Умми-Гульсум Асфендиарова
19.11.2024 532

Вступительное слово. Умми-Гульсум Асфендиарова (12.11.1880, Чимкентский уезд, Сыр-Дарьинская область, Туркестанский край – 23.10.1937, г.Ташкент) - одна из немеркнущих звезд на небосклоне Востока, представительница яркой плеяды начала ХХ века, первая женщина из числа коренного населения Туркестанского края, окончившая Санкт-Петербургский Женский медицинский институт и удостоенная диплома с отличием о высшем образовании и звания врача (лекаря),  внесшая неоценимый вклад в становлении системы здравоохранения, школы материнства и детства, а также в деле подготовки медицинских кадров на окраинах Российской империи. Ее жизненный путь – эта яркий пример беззаветной преданности к выбранной профессии и человеколюбия на изломе исторических событий начала ХХ века. 

В рамках изучения и освещения жизни Умми-Гульсум Асфендиаровой усилиями исследователей предпринимаются попытки по восстановлению страниц жизни этой яркой личности. На сегодняшний день имея неполные сведения о её судьбе, надо признать, что последние годы её неустанной деятельности остаются пока в полной мере неизученными и не доступными для нашей общественности. Надо отметить и тот факт, что с момента обретения независимости ни одна из кафедр акушерства и гинекологии, ни одно из профильных научных центров и учебных заведений центральноазиатских республик не удостоились её имени. Автор полагает, что данная статья и озвученные в ней факты создадут предпосылки для дальнейшей работы, связанных с изучением наследия Умми-Гульсум Асфендиаровой, что является чрезвычайно важным для истории наших народов.

По имеющимся архивным материалам, находящихся на хранении в фондах Российского государственного военно-исторического архива г. Москва (РГВИА), её отец - Султан Сеитджафар Асфендиаров [Султан Сеид Джафар Асфендиаров, Султан Сеид-Джафаров-Асфендиаров], родился в 1845 году (в ранних архивных материалах год рождения указан 1947) в западной части Малой Орды Оренбургского ведомства. Воспитанник бывшей киргизской школы, учрежденной Оренбургским областным Правлением. Переводчик при Туркестанском генерал-губернаторе. Он непосредственный свидетель и участник развития отношений Российской империи и народов Туркестанского края середины XIX — начало XX веков с ее трагическими страницами. Будучи рожденным чингизидом, ясно понимал прогрессивность интеграционных процессов в Туркестане и посему всю свою сознательную жизнь посвятил службе Отечеству (более 52 лет). 

На перекрестках истории судьба его свела практически со всеми руководителями Туркестанского генерал-губернаторства – начиная от генерала-адъютанта фон-Кауфмана-1 до генерал-лейтенанта А.Н. Куропаткина. Как никто другой он понимал интимно-духовную жизнь мусульманского населения края, был востребован у русской части администрации края как высоко профессиональный офицер-переводчик и одним из доверенных лиц в период установления и развития дипломатических сношений с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством. Участник многих служебных и дипломатических миссий в Туркестане и России; был лично знаком со всеми правителями Бухарского эмирата и Хивинского ханства, неоднократно сопровождал их в Санкт-Петербург и принимал непосредственное участие в аудиенциях и торжествах с участием царской семьей в качестве переводчика, снискав уважение и высокое доверие.

Награжден многими орденами и медалями. Высочайшим приказом по военному ведомству за отличие по службе произведен в полковники (1906). При увольнении со службы, по представлению генерал-лейтенанта А.Н. Куропаткина, удостоен звания генерал-майора в отставке (1916). В материалах личного дела им было лично отмечено: “Службу Асфендиарова признаю выдающеюся по честности и добросовестности. За сим прошу о производстве его при увольнении в отставку в чин генерал-майора”. Приказ о присвоении воинского звания генерал-майора Султану Сеитджафару Асфендиарову было выявлено автором в ходе научного поиска в 2015 году [1]. 

В биографии Султана Сеитджафара Асфендиарова нельзя не упомянуть его супругу. Имя этой женщины вы не найдете ни в одном справочнике и энциклопедии. Согласно традициям казахского народа, имя женщины в генеалогиях семьи и рода, обычно, не указывается, за редким исключением. Их имена передаются из уст в уста поколениями или же вы можете найти их в каких-либо сохранившихся семейных документах, датированные началом XX века или же в служебных формулярах, личных делах более раннего периода, находящихся на хранении в различных архивах ближнего и дальнего зарубежья.

Рожденная в знатном роде степной аристократии, во второй половине ХIХ века ей будет суждено встретить и пройти всю свою сознательную жизнь рядом с яркой личностью своей эпохи. Впитавшая традиции родной культуры, она примет также культуру русскую, и вместе с мужем – Султаном Сеитджафаром сознательно дадут своим детям прогрессивное образование как в самом Ташкенте, так и в Европейской части Российской империи. 

Во многих архивных документах она значится как Асфендиарова Гульандам (Гуль-Андам). Несколько лет тому назад, просматривая ряд архивных документов, была выявлена ее девичья фамилия – Гульандам Кошкарбаевна Касымова. Вместе с тем, сопоставляя сведения о том, что их младшая дочь – Анналь Асфендиарова, обращаясь к своему сыну, всегда подчеркивала, что глаза его «наши кенесаринские», — это натолкнуло на ряд мыслей. Поделившись об этой интересной находке в узком кругу, выяснилось, что приходилось она внучатой племянницей Кенесары хану.

Как известно, после упразднения ханской власти и преследования самого Кенесары хана, многие его сородичи проживали в нынешней Туркестанской области. По архивным документам известно, что воинская служба Султана Сеитджафара в период 1870–1880 годов проходила в Чимкентском уезде Сыр-Дарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства. Надо отметить, что здесь формируется жизненное его мировоззрение, а также становление как профессионального военного офицера и переводчика. Можно допустить предположение, что знакомство с будущей его супругой состоялась именно здесь, и этот союз был одобрен обеими сторонами знатных семей. 

В автобиографии Султан Сеитджафар пишет: «<…> Человек я семейный; женился в 1874 году на дочери одного Киргизского Султана, от которой имею восемь человек детей» [2]. Надо полагать, что, из числа их детей, четверо, а именно – Фатима (1975), Айша (1877), Сеит Абилкаир (1878) и Умми-Гульсум (1880) родились в Чимкентском уезде Сыр-Дарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства, поскольку проходил здесь воинскую службу, что также подтверждается архивными материалами личного дела самой Умми-Гульсум Асфендиаровой [3].  Нуреддин (1885), Санджар (1889), Мансур (1895) и Анналь (1897) родились уже в г. Ташкенте. 

В жизни этой семьи стоить отметить особо стремление родителей дать своим детям перспективное образование, как было уже сказано выше. Из их числа Умми-Гульсум, Санджар, Мансур и Анналь учились в разные годы в Санкт-Петербурге, куда, по делам службы иногда приезжал Султан Сеитджафар. Наряду с достигшими высотами в профессиональной и служебной карьере, судьба его была также глубоко трагична – из четырех сыновей его к 1916 году в живых останется только Санджар. Султан Сеитджафар и Гульандам Кошкарбаевна последние годы жизни провели вместе с дочерью Умми-Гульсум, находясь на её иждивении. Скончались в 1928 и 1930 годах в г. Ташкенте [4].

В изучении исторических персоналий, помимо служебных документов, хранящихся в различных архивах ближнего и дальнего зарубежья, особую роль играет семейный (личный) архив. Фотографии прошлых лет и столетий, официальные и личные письма дают возможность более широко осветить события давно минувших дней и, по возможности, больше узнать о человеке. На представленной фотографии Гульандам Кошкарбаевна Касымова вместе с сыном Санджаром – студентом Императорской военно-медицинской академии г. Санкт-Петербурга.

За последние 4 года имя Умми-Гульсум Асфендиаровой стало более узнаваемым нашей общественности, особенно после публикации автором её фотографии и диплома с отличием [5, Л.1]. Имя её цитируется во многих статьях, посвященных ярким женским личностям до- и постреволюционного Туркестана. Телеканалом агентства «Хабар» предпринимаются попытки по снятию документального фильма, ее имя все чаще звучит с уст официальных лиц Казахстана.                          

Как известно, после закрытия в 1886 году женских врачебных курсов в Санкт-Петербурге, усилиями профессорского состава военно-медицинской академии, женщин-врачей и частных лиц, состоялось долгожданное открытие Женского медицинского института в 1897 году, который стал первым в России и в Европе учебным заведением, в котором женщины могли получить высшее медицинское образование. С момента смещения геополитических интересов России в Среднюю Азию, c последующими административными преобразованиями и возникшей потребностью в специалистах, в том числе и в медицинской области, предпринимались шаги по подготовке кадров в Туркестанском крае. Как пишет профессор Мадирим Махмудов: «Среди первых студенток Женского медицинского института были туркестанки - М.С. Голошевская и А.В. Эггерт. Они окончили учебу в 1902 году, а в следующем году - Зиверт, Керенская, А. Батыршина. В том же году Совет Туркестанского генерал-губернатора принял решение о выделении 10 стипендий для студентов-туркестанцев, обучающихся в Петербургском женском мединституте. Среди первых стипендианток были - Г.Дж. Асфендиарова, З.С. Абдурахманова, М.В. Гоби, Зелесская–Студенцева, Тамаркина, Г.М. Штейн, Т.И. Копытовская, которые окончили институт в 1908 г. [6].

Пользуясь случаем, на основе архивных документов, хранящихся в фондах Центрального государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга (ЦГИА), вашему вниманию предлагаются некоторые сведения в отношении Умми-Гульсум, которые дают возможность осветить периоды ее обучения в Ташкенте и Санкт-Петербурге.

12 ноября 1880 года, в Чимкентском уезде Сыр-Дарьинской области, в семье военного переводчика Султана Сеитджафара Асфендиарова, от законной его жены Гульандам Кошкарбаевны, родилась дочь, нареченная Умми-Гульсум. В января 1881 года поручик Султан Сеитджафар переводится в г. Ташкент для прохождения дальнейшей службы, где семья его проживает по адресу: Романовская улица, дача Туркестанского генерал-губернатора. Первоначальным обучением Умми-Гульсум занимается её мать. В сентябре 1891 года она поступает в женскую гимназию г. Ташкента, где, прослушав полный курс обучения, успешно оканчивает её в 1899 году (средний балл 4 (3/7)). 

По решению Педагогического Совета (28/V-1899 г.) и на основании §14 «Положения о Ташкентской женской гимназии», не подвергаясь особому испытанию, ей присваивается звание домашней учительницы, но с правами заниматься обучением и воспитанием детей лишь своих единоверцев-магометан.

В период обучения в женской гимназии Умми-Гульсум принимает решение посвятить себя врачебному делу. Эти строки принадлежат ей и вот, что она пишет: «Я родилась в 1880 году 12 ноября в небольшом уездном городке Чимкенте. Его я совершенно не помню, так как мой отец был переведен в Январе 1881 года в гор. Ташкент. С тех пор я безвыездно живу в этом городе. Первоначальным обучением моим занималась моя мать. Когда мне исполнилось девять лет, меня отдали в местную женскую гимназию. Училась я охотно и восемь лет проведенных там прошли совершенно незаметно. Уже будучи гимназисткой, я решила посвятить себя врачебному делу. Это решение еще более стало твердым с тех пор, как я часто посещала туземцев, видела, как эти бедные женщины и их дети погибают вследствие отсутствия или слишком поздней врачебной помощи. С декабря 1900 года я начала готовится по латинскому языку, весною нынешнего года сдала экзамен» [3, Л.11, 11об.].

В материалах её личного дела хранится документ, который гласит, что: «Удостоверение дано сие от Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора в том, что, если предъявительница сего, дочь ротмистра Султана Асфендиарова – девица Умми-Гульсум Асфендиарова поступит в текущем году в С.-Петербургский женский медицинский институт, то ей, согласно распоряжения Туркестанского генерал-губернатора будет выдаваться, во время обучения ея в названном Институте, пособие в размере 250 руб. в год, что удостоверятся подписью и приложением казенной печати. Город Ташкент. Мая 16 дня 1901 года» [3, Л.2.].

25/V-1901 года Умми-Гульсум обращается с прошением к его превосходительству г-ну директору с просьбой принять её в число слушательниц Женского медицинского института г. Санкт-Петербурга, при сём прилагает ряд необходимых документов для зачисления. 6/VI-1901 года, на основании положительного рассмотрения её прошения, она зачисляется в число слушательниц вышеназванного учебного заведения и получает образование на предоставленную стипендию. В период учебы в институте (1901-1908гг.) проявляет усердие и достигает блестящих результатов. По результатам полукурсового испытания и по зачету установленного числа полугодий в Санкт-Петербургском Женском медицинском институте, подвергается испытанию в медицинской комиссии при означенном институте, и в заседании её от 21 мая 1908 года Умми-Гульсум удостоена звания лекаря с отличием, со всеми имеющими правами и преимуществами.

По материалам послужного списка Умми-Гульсум Асфендиаровой, находящихся на хранении в Центральном государственном военно-историческом архиве (ЦГВИА) г. Москва, имеются ряд сведения о её служебной деятельности. В частности:

5/VI-1908 г. приказом по Военно-медицинскому ведомству за №86 была определена на службу в Тамерлановский сельско-врачебный участок Чимкентского уезда Сыр-Дарьинской области участковым врачом с содержанием, прочими видами денежного довольствия и служебными правами, присвоенными означенной должности.

27/VI-1908 г. прибыла в с. Тамерлановка.

28/VI-1908 г. вступила в исполнение в своих обязанностей [7, Л.53].

В административном отношении Сыр-Дарьинская область состояла из пяти уездов: Ташкентский, Чимкентский, Аулиеатинский, Перовский, Казалинский, Аму-Дарьинский отдел и г. Ташкент. В 1908 году в Сыр-Дарьинской области проживало 1 725 082 душ обоего пола, из которых 939 221 мужчин и 785 861 женщин. Городское население составляло 15% всего населения области. На долю коренного населения приходилась почти 95%, а из оставшихся 5% - половину составляли крестьяне-переселенцы, которых насчитывалось 50 668 душ обоего пола, при этом до 17 500 человек из их числа проживали в городах в качестве прислуги и переселенцев.

Чимкентский уезд, где начала свою служебную деятельность Умми-Гульсум, располагался в 114 верстах от г. Ташкента. Жителей обоего пола составляло 15 116 человек, домов - 3422, церквей- 2, мечетей- 36, учебных заведений- 30, фабрик и заводов - 11. Уезд состоял из 3 медицинских участков. Как видно из представленных данных, основная нагрузка всей медицинской службы, без сомнения, приходилась на долю коренного населения как в самом Чимкентском уезде, так и в целом по Сыр-Дарьинской области. В Тамерлановском сельско-врачебном участке состоится знакомство Умми-Гульсум с коллегой Дмитрием Алексеевичем Соколовым, с кем проработает несколько лет.

Для полноты понимания вводится в научный оборот впервые список уездных медицинских сотрудников, с кем бок о бок работала Умми-Гульсум Асфендиарова. Автор считает своим долгом упомянуть всех лиц, кто в потоке времени и на острие событий начала ХХ века, оставались верными своему долгу и служили беззаветно под небом Туркестанского края, внеся свой посильный вклад и этому посвятили свою жизнь.

Областное правление Туркестанского края: областной врач – кол. сек. Василий Яковлевич Сандрыгайлов, делопроизводитель из врачей – стат. сов. Георгий Иванович Гизлер, врач для командировок – кол. сек. Митрофан Васильевич Дроздов.

Ташкентский уезд: уездный врач – стат. сов. Николай Фловианович Войцеховский. Участковые врачи: 1 участок - стат. сов. Александр Павлович Орлов, 2 участок – стат. сов. Витольд Казимирович Косцюкевич, 3 участок – кол. сек. Николай Николаевич Амелин, 4 участок – женщина-врач Зейнаб Абдрахманова.

Чимкентский уезд: уездный врач – кол. сек. Александр Степанович Павлов. Участковые врачи: 1 участок – лекарь Константин Яковлевич Успенский, 2 участок – лекарь Владимир Сергеевич Елкин, 3 участок – Дмитрий Алексеевич Соколов, женщина-врач Асфендиарова.

г. Туркестан – городской врач стат. сов. Ян Станиславовч Мадалинский. 

Перовский уезд: городской врач – стат. сов. Валентин Игнатьевич Барановский; земская больница: ст. врач - стат. сов. Михаил Васильевич Игнатьев, мл. врач – кол. асс. Александр Владимирович Герценштейн. Участковые врачи: 1 участок пригород – лекарь Николай Петрович Калицкий, 2 участок Джулек – над. сов. Али Кутебаров. 

Казалинский уезд: уездный врач – кол. асс. Николай Николаевич Моисеенко. Городской врач – кол. асс. Николай Ганс. Участковый врач форта №2 (Кармакчи) – лекарь Николай Васильевич Петров.

Аулиеатинский уезд: уездный врач – стат. сов. Виктор Александрович Гевеке, городской врач – над. сов. Константин Константинович Евдокимов, пунктовый врач – Константин Иванович Скрябин. Участковые врачи: 1 участок – стат. сов. Александр Порфирьевич Бекаревич, 2 участок – стат. сов. Константин Иванович Иванов, 3 участок – лекарь Александр Григорьевич Лабут, 4 участок – Николай Михайлович Экземплярский [8, СС. 61, 84, 114, 113, 114, 117, 119, 120, 122 ].

В период службы в Чимкентском уезде Умми-Гульсум трижды находилась в отпусках с сохранением содержания: 1/X-1909 г. – 9/X-1909 г. (10 дней), 30/I-1911 г. – 8/II-1911 г. (10 дней) и 7/IX-1911 г. – 6/I-1912 г. ( 4 месяца). Возвращалась в срок. Получала денежное содержание в следующем размере: жалование – 1458 р. 96 к., столовых – 455 р. 92 к., квартирных – 285 р. 71 к. Всего – 2200 р. 59 к. [7, Л.53об., Л.54].

Четыре года спустя, 5/X-1912 г. приказом Военно-санитарного ведомства за №137, §2 Умми-Гульсум была перемещена без расходов от казны участковым врачом сельско-врачебного участка Ферганской области, с содержанием по штату и прочими довольствиями по положению. К месту службы прибыла 12/XI-1912 г. (в день своего рождения – примечание Б.А.) [7, Л.53об.].

В административном отношении Ферганская область делилась на 5 уездов без учета Памира. По сведениям администрации к 1 января 1908 года в уездах Ферганской области проживало: 

Андижанском – 456 183 душ обоего пола (территория - 13 333,2 кв. вёрст)

Кокандском – 455 439 (территория - 13 312,6 кв. вёрст)

Маргеланском – 450 877 (территория - 14 069,1 кв. вёрст) 

Наманганском – 442 731 (территория - 15 273,4 кв. вёрст)

Ошском – 191 194 (территория - 25 252,7 кв. вёрст). 

Итого: общее население области составляло 1 996 424 человека, территория равнялась 81 241 кв. вёрст без Памира. На долю Памира приходилось 45 600 кв. вёрст. При этом её мусульманское население составило 1 961 294 человека (98,25%), а все остальные народности – 35 731 человек (1,75%) [8, С.145].

Новое назначение Умми-Гульсум в Ферганскую область можно объяснить накопленным богатым практическим опытом, профессионализмом, знанием языка и традиций коренного населения, огромным доверием местного населения, что, возможно, в интересах медицинского ведомства стало побудительным мотивом её перевода на этот сложный участок края. 

В начале ХХ века, когда Россия подошла к состоянию кризиса, обусловленного противоречиями между назревшей модернизацией и традиционной социально-политической структурой, в далеком Туркестанском крае личность главного визиря Хивинского ханства Сеид Ислам-ходжи была знаковой. Будучи сторонником осуществления либеральных преобразований, масштабных реформ в обществе-политической и экономической жизни, под его руководством в достаточно короткие сроки были построены хлопкоочистительный завод, электростанция, почта, телеграф, светские школы джадизма, русская школа. Одним из социально-значимых объектов стала первая больница для местного населения, предусматривающая женское, детское, офтальмологическое и диагностическое отделений, фармацевтический кабинет и амбулатории, которая должна была открыться в 1913 году. Принимая во внимание, что до революционного периода 25 миллионное мусульманское население Российской империи отождествляло себя не по национальному признаку, а по вероисповеданию - исламом, то становится весьма неслучайным выбор единственной женщины-врача мусульманки на территории всего Туркестанского края. Им стала дочь небезызвестного Султана Сеитджафара, с кем Сеид Ислам-ходжа был знаком не один год и имел достаточно доверительные отношения. Детали этого вопроса нам неизвестны, вместе с тем, в ЦГА РУз храниться письмо Умми-Гульсум, адресованное отцу, которое было написано16/XI-1912 г. - четыре дня спустя после приезда в с. Пап. В письме обсуждаются возможные условия, при которых она могла бы продолжить службу в открывающейся новой больнице. Состоя на государственной русской службе уже четыре с половиной года, в письме, однако, не прозвучал однозначный ответ, поскольку Умми-Гульсум рассчитывала по окончании службы получать пенсию от этого правительства. Тем не менее, в завершении своего письма, выражая надежду, она пишет: «… Если назначение моё в Хиву по милости Хазрети Хана состоится, то я была бы крайне рада случаю поработать добросовестно на пользу родного мне мусульманского населения и постараться заслужить высокое внимание Хазрети Хана, сановников, состоящих при особе Его светлости, а также доверие и расположение хивинских жителей» [9]. 

В Папском сельско-врачебном участке Умми-Гульсум проработает менее года совместно с фельдшер-акушеркой Еленой Павловной Волконской. Вероятно, сложности перевода по службе в Хивинское ханство, равно сему оторванность от дома более 12 лет, неустроенность личного быта, ненормированный рабочий день – всё это вызывало обеспокоенность, и в сложившихся условиях, согласовав с родными и близкими, осенью 1913 года она оставить службу и перейдет работать в открывшуюся новую больницу г. Хивы, а в последующем 1914 году будет уже работать в родном г. Ташкенте.

Ниже прилагается также выявленный в ходе научного поиска поименный список коллег Умми-Гульсум Асфендиаровой, работавших в уездах Ферганской области:

Ферганская область: областной врач – стат. сов. Алексей Алексеевич Шеманский, делопроизводитель из врачей – кол. сек. Алексей Флегонтович Дунаев.

Управление г. Скобелево: городской врач – стат. сов. Александр Михайлович Браунштейн, городской фельдшер-акушер Анна Федоровна Локтионова.

Управление старого г. Маргелана: городской врач – кол. сек. Иосиф Томаш Николаевич Рачинский, фельдшер-акушер – Екатерина Петровна Жукова, заведующая лечебницей для туземных женщин и детей – Александра Викторовна фон-Зигернкорн.

Скобелевское уездное правление: Участковые врачи: 

Русско-сельский участковый врач – кол. асс. Макс Бернгардович Ген, фельдшер-акушерка – Наталья Павловна Вольфзон (Русское село).

Шариханский участковый врач – кол. асс. Александр Никанорович Сиеранский, фельдшер-акушерка – Мария Николаевна Ксандрова (с. Шарихан).

Ассекинский участковый врач – лекарь Наталья Яковлевна Василевская-Финкельштейн, фельдшер-акушерка – Александра Панкратьевна Владимирова (с. Асеке).

Чимионский участковый женщина-врач – Мария Алексевна Гейштор, фельдшер-акушер – Александра Павловна Богдановская (с. Чимион).

Кокандское уездное правление: городской врач – лекарь Георгий Александрович Мейпариани, фельдшер – Ольга Клименченко.  Уездный врач – лекарь Горловский.

Врач городской больницы г. Коканда – над. сов. Рафаэль Федорович Маленков, фельдшер-акушерка – Мария Николаевна Грызова.

Заведующая женской лечебницей для туземных женщин и детей – женщина-врач Мария Константиновна Филиппова, фельдшеры – Серафима Васильевна Мауэр, Александра Георгиевна Перфильева.

Риштанский участковый врач – Анна Николаевна Соболева (ст. Серово).

Биш-Арыкский участковый врач – кол. асс. Петр Иванович Берингов, фельдшер-акушерка Людмила Петровна Сологуб (с. Биш-Арык).

Исфаринский участковый врач – Юлия Алексеевна Курбатова, фельдшер-акушерка Елена Прокофьевна Есионова (с. Исфара).

Наманганское уездное правление: городской врач – стат. сов. Владислав Константинович Дылевский, уездный врач - лекарь Юзеф Ватцлав Францевич Осмульский. 

Заведующая женской лечебницей для туземных женщин и детей – лекарь Виктория Иосифовна Поплавская, фельдшеры – Поплия Авдеевна Волоховская, Ольга Петровна Максимова. 

Чустский городской врач – кол. сек. Каетан Александрович Щениовский, фельдшер-акушерка - Вера Робинзон (г. Чуст).

Чартакский участковый врач – кол. сек. Николай Александрович Мордкович, фельдшер – Александра Николаевна Александрова (с. Чартак).

Папский участковый врач – Умми-Гульсум Асфендиарова, фельдшер-акушерка Елена Павловна Волконская (с. Пап).

Андижанское уездное правление: городской врач – над. сов. Василий Васильевич Кошурников, фельдшер-акушерка – Надежда Федоровна Петрова. Уездный врач – стат. сов. Иван Осипович Ордынец.

Заведующая женской лечебницей для туземных женщин и детей – женщина-врач Мария Станиславовна Голашевская, фельдшеры – Людмила Петровна Поваренных, Зухра Абрамовна Богданова. 

Избаскентский участковый врач – Елена Александровна Трубина, фельдшер – Наталья Ивановна Тяночкина (с. Избаскент) (с.53).

Базар-Курганский участковый врач – кол. асс. Вацлав Юльянович Воеводский, фельдшер-акушерка – Леонтина Францевна Легун (с. Никольское). 

Курган-Тюбинский участковый врач – Нина Ивановна Бакрадзе, фельдшер-акушерка – Эмилия Васильевна Кеббель (с. Курган-Тюбе).

Джалал-Абадский участок – фельдшер-акушер Антонина Васильевна Зуева (с. Джалал-Абад).

Ошское уездное правление: городской врач-лекарь – Александр Иванович Морошкин, акушерка – Анна Николаевна Кондратьева. Уездный врач – стат. сов. Григорий Яковлевич Аушев. Покровский участковый врач – лекарь Клавдия Николаевна Иорданская (сл. Покровское) [10, СС.50, 51, 52, 53, 54].

1913 год – переломный и, возможно, осознанный период жизни Умми-Гульсум Асфендиаровой. Рожденная в семье чингизида, впитавшая с детства мудрость отца  и проницательность матери, стремившаяся быть полезным обществу, состоявшаяся как личность и специалист на возросшем чувстве человеколюбия, будучи врачом женским и имея дело в вопросах материнства и детства коренного населения, выбор свой сделала она  в пользу любви к своему народу и веры в будущее, тем самым заложив основу для последующих свершений.

В 1913 году столица Туркестанского края г. Ташкент занимал огромную площадь в 176 кв. верст, состоял из русской и туземной частей. Население составляло около 300 000 человек обоего пола, при этом в русской её части (не считая войск) проживало до 72 000 человек (24%), и 228 000 (76%) человек приходилось на туземное население. Медико-санитарная служба города находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. На население в 300 000 человек имелась только одна городская больница на 90 коек, несколько городских амбулаторий, небольшая частная больница доктора Слоним и военный госпиталь. Сама администрация города признавала острую потребность в постройке больницы в туземной её части, однако, по неизвестным причинам, вопрос этот не решался. В городе были открыты несколько аптек - лучшими из них считалась городская, затем Пушкинская, Соборная и Махрамская [10, сс.105, 106].

Положение дел с оказанием медицинской помощи в вопросах материнства и детства находилось также в крайне плачевном состоянии. На весь город, например, были всего несколько врачебных акушерско-гинекологических кабинетов: Д.Н. Бодрова (ул. Кауфманская, 49), М.И. Горенштейн (ул. Московская, 24), А.Я. Кац (ул. Иканская, 11), А.Н. Ковригина (ул. Московская, 30), Павлова-Руцкина, (ул. Давыдовская, 5), А.Н. Предтеченская, (ул. Обуховская, 53), Прокофьева-Ананьева (ул. Московская, 42), В.Г. Троенкина (ул. Паркентская, собст. дом), Е.А. Хусид (ул. Николаевская, 8), Е.А. Штейн (ул. Романовская, 12). 

По вопросам детских болезней можно было обратиться во врачебные кабинеты Б.Л. Зайдель (ул. Долинского, 14), А.Н. Ковригина (ул. Московская, 30), А.Г. Конохова, (ул. Московская, 37), Е.В. Корчиц, (Старо-Госпитальная, 90), В.И. Лысенко (ул. Гоголевская, 4) и Я.Б. Магнетштейн (Воронцовский проезд, 37).

 На весь город функционировали всего четыре родильных дома: родильный покой Туркестанского благотворительного общества (ул. Куйлукская,12), родильный дом М.И. Горенштейна (ул. Московская, 24), родильный приют О.В. Ковалевой (ул. Старо-Госпитальная, 58) и частный родильный приют врача А.Н. Предтеченской (ул. Обуховская, 53) [11, СС.85, 86].

Если принять во внимание, что вышеназванные лечебные учреждения находились в русской части г. Ташкента, чьи услуги в большинстве своём были платными, то можно представить себе насколько тяжелым было положение коренного населения без доступной медико-санитарной помощи на протяжении многих лет, и как вследствие сего показатели её младенческой и материнской смертности были очень высокими.

В сложившихся условиях, в 1915 году Умми-Гульсум впервые открывает родильный дом на 14 коек для приема женщин коренного населения в самом густонаселенном массиве Тахтапуль, что явилось долгожданным событием для всего г. Ташкента. В 1918 году её усилиями будет открыта акушерско-гинекологическая больница уже на 30 коек, на базе которой, в последующем, будет сформирована основная клиника Алмазарского района города, где Умми-Гульсум проработает активно до 1930 года в качестве заведующей отделением и заместителем главного врача. Благодаря самоотверженному её труду и всего медицинского коллектива акушерско-гинекологическая помощь в период беременности, родах и послеродовом периоде станет доступной для женского населения старого города – десятки сотни из них познают счастье материнства и радость рождение здоровых детей.

В январе 1920 года Наркомат здравоохранения Туркестанской республики своим решением находит возможным открыть 2 отделения акушерских курсов при родильных покоях в Старом и Новом городе. Умми-Гульсум Асфендиарова вместе с врачами Галиновской, Фридман, Щварц, Шишовой, Шороховой, Фуксман, Ананьевой, Машковцовой принимают самое активное участие в становлении этих курсов, в последующем и медицинского техникума, где разрабатывают и внедряют учебные программы подготовки акушеров из числа местного населения. Работая в непростых условиях, наряду с лечебной работой, на этой стезе проявляется широкий диапазон её педагогического дарование. Вот что писала о тех днях два года спустя Умми-Гульсум на страницах газеты «Ак Жол» (на казахском языке): 

 «Акушерка курсы. 1920 жылы Ташкентте екі жылдық мұсылманша акушерлік курсы ашылған. Бұл курсқа қазақтан басқа жұрттың қыз әйелдері кіріп, биыл алты ноғай, 2–3 өзбек қыздары бітіріп, өздерінің қалаған елінің ортасына сайланып, орын алып отыр. Бұл курстың оқушыларының көбі қазақ болғанмен де, ашылған кезде қанша қазақ әйел қыздарын кіргізуге талап еткенмен, ол талап һәм ниет құр талап ниет болып көзге көрініп, талап етіп кіремін деп тұрған қазақ әйелі мен қызы болмаған соң жүзеге шықпай қала берген.

Бұл курсты әйел курсы ғой, не шығар дейсің дегенде болуы мүмкін һәм барып оқимын деген қазақ әйел қыздарына одан не шығады дейсің деген мәслихат беріп, талап еткен әйел қыздардың талабын қайтарушылар да болар. Ол азаматтарға ескертетініміз: қазақ әйелдері босанарда һәм босанғаннан кейін өзін-өзі күте білмегендіктен һәм оларға қарап денсаулығын қорғауға мәслихат, жәрдем беретін адамдардың жоқтығынан, көп қазақтың әйелдері кеселді болып, көп әйелдер акушерка сияқты жәрдемшілердің жоқтығынан босана алмай өліп те жатқан жоқ па? Не себепті қазақтан басқа ғылымы бар қалада тұрған орыс-ноғай халықтарының әйелдері бала көтергеннен кесел таппайды? Акушеркалар себеп болып, қазақ әйелдеріндей көп ауруларға ұшырап өлмейді. Егерде халық азаматтары бұл курсқа әйел қыздарын жіберуге халықты ұғындырып, қазақ әйел қыздары келіп бұл курсты бітіріп, елінің ортасына барса, келешекте көп қазақ әйелдерінің бала көтергенде ауырмастығына һәм босана алмай өліп жатқан көп әйелдердің өлмесіне себеп болып, көп шырқыраған жас баланы жетімдіктен һәм тірі жетімдіктен ажыратар еді. Сондықтан жалпы іс асындағы халық азаматтарынан өтініш тілек, бұл курсқа не шығады дейсің көзбен қарамай, қолдан келгенше «Ақ жолдың» санындағы бұл курс туралы құлақтандыруға муафик оқуы сай келетін қазақ қызы мен әйелдерін жіберуге тырысса екен.

Осы жобаға халықты үгіттеп ұғындырса екен деп тілек өтініш етемін.

Бұл курста оқу сентябрь айының 15-нен басталады.

Ескерту: акушерка деп әйел босанарда жеңіл босануға жәрдемші болатын һәм босанған әйелдердің қуаттанып аурусыз, сырқаусыз қалыбына келуге жәрдем көрсететін ғылым бар ысылған әйел яки қыздарды айтады. Үммі Гүлсім» [12].

Актуальность подготовки специалистов из число коренного населения нашло своё отражение на страницах газеты «Ак Жол» и в 1923 году (на казахском языке):

«Түркістанда. Аймақтық мұсылманша фельдшерлік мектеп. Мұсылмандар үшін фельдшерлік мектеп 1920 жылы ашылды. Әуелгі жылдары оқу жергілікті жерде болды. Бірақ мұсылмандардан дәрігерлік біліміне жетік оқытушылар табылмағандықтан, жергілікті тілде оқытып болмады.

Биыл мектеп аяғынан тұрып, жөнделіп кетті. Денсаулық комиссариатының қарауынан халық ағарту комиссариатының қарауына көшті. Оқу кідіріс жоқ, тоқтамай жүріп тұрады. Мектептің 40-50 кісілік интернаты бар. Оқытушылар 30 шамалы. Оқытушының саны басында 50 шақты еді. Бірақ, ол уақытта оқытушыларға киім, тамақ бермегендіктен, бір қатары басқа мектептерге кетті.

Мектепке 16 жасқа толмаған жастар алынбайды.

Шәкірттердің дені өзбек. Қазақ, татар, башқұрт аз, көбісі Ташкенттік. Сырттан келгендері аз, себебі әуелгі уақытта интернат болмағандықтан, жұртқа көп жарияланбады. Келесі жылы жаңадан 100-120 кісі алынады. Жаңадан кірушілерден орыс тілінен һәм есептен емтихан алынады. Кіруге әзірлігі аздар үшін, әзірлеу кластары ашылады. Оны бітіргендер бірінші курсқа алынады.

Аймақтық мұсылманша фельдшерлік мектебінің мақсаты зор. Жергілікті халықтардан көзі ашық, көңілі жарық, халқына үйір, дәрігерлік қызметкерлер үлгірту, солар арқылы ел ішіндегі надандықтың салдары саналатын бақсылықты жою. Көптің, халықтың қамы үшін ашылған мектепті халық есінен шығармас деп ойлаймыз. Кәсіпшілер һәм жастар ұйымдары жыл сайын оқушылар жеткізіп жіберіп тұрар деп сенеміз.

Мектептің көркейуі көп үшін керек, сондықтан, мектептің мұңы - көптің мұңы. Іс басындағы азаматтар осыны ескерсін.» [13].

Отсутствие достаточного количества архивных источников, как известно, не позволяет исследователю оценить в полной мере изучаемый отрезок исторического времени. Тем не менее, фотография, как материальный источник, иногда говорит ярче и больше, чем это делал бы текст. Выражая высокое уважение личному архиву Марьям Якубовой и исследователю Зарипову Рафаэлю Хасановичу, сегодня имеется возможность увидеть тех ярких личностей своей эпохи, кто внёс свой посильный вклад в становлении акушерской школы, материнства и детства в Туркестанском крае, благодаря чьим усилиям и колоссальному труду сотни девушек, получив среднеспециальное образование, вернулись в родные края и приложили свои знания, труд во благо своего Отечества. Имена педагогов Бурхана Баязитова, Умми-Гульсум Асфендиаровой, Марьям Якубовой, Амины Терегуловой, Мариям Еникеевой, Нурии Байбековой, Комковой, Сергеевой и многих других, несомненно, будут вписаны в летопись истории здравоохранения Центральной Азии. 

Последние годы жизни Умми-Гульсум Асфендиаровой, к сожалению, остаются для нас неизведанными. Отрывочные сведения свидетельствуют, что в 1921 году она была избрана членом редакции журнала «Білім туы» [14]. В том же году пожертвовала большую сумму денег в размере 15 500 рублей после трагической гибели известного Амина Машхур Жусупулы Копеева в г. Ташкенте [15]. Её младший брат Санджар Асфендиаров [ректор КазГУ (1928–1931), Директор Казахского медицинского института (1931-1933), нарком здравоохранения КазАССР (1931–1933), заместитель Председателя Казахстанской базы АН СССР (1933-1937)] в трагические годы был арестован как враг народа и предан суду. Положение дел усугубляла то обстоятельство, что она сама была дочерью генерала царской армии. Автор не исключает вероятность того, что тень репрессии коснулась также и Умми-Гульсум Асфендиаровой. Долгое время дата её смерти и место захоронения не было известно, считалось, что оно утеряно. Два года назад усилиями группы «Память о ташкентцах» под руководством Вавиловой Татьяны Александровны было определено место её захоронения на Боткинском кладбище г. Ташкента, что послужило основанием продолжить дальнейшее исследования. В том же году, в стенах Национальной Библиотеки им. Алишера Навои, в ходе научного поиска, был выявлен её некролог на страницах газеты «Красный Узбекистан (Qzil Ozbekistan) на узбекском языке, где была указана точная дата её смерти. После продолжительной болезни сердце этой удивительной женщины перестала биться 23 октября 1937 года. В самом некрологе уже тогда упоминалась, что Умми-Гульсум – первая женщина Средней Азии, удостоенная звания врача; неоднократно награждалась за многолетний труд и личный вклад в дело охраны здоровья населения, развитие медицинского образования и практического здравоохранения. Она была избрана депутатом ташкентского горсовета и членом ЦИК Узбекской ССР в 1935 году. Автор допускает мысль, что надгробный камень на её могиле был установлен некоторое время спустя усилиями сотрудников её коллектива, где она проработала долгие годы, воспитанниками и теми согражданами, кто помнили и любили её на протяжении жизни. В научный оборот вводится впервые её некролог на узбекском языке:

 «GULSUM ASFANDIJAROVA. Ozbekistan SSR Markazij Içracominin va Taşhkent Sahar Sovetinin a’zasi doqtor Gulsum Ça’far qizi Asfandijarova aqir qazal blan uzaq vaqt jatkandan kejin 23-nci oktabrda vafat qildi. 

Marhum Asfandıjarova 1880-ncı jılda Taşkentja tugulub, 1908-ncı jılda Taşkentda orta malumat algandan kejın Lenınhgraddagı Xatınlar Medıtsına Istıtutını tamamlagan edı. Asfandıjarova Orta Asıja xalglarıdan cıqqan bırıncı xatın doqtor edı. U gursnı tamam qılgandan kejın oz vatanıga qajtıb kelıb, dastlab Qazaqıstanda, undan kejın Uzbekıstannın Farqana vadısıda, Xarazmda va Taşkentda 29 jıl uzlıksız ışladı. Ixtısası daja-gınecolog bolgan Asfandıjarova kop jıllar mahallıj xalq xaтınları arasıda oz ışını 1915-ncı jılda 15 orınlık kıckına kasalxanada başlab davam etdırdı. Asfandıjarova 1918-ncı jılda Almazarda 30-orınlık dajalık-gınekologıja kasalxanıdı actırıb, şunda 1930-ncı jılgasa mudır bolıb turdı. Hazırgı Taxtapuldagı dajalık-gınekologıja kasalxanası bu kazalxanadan osıb çıqtı. Marhum Asfandıjarova bu kasalxananın osuşuga unın tuquruqxana bolumı mudırı va baş vracnın orunbasarı sfatıda aktıv qatnaşdı.

Bundan taşqarı doqtor Asfandıjarova katta va çavabgarlı ışlarnı alıb barıp, 1920-ncı jıldan ta vafatıgaca dajalık, feldşerlık maktablarıda va medıtcına texnıkumlarıda dars berıb keldı. Ozbekıstannın maxallıj xatın-qızlarıdan kopları undan dajalık va medıtcına bılımları aldılar.

Gulsum Asfandıjarova kasallarga jaxşı va huşjarlık blan munasıbatda bolganlıgı, batırlarca va halal ışlaganlıgı, ışdan baş tartmaslıgı ucun kop martalar mukafatlandı va 1935 jılda Uzbekıstan SSR Markazıj Içraqomının faxrıj jarlıgını alıb, Taşkent şahar sovetıga a'za bolib sajlandi

Dajalik-ginekologija kasalxanasi xadimlarinin kolektivi sevikli oz ortaqinin vaqtsiz vafatini qattiq qalqi blan qarşı aladıkı, unın ışları butun bızlar ucun va u tarbıjalagan kop sanlı medıtcına kadrları ucun ıbrat bolarlıkdır.

Baş vrac A. Brukson. Partorg Zemskaja. Mestkom Krajnova. Professor Xaskın, Danıjaxı. Vraclar: Buxgalter, Teregulova, Selts, Kaznıtskaja, Fen, Laxonına, Bormejster, Umarova, Izamşajeva, Arıfxanova, Zuzanova. Dajalar: Zısıx, Andrejeva, Benderskaja, Jenıkejeva, Sorokına, Gıssına [16].

Источники:

Высочайшие приказы, Царское Село, 28 ноября 1916 г.

ЦГА РУз. Ф. И-1. Оп.27. Д.30.

ЦГИА СПб. Ф.436, Оп.1, Д.944.

РГАСПИ г. Москва. Ф.17, Оп.100, Д.339, регистрационный бланк члена ВКП(б) Санджара Асфендиарова, без номера, на 7 листах.

ЦГИА СПб. Ф.436, Оп.4, Д.230.

М. Махмудов. Гульсум Асфендиарова – первая врач-казашка. Библиотека Хуршида Даврона //https://greylib.align.ru/827/gulsum-asfendiarova-pervaya-vrach-kazashka.html

ЦГВИА г. Москва. Ф.409, Оп.2, Д.180523 (послужные списки 171-474).

Адрес-справочник Туркестанского края с иллюстрациями, календарем на 1910 год. Лито-типография В.М. Ильина. Ташкент.

ЦГА РУз. Ф. И-125, Оп.1, Д. 2, ЛЛ. 11–12// www.kungrad.com›history/doc/gulsum/.

Г.М. Цвилинг. Туркестанский край. Сельско-хозяйственный торгово-промышленный адрес-справочник и календарь 1913 год. Ташкент.

В. Пироговский. Путеводитель по г. Ташкенту. Полный адрес-календарь на 1914–15 гг. Типо-литография газеты «Туркестанский курьер», Ташкент, 1914 год.

Ақ Жол, 1922 жыл, 21 июль, №196.

Ақ Жол, 1923, 22 март, №287.

Ақ Жол, 1921, февраль, №24.

Ақ Жол, 1921, 30 июнь, №73.Qzil Ozbekistan, 1937, 27 Oktabr. №247 (4025), tortinci bet.

Бакыт Алтынбеков

Е-адрес: altynbek.bakyt@gmail.com

Мақаланың фотосуреттері - Бақыт Алтынбековтың жеке архивінен