Пахотные земли 60 лет скрывали от археологов уникальные захоронения
12.09.2014 1110
На протяжении последних нескольких лет в Западно-Казахстанской области проводятся исследования уникального курганного комплекса сарматов, который не тронуло ни время, ни человек.

С 2012 года в Теректинском районе Западно-Казахстанской области специалистами Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии под руководством директора центра, доктора исторических наук М.Н. Сдыкова и научного сотрудника центра Я.А. Лукпановой проводятся исследования курганного комплекса Таксай I.

Комплекс состоит из шести земляных насыпей. В кургане №6 было открыто уникальное по составу находок полностью сохранившееся захоронение женщины-жрицы. Важным знаком для археологических поисков этого памятника стали серебряный ритон и перстень, которые были найдены в этом районе во время пахотных работ 60 лет тому назад.

До начала раскопок земляная насыпь этого кургана составляла в высоту всего один метр, поскольку постоянно распахивалась, в первоначальном виде она была значительно выше.

Предварительная датировка, проведенная радиоуглеродным методом по остаткам дерева и кости, позволяет говорить о возникновении памятника в период конца VI – начала V вв. до н.э.

Исследования сарматской культуры в научной деятельности Западно-Казахстанского центра истории и археологии основаны на результатах уральской археологической школы, которая сформировалась в Уральске еще в 70-е годы ХХ века. Поэтому закономерно, что сарматология сейчас является одним из основных, наряду с изучением средневековой городской культуры, направлений в работе центра. В течение 10 лет, практически с момента основания центра истории и археологии, было изучено более 50 сарматских курганов, в том числе на комплексах Сегизсай, Кырык-Оба, Булдурта, Облавка и др.

В 2012 году в ходе раскопок комплекса Таксай археологами Западно-Казахстанского центра истории и археологии было обнаружено захоронение знатной женщины раннесарматского времени. Материалы, найденные здесь, способ захоронения, элементы погребальной конструкции, большое количество ритуальных предметов и изделий из золота, а также великолепно сохранившийся слепок обугленного от огня гребня с изображением батальной сцены вызвали широкий резонанс в научном мире. 

В истории Западно-Казахстанского региона находка такого уровня исследуется впервые. Ранее обнаруженные здесь «золотая женщина» из комплекса Сегизсай (Лебедевка) Западно-Казахстанской области и «золотой воин-сармат» из Атырауской области значительно уступают по степени информативной насыщенности убранству и предметам комплекса Таксай.

«Золотая женщина»


Выбор комплекса Таксай в качестве объекта для раскопок был не случаен. В 1965 году при распашке пахотных земель здесь были обнаружены предметы, которые, как показало заключение специалистов, относились к сарматской эпохе. Среди находок был и серебряный ритон, вскоре ставший широко известным в научных кругах. Только в 2012 году, спустя 37 лет, было исследовано место случайных находок и определено четыре курганных комплекса. С этого времени проводятся ежегодные археологические работы.

В течение полевого сезона здесь были раскопаны три кургана. В первых двух курганах обнаружены рядовые погребения, которые дали интересные, но малочисленные находки. И только последний, третий, курган принес во многом уникальный материал.

Представляем читателям первые результаты изучения артефактов комплекса Таксай. Все исследования проводились на базе Западно-Казахстанского центра истории и археологии. К работе над археологическими находками были привлечены ученые и специалисты из Астаны и Алматы, Токио (Япония), Бохума и Франкфурта-Дюссельдорфа (Германия), Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Челябинска, Пущино, Новосибирска.

Специалистами научно-реставрационной мастерской, возглавляемой известным художником-реставратором Казахстана, совместно с учеными центра подготовлена скульптурная реконструкция женщины, которая сейчас выставлена в Национальном музее истории в Астане. Здесь же представлены оригиналы всех находок. В Уральске экспонируется вторая скульптурная композиция и копии основных артефактов.

Таксайский гребень 

Реконструкция гребня


По своим параметрам и пышности погребального обряда захоронение Таксайского кургана уступает таким известным скифским памятникам, как Иссык, Солоха, Чертомлык, Огуз и др. Однако по количеству и разнообразию изделий из драгоценных металлов, дерева, бронзы, найденных здесь, сложности погребальной конструкции он вполне может соперничать с богатыми скифскими и сакскими захоронениями, а отдельные предметы можно назвать уникальными и ранее неизвестными в научном мире. Исследование памятника показало перспективность скурпулезного научного исследования, позволяющего существенно дополнить имеющиеся сведения по изучению материальной культуры ранних кочевников Южного Приуралья.

Незначительные письменные данные о  ранних кочевниках, малочисленность иных источников – все это затрудняет возможность охарактеризовать жизнь племен раннего железного века в полной мере. Поэтому основой для изучения древней истории и культуры кочевников являются материалы раскопок археологических памятников. Как правило, курганы в большинстве своем разграблены еще в древности и археологам приходится буквально по крупицам реконструировать погребальную конструкцию памятника, а из фрагментов собирать артефакты.

К счастью, курган №6 комплекса Таксай I – один из тех редких памятников, которого миновала судьба грабительского вмешательства.

Остаются актуальными вопросы происхождения и эволюции культуры ранних кочевников Южного Приуралья.

Существуют различные точки зрения о времени и этапах формирования культуры  ранних кочевников региона. Они были высказаны в трудах М.И. Ростовцева, Б.Н. Гракова,  К.Ф. Смирнова, Л.Т. Яблонского, Б.Ф. Железчикова, С.Ю. Гуцалова, Р.Б. Исмагилова и других ученых. Резюмируя их предположения, мы склоняемся к идее совмещения двух потоков мигрантов и автохтонного населения в конце VI-V вв. до н.э. на территории Приуралья.

К середине  VI  в.  до  н.э. процесс формирования культуры ранних кочевников происходит под влиянием скифов Восточной Европы и саков Приаралья. Кочевые и  полукочевые племена Приаралья появились в Западном Казахстане и на Южном Урале к концу VI в. до  н.э.  Весьма вероятно, что их появление здесь связано с сильным военным  нажимом ахеменидского Ирана на массагетов и переселением последних в южно-уральские степи (Таиров, Боталов, 1996). В результате сложных этнополитических процессов в регионе складывается культура приуральских номадов, представляющая собой симбиоз нескольких крупных этнических групп, который стал началом формирования прохоровской культуры. Сложившаяся культура ранних кочевников Западного Казахстана, как и Южного Приуралья - это «сплав исходно разнородных  этнокультурных формаций, имевших различное территориальное и генетическое происхождение» (Яблонский, 2008).

Результаты  многолетних археологических исследований в Приуралье показали, что население этого региона в раннем железном веке создало самостоятельную и неповторимую культуру. Говоря о культуре племен региона, Л.Т. Яблонский отмечает,  что, занимая территории пограничные со скифами и савроматами на западе, саками на юге, оседлым лесостепным населением на севере и на востоке (в Зауралье), родственные им и близкие по языку приуральские номады сыграли огромную роль в распространении  передовых достижений технологии и культуры того времени на огромных пространствах Евразийской степи от Балкан до Северного Китая.

В эпоху раннего железа здесь достигли значительного прогресса технические приемы металлообработки, повышается профессиональный уровень мастеров, в особенности, ювелиров. Найденные различные украшения из золота, серебра, бронзы  свидетельствуют, что древние ювелиры овладели различными способами изготовления изделий. Это методы  ковки, гравировки, тиснения с низким рельефом, инкрустации, плакировки золотом. Украшения, изготовленные ими, были великолепными  по исполнению, вместе с тем отражали специфику и особенности мировосприятия кочевников. Наряду с местными изделиями, существенную часть материальной культуры ранних кочевников Западного Казахстана и Южного Приуралья составляли предметы импорта, которые отражали направления экономических, политических и культурных связей кочевников.

Ранние кочевники не оставили поселений, но в казахстанской степи  сохранились многочисленные памятники той эпохи, безмолвные свидетели существования здесь номадов – курганы. Они хранят в себе огромное количество информации и являются источником знаний  об истории региона  в период раннего железного века.


Доктор исторических наук М.Н. Сдыков, научный сотрудник Западно-Казахстанского центра истории и археологии Я.А. Лукпанова