Как Чингисхан завоевал Среднюю Азию. Часть 2
16.01.2020 3071
Отношения между государством Хорезмшах и Монгольской империей накалились

Чингисхан после казни очередного своего посла принял решение идти войной на соседнее государство, а Хорезмшах тем временем стал готовить оборону своих границ. Чем закончилось это противостояние известно, но портал Qazaqstan Tarihy предлагает детализировать путь главных участников конфликта, а также рассказать о событиях, последовавших за разгромом войска Мухаммеда Ала ад-Дина

 

Подготовка к походу

Согласно данным «Сокровенного сказания монголов», число монгольских войск к 1206 году составляло порядка 95 тысяч воинов. Затяжная война в Северном Китае не способствовала увеличению численности монголов в армии Чингисхана, однако позволила собрать под свои знамена некоторые «лесные племена» (буряты и баргуты) и ойратов. Оставленный в Китае го-ван Мухали задействовал в своих походах около 23 тысяч монголов, помимо вассальных племен. Одновременно с этим, в северной части Монгольской империи вспыхнуло восстание племен хори-туматов и курыкан, которым не понравилось решение Чингисхана даровать Хорчи-нойону 30 женщин из этих племен в качестве подарка. Для подавления взбунтовавшихся под началом предводительницы племени хори-туматов Ботохай-Таргун Чингисханом было выделено 20 тысяч воинов. Оставшихся сил было недостаточно для нашествия в Среднюю Азию, поэтому Чингисхан призвал уйгуров, карлуков и другие местные племена. К слову, тангуты тоже были призваны Чингисханом, но посол тангутского бурхана дерзко ответил: «Если у тебя не хватает войск для похода, то не будь каганом». Чингисхан это запомнил.

Собранную армию Чингисхану нужно было перебросить из Монголии через пустыни к границе державы Хорезмшахов. Войска Чингисхана начали движение от берегов реки Керулен, дошли до Иртыша и, кочуя по казахским степям, двинулся к границам державы Хорезмшахов. На это ушел весь 1219 год. Но, пока шло движение основных сил монголов, он направил к границам Хорезмшахов с разных направлений отряды, чтобы ввести Мухаммеда Ала ад-Дина в заблуждение относительно планов монголов.

 

Первая стычка

Для Хорезмшаха приближающееся сражение с монгольскими войсками не было первым. Он уже сталкивался в степи с войсками Субудая в 1216 году, когда последние преследовали остатки племени меркитов, бежавших на территорию современного Казахстана.

К 1216 году меркиты уже не представляли самостоятельную этносоциальную культуру, многие из них вошли в состав монгольского войска или смешались с кыпчакскими племенами.

В 2016 году остатки сопротивлявшихся меркитов под предводительством сыновей Токта-беки были перебиты монголами. Когда меркиты были добиты Джучи и Субудай увидели приближающееся войско Хорезмшаха Мухаммеда Ала ад-Дина. Чем было мотивировано это желание ударить по монгольскому войску досконально неизвестно, однако существует версия, что хорезмский правитель сам собирался идти войной на меркитов, однако к тому моменту, когда подошел к их станищу увидел войска монголов. Он решил, что у него отобрали добычу и направил свое войско на монголов.

В ходе битвы монголы сражались яростно и целый день противостояли значительно более превосходящим войскам Хорезмшаха, но к наступлению темноты ни одна из сторон не добилась решающих результатов. Ночью, заранее подготовив множество костров, монгольские воины тихо покинули место сражения. Утром было обнаружено бегство монголов и Мухаммед ала ад-Дин объявил себя победителем.

 

Как Чингисхан завоевал Среднюю Азию. Часть 1

 

Вторжение

Исследователи говорят, что монголы появились на границах государства Хорезмшах только к осени 1219 года. Сначала войска Джебе перешли через Тянь-Шань и вторглись в Ферганскую долину, где их встретило войско Хорезмшаха. Крупное сражение продолжалось целый день, а ночью монголы ушли, увидев превосходящую их численностью армию Мухаммеда Ала ад-Дина. Это сражение позволило Джебе оттянуть значительные силы Хорезмшаха в этот регион. В октябре 1219 года к Отрару подошли войска под командованием Чагатая и Угедея. Они обложили город, защищавшийся Инальчиком Кайыр-ханом с 50-тысячным гарнизоном.

Китайский мыслитель и автор трактата «Искусство войны» Сунь-цзы писал: «Война – это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели». К войне всегда относились с предельной серьезностью, а потому не стоит считать, что Хорезмшах Мухаммед Ала ад-Дин поступил неверно, рассовав свою армию по крепостям вдоль Сырдарьи. К тому же правитель государства Хорезмшахов был достаточно опытным полководцем и действовал он против монголов ровно так же, как действовал любой другой правитель оседлого государства, столкнувшийся с кочевниками. Так действовали китайские и римские императоры, русские цари и так действовали хорезмийцы. Что он сделал? Он расставил гарнизон по мощным приграничным крепостям вдоль Сырдарьи, а основные силы, порядка 110 тысяч воинов, оттянул в Самарканд, который стал тыловой базой и стратегическим резервом государства Хорезмшахов. Еще порядка 20 тысяч воинов Мухаммед Ала ад-Дин оставил в Бухаре.

По задумке Хорезмшаха, кочевники не смогут быстро взять крепости с сильными гарнизонами, а прорвавшиеся через линию укреплений отдельные монгольские отряды будут встречены основными силами в Самарканде. После того, как основные силы разобьют прорвавшиеся отряды монголов, они должны были прийти на помощь пограничным войскам. Таков был план Хорезмшаха Мухаммеда Ала ад-Дина. Этот план был довольно распространен в битвах против кочевых народов: у римских императоров была «линия Лимис» и мобильная армия комитатов в пограничных городах недалеко от линии границ, у русских царей была линия на реке Ока и войска в Москве, у китайцев эту же функцию выполняла Великая Китайская стена.

 

Отрар

Чингисхан нанес удар по Отрару в октябре 1219 года. Осадой занялись войска Чагатая и Угедея, которым удалось перекрыть доступ Отрара к источнику воды. Вскоре в городе закончились запасы продовольствия. К этому стоит добавить, что на вооружении у монголов были превосходные китайские артиллеристы вместе с различными видами метательных и осадных орудий. Несмотря на это Инальчик Кайыр-хан отчаянно оборонял крепость и сопротивлялся до последнего. После пятимесячных сражений крепость пала, Кайыр-хан был схвачен. Его взяли в плен, привели к Чингисхану, который велел ему залить серебра в уши и в рот в отместку за казненных монгольских посланцев. Что касается города, то он был сожжен, практически уничтожен, и с тех пор так и не возродился вновь.

Пока шла оборона Отрара Чингисхан не предпринимал активных действий. Он выжидал ответных мер со стороны Мухаммеда Ала ад-Дина, который, в свою очередь, тоже ждал развития событий, находясь в Самарканде. Однако в последние месяцы осады Отрара Чингисхан совершил блестящий маневр: он с основными силами отправился в низовья Сырдарьи, потом перешел пустыню Кызылкум и внезапно для врага оказался в тылу у Хорезмшаха в Бухаре. Точно такой же маневр он предпринял во время борьбы с чжурчжэнями, когда совершил переход через пустыню Гоби, обойдя Великую Китайскую стену.

Таким образом Чингисхан обошел пограничные укрепления государства Хорезмшахов вдоль Сырдарьи и в феврале-месяце перешел пустыню.

 

Осада города Отрар

 

Бухара

Внезапная атака Бухары застала командующего гарнизоном города врасплох. Обложив город со всех сторон, Чингисхан в течение трех дней штурмовал город. На третий день командующий гарнизоном, взяв с собой защитников крепости, осуществил вылазку через монгольские заставы и бросился бежать. Однако далеко уйти им не удалось. Монгольское командование организовало погоню за беглецами, настигла их, окружила и перебила.

Бухара осталась полностью беззащитной, но оставшиеся 400 защитников продолжили сопротивление и держались 12 дней. Оставленные без защиты улемы и купцы вышли из города и сдались. Чингисхан знал, что именно бухарские купцы забрали основную часть его сокровищ, а потому решил устроить здесь показательную порку чтобы показать державе Хорезмшаха пример ужаса. Чингисхан верхом на лошади поднялся в Соборную мечеть, весьма благосклонно выслушал проповедь имама и сказал: «Не понимаю почему вы должны молиться в одном месте, когда Господь повсюду, а я кара божья, посланная вам чтобы вас покарать». После этого он приказал собрать всех жителей мужского пола за пределами городских стен без имущества под предлогом проведения переписи. Когда население города было собрано из толпы выделили всех богатых купцов и конфисковали все отнятое у каравана Чингисхана имущество. Когда долг был уплачен началось истребление: богатые и знатные мужчины были казнены, все остальные, кто мог носить оружие были согнаны в т.н. «хашар» (пленные, используемые при осаде крепостей для подкопов, создания осадных валов и как живой щит). В конце концов город полностью повторил судьбу Отрара, был окончательно разграблен и сожжен. Однако в отличие от Отрара, Бухаре удалось восстановиться в XIV веке.

 

Самарканд

Толпы пленных, ведомые войсками Чингисхана, отправились в сторону Самарканда не с востока как предполагалось Хорезмшаху Мухаммеду Ала ад-Дину, а с запада. Бои шли с преимуществом монгольских войск, а союзные армии вассальных Чингисхану племен штурмовали и осаждали пограничные крепости вдоль Сырдарьи. Когда с крепостями было покончено они прибыли в Самарканд. Хорезмшах Мухаммед Ала ад-Дин с отборным отрядом в 30 тысяч воинов прорвался из Самарканда и бросился бежать к Амударье, рассчитывая уйти в Хорасан. Знатные люди брошенного Самарканда, оставшись без защиты, сдались. Командир гарнизона Самарканда Тугай-бей выговорил себе жизнь и прощение прошением о приеме на службу к Чингисхану. Что касается сдавшихся кипчакских воинов, то им сначала пообещали прощение, потом вывели за стены Самарканда, переодели в монгольскую одежду, а ночью окружили и перебили.

Самарканд ждала участь Бухары и Отрара: сожжение, разграбление и уничтожение. Только четверти стотысячного населения Самарканда удалось уцелеть. Он тоже не восстановится до XIV века пока эмир Тимур не превратит его в свою столицу. До этого момента город лежал в руинах.

 

 

Тактика Темур-Малика

Падение столицы вызвало катастрофу всего Хорезма. Пограничные крепости, которые еще сопротивлялись на Сырдарье, стали сдаваться. Темур-Малик, один из храбрейших генералов государства Хорезмшахов, отчаянно сопротивлялся монгольскому войску. С падением обороны Ходжента в 1220 году он с тысячью воинов закрепился на небольшом острове в Сырдарье. Некоторое время монголы с помощью пленных пытались построить переправы на осажденный остров, однако войска Темур-Малика раз за разом совершали вылазки и с боем разбивали проложенные гати. Как пишет историк Ала ад-дин Ата Малик ибн Мухаммед Джувейни, по приказу Темур-Малика его войска соорудили 12 плотов, которые были защищены сырым войлоком, обмазанным мокрой глиной с добавкой уксуса, чтобы их нельзя было поджечь или пробить стрелами. Темур-Малик оборонялся самоотверженно, а монгольское войско продолжало вести преследование: они осыпали небольшой флот Темур-Малика градом стрел с подожженной нефтью, тянули цепь через реку, но, когда монголы заградили ему путь, установив по обоим берегам камнеметы и соорудив плавучий мост, войску Темур-Малика пришлось принять битву. В этом бою он потерял войско и отступил к Коне-Ургенчу, а позже даже выиграл сражение с сыном Чингисхана Джучи, освободив город Яныкент. Государство Хорезмшахов развалилось.