Публикации

Что общего между Кларой Цеткин и Томирис?

07 Марта 2017
1728
0
Что общего между Кларой Цеткин и Томирис?
Во многих советских квартирах висели незатейливые элементы искусства - медная картина со схожим сюжетом: женщина с мечом в руке держит поверженную голову врага. Кто это женщина?

8 Марта по сложившейся с советских времен традиции мужчины все свое внимание целиком и полностью посвящают женщинам: дарят женщинам цветы, поднимают в их честь бокалы, произносят приятные комплименты и пожелания.

Международный женский день – праздник весны и особого внимания к женщине. История напоминает, что день 8 Марта изначально задумывался как праздник женщин-революционерок, женщин, которые стремились быть равными в правах с мужчинами.

Идея празднования Международного женского дня была выдвинута лидером женской группы социал-демократической партии Германии Кларой Цеткин на 2-й Международной конференции работающих женщин, состоявшейся в 1910 году в Копенгагене. Клара Цеткин предложила, чтобы Международный женский день отмечался ежегодно в каждой стране в один и тот же день. Целью этого праздника революционерка назвала борьбу женщин за свои права.

Равноправие женщин Казахстана не только утверждено в Конституции Республики Казахстан, но и их активным участием в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни общества.

Традиция равноправия имеет глубокие исторические корни. Первым женским образом – символом, отражающим идею национального единения, свободолюбия, отваги является прославленная царица массагетов Томирис или Тумар. Ее имя не просто символ, а целый национальный бренд.

Факты реального существования и правления Томирис в VI веке до н.э., хроники освободительных войн саков под ее предводительством против персидского царя Кира зафиксированы в мировой и казахстанской историографии. Хрестоматийным являются рассказы, описанные Геродотом:

У массагетов после смерти мужа царствовала женщина. Имя ей было Томирис. Кир послал к ней вести для виду переговоры о сватовстве, желая будто бы иметь ее своею женой. Но Томирис, понимая, что он сватает не ее, а царство массагетов, отклонила брачное предложение. После этого Кир поскольку хитрость ему не удалась, устремившись к Араксу, открыто начал военный поход против массагетов, наводя мосты для перехода войска через реку и сооружая башни на судах для переправы через реку. В то время как он был занят этим, Томирис, послав гла¬шатая, объявила следующее: «Царь мидийцев, перестань добиваться того, чего ты добиваешься. Ты ведь не знаешь, будет ли удачным для тебя выполнение твоего плана. Прекратив поход, царствуй над своими и смирись, видя, как мы правим подвластными нам.

Массагеты разгромили Кира, сам Кир погиб.

«Наполнив человеческой кровью бурдюк, Томирис искала среди погибших персов труп Кира, а когда нашла, засунула его голову в этот бурдюк и, издеваясь над покойником, она стала приговаривать: «Ты меня, живую и одолевшую тебя в битве погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как и грозила, напою кровью».

«Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства» пишет:

«этот жестокий сюжет художники использовали в качестве аллегории правосудия, неизбежного возмездия за зло, обман, предательство. Городские магистраты заказывали картины на этот сюжет для размещения их в залах суда. Теологи приводили историю Томирис и Кира как «параллель» ветхозаветной истории Юдифи и Олоферна, а образ царицы, мстящей жестокому царю, рассматривали в качестве прообраза Девы Марии, побеждающей Сатану».

Рубенс. «Томирис с головой Кира». 1622 год. Музей изящных искусств, Бостон, США

 

Великий Рубенс писал этот сюжет дважды: торжество Томирис при погружении головы побежденного Кира в чашу с кровью (художник несколько отступил от Геродота, нарисовав чашу вместо бурдюка).

Полотно красочно подчеркивает смысл происходящего. На нем присутствуют дети и вельможи разных рангов. Царица как бы дает урок твердости и тем, и другим.

Она демонстрирует и свою силу, и свою жестокость по отношению к врагам. Для наследников это – урок, как надо поступать с врагами. Для вельмож – предупреждение о том, что их ждет, если они взбунтуются против царицы.

 

 

 

Рубенс. «Томирис с головой Кира». 1620 год. Лувр.

 

 

 

Замечательную поэму «Сказание о Томирис» написал Мадали Найманбаев. Много интересного и нового материала представлено читателям. Особенно интересно описана сама царица Томирис. Заметно, что автор писал с учетом культуры и истории народов степи.

Дочь степей Томирис – глава массагетов,

Внучка Мадия, звездочка нашей земли.

Ее образ в народе навеки бессмертен,

Так как саков тогда все враги полегли.

 

С рожденья осталась она сиротой -

Зарина при родах ушла в мир иной.

Детство прошло в походах с отцом,

Ведь всех массагетов стал он вождем.

 

В пять лет уже села сама на коня

С лихим, молодецким задором,

И гриву схватив дикаря-скакуна

С визгом неслась по просторам.

 

С шести - взяла в руки меч-акинак,

Познавая уроки сраженья с отцом.

А в десять - свирепый напор кое-как

Сдержать можно было с трудом.

 

Славу добыла в тринадцать стрельбой,

Всегда ее стрелы летели, как жало

Из сакского лука с тугой тетивой.

С обеих рук, на скаку – но попала!

 

На скачках всегда ее конь вороной

К финишу мчался, как правило, первым

И бой на копьях не прошла стороной,

И тут она мастер – крепкие нервы!

 

Не только, как воин, прослыла она

Краса ее дивная – яркая пламень!

Самим совершенством была создана

Но сердце красавицы твердо как камень.

 

Царица Томирис. Монумент, Астана, Казахстан.

 

Надо отдать должное сакской царице. Она внесла свой вклад не только в историю Великой степи, но и в мировую культуру человечества. И сколько еще таких дочерей гордо защищали казахскую землю от джунгар, китайской агрессии, от колониальной экспансии Российской империи, в годы Великой Отечественной войны. Вы всегда в нашей памяти!

 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?