Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Раим
10.02.2020 1217
Портал Qazaqstan Tarihy продолжает серию публикаций исследователя Д. Черниенко, посвященную историческим обстоятельствам появления и современному состоянию сакральных мест Казахстана

Внимание Шевченко к святым местам проявилось не только во время длительного и сложного перехода на Арал, но и непосредственно в период подготовки и проведения морской экспедиции.

19 июня 1848 года караван прибыл в укрепление Раим (ныне аул Райым Аральского района Кызылординской области), расположенное в устье Сырдарьи, на мысу ее берега (около 40 метров) и вблизи одноименного пресного озера. Здесь была заложена верфь по сборке кораблей для дальнейших плаваний по морю.

Вид с Раимского холма на аул и озеро 

В повести «Близнецы» Шевченко так описал это событие: «С восходом солнца мы близко уже подошли к Раимскому укреплению. Вид со степи на укрепление грустнее еще, нежели на Калу-Иргиз. На ровной горизонтальной линии едва-едва возвышается над валом длинная, камышом крытая казарма. Вот и весь Раим… Подъезжая к самому укреплению, открывается зеленая широкая полоса камыша, и кое-где из темной зелени выглядывает серебристая Сыр-Дарья… Между двумя широкими озерами высовывается мыс…».

 

Вид с Раимского холма на Сырдарью

Важные сведения о событиях того времени оставил в своих записках один из участников похода и близкий друг Шевченко капитан А. Макшеев. Он указал, в частности, что название поселения происходит от имени батыра, остатки абы которого вошли в черту укрепления при его постройке. Могила считалась у местных жителей священной и несколько лет оставалась внутри крепости нетронутой. Но все же в 1852 году была разрушена по указанию одного из командиров-самодуров.

 

Вершина холма – на месте бывшей крепости

Находясь здесь после прибытия более месяца, Шевченко имел возможность сделать зарисовки местных достопримечательностей. Самым первым в это время был выполнен акварельный рисунок внутреннего вида крепости. Внизу слева рукой Шевченко сделана надпись: «1. Раим». Рисунок построен на контрасте темных и светлых тонов. На переднем плане изображена полуразрушенная могила батыра Раима, сооруженная над его останками и напоминающая каменный полумесяц. На втором плане – группы солдат, две юрты, казарма, из трубы которой идет дым. Эти элементы несколько оживляют рисунок, но в целом, как замечали исследователи, он «вызывает чувство безнадежности и глубокой тоски».

 

Укрепление Раим. Внутренний вид. Акварель

Изображение могилы Раима известно и по другому рисунку Шевченко. По поводу его создания существует две версии. По первой, работа выполнена в тот же период, что и предыдущая – июнь-июль 1848 года. Но тогда это своего рода «монтаж», фантазия художника, так как в то лето христианской церкви еще не было, ее строительство даже не началось, а завершалось только через несколько месяцев зимой 1848–1849 годов. Поэтому исследователи допускают, что рисунок был сделан не с натуры, а, вероятно, с готовящегося проекта, с которым Шевченко предварительно ознакомился. По второй версии, рисунок создан позднее, в феврале-апреле 1849 года, уже после завершения строительства церкви, когда экспедиционный отряд находился тут на зимовке. В любом случае интересно, что Шевченко сопоставил и передал находившиеся какое-то время рядом две святыни – мусульманскую и христианскую, которые принадлежат разным культурам. И справедливо будет заметить, что недавно возведенная церковь ненамного пережила соседку-абу, т.к. Раимский форт был официально расформирован уже в 1854 году в связи с изменениями пограничных линий и вскоре заброшен. Хорошо видно, что в отличие от первого рисунка могила Раима показана не так выразительно, лишь наброском. Церковь тоже недостаточно прорисована. Здесь уже нет людей и юрт, но добавлены казарменные постройки (форт продолжал застраиваться). Заметно, что церковь совершенно не вписывается в общую композицию. По этому поводу в литературе высказывались мнения, что авторская задумка как раз и заключалась в том, чтобы показать либо неестественность нахождения такого сооружения в пустыне, либо таким образом обратить внимание на самодержавную колонизаторскую политику в Азии.

 

Укрепление Раим. Рисунок

Шевченковед и исследователь истории Аральского края Л. Сапожникова в одной из своих книг передает местную легенду, согласно которой Раим был известным проводником караванов, а во время набегов врагов-хивинцев как храбрый и умелый воин защищал свою землю и участвовал в боях, в одном из которых был смертельно ранен. Его привезли на боевом коне в родной аул, перед смертью он успел попрощаться с женой и детьми и сделать необходимые наставления. Жители аула похоронили батыра-караванщика на самом высоком холме, сделали надгробие и назвали свое селение именем героя. Впоследствии про батыра было сложено еще немало легенд на берегах Аральского моря – о том, что он знал все дороги родного края, умел предсказывать будущее и другие. По легенде, сыновья Раима – в том числе Альмамбет (Альмамбек, Альмобет в текстах А. Бутакова и А. Макшеева), наследовали дело отца и тоже стали хорошими караванщиками, сопровождали экспедицию в морских плаваниях.

 

Читайте также: Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Дустанова могила

 

Альмамбет и Тарас подружились, в Раиме Шевченко нередко был гостем в юрте проводника, рисовал его детей (возможно, это подтверждает сепия «Казахи в юрте»), якобы, именно Альмамбет попросил нарисовать надгробие на могиле отца, и Шевченко не смог отказать своему другу.

По информации, собранной Л. Большаковым из архивных документов и воспоминаний участников, известно, что Альмамбек – реальная историческая фигура, уроженец Приаралья, происходил из «чиклинского рода» (шекты), принимал активное участие в морском походе, за что в итоге был награжден «суконным кафтаном». За время плавания стал добрым приятелем и советчиком для капитана А. Бутакова и других членов экипажа. А. Макшеев называет его в своих дневниках «кос-аральским киргизом», «стариком, хорошо знавшим окрестности Аральского моря».

Но сложно сказать, опровергают или подтверждают эти сведения красивую легенду о батыре Раиме и его сыновьях.

 

Раимский холм с долины реки, на вершине – памятный знак в честь Шевченко

 

(Продолжение следует)

Д.А. ЧЕРНИЕНКО,

старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,

кандидат исторических наук

При подготовке материала использованы публикации Л. Большакова, Л. Сапожниковой, статьи из «Шевченковской энциклопедии» (в 6 томах, Киев, 2013–2015). 

фото – автора