь им предоставляют архивные материалы, в том числе и очень редкие, ценные с исторической точки зрения документы.

«Документов достаточно – исследователей мало. Я сотрудничаю с архивом Астаны с 2009 года. В этом архиве много документов, многие из которых еще не исследованы. Много важных материалов я взяла здесь во время подготовки докторской диссертации. В фондах архива есть уникальные документы из Подольска, которых нет в других архивах страны, даже в России нет. Могу с полной уверенностью сказать: здесь еще много неисследованных документов, которые могут быть полезны для историков», — рассказала профессор кафедры «История Казахстана» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Арайлым Мусагалиева.

Фонды архива хронологически охватывают советский период, начиная с 1917 года. Хотя есть документы 430-го фонда, в которых хранятся более древние документы, полученные из других архивов.

В советский период не было городских исследований, отметила профессор кафедры философии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Кульшат Медеуова. С переносом столицы в Астану стали приезжать исследователи urban studies, направления, объединяющего широкий спектр наук, таких как география, социология, социальная психология, антропология, есть urban planning, в большей степени, касающийся конкретной практики городского планирования, есть urban design, urban sociology и многое другое. К сожалению, специалисты не смогли найти необходимых данных. Предметом исследования могли стать городские конгломераты, например, Технопарк. Какая у него история? Какое значение он играл в структуре города? Ведь это не только промышленный, но военно-оборонный объект. Сейчас он вновь изменил свое назначение, там даже живут люди. «Современная городская жизнь позволяет раскрывать жесткие заборы», - резюмировала Кульшат Медеуова.

Заведующий кафедры истории Казахстана КазАТУ им. С. Сейфуллина к.и.н. Омирбай Бекмаганбетов имеет особый интерес в городскому архиву. «У нас на кафедре 4 научных проекта касаются истории города», - поделился он. Ученый пожелал архиву успешной работы. 

Руководство архива отметило, что в 2017 году планируют организовать выставку документов, круглый стол и другие мероприятия, посвященные 100-летию партии Алаш.

В ходе «круглого стола» выступил ученик 10 класса школы-лицея № 35 г. Астаны Игорь Иванов рассказал, что он тоже является частым посетителем архива. Он работает над научным проектом об истории формирования в этом регионе 29-й Акмолинской стрелковой дивизии. Материалы из фондов стали большим подспорьем в его исследовании. «Работать в архиве всегда увлекательно, захватывающе, словно переносишься в другое историческое время», — отметил он.

Сотрудники архива отметили, что специально для старшеклассников был объявлен конкурс научных работ. Но работ на конкурс представлено пока мало. В завершение встречи участники высказали свои мнения и предложения по осуществлению дальнейшей исследовательской деятельности.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Что из богатств Жети казына является наиболее востребованным в современном обществе?